Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме «Природные зоны. Степь» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира 4 класс УМК «Гармония»
Разработан учителем начальных класоов МБОУ "Гимназия №5 г. Морозовска"
Валько Е.А.
"Природные зоны России. Степь".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование:
карта "Природные зоны», карточки с названиями изученных зон, фотографии изученных зон, презентация, карточки опоры, информационные карты с материалом энциклопедий и справочников, интернет.
СЛАЙД
Орг. момент
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест …
- О чем это стихотворение?
(о природных зонах)
- А что такое ПЗ? (дети дают определение)
2. Создание проблемы
- Угадайте по описанию узнать природную зону? И найти соответствующее фото и покажите на карте?
Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; деревья толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. (Тундра)
Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. На территории ведутся научные исследования (Арктика)
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. (Лес)
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- Мы изучали эту ПЗ?
- Как Вам удалось так легко узнать эту ПЗ?
- Давайте вспомним по какому плану изучаем ПЗ? (на доске составляю кластер)
расположение, климат степь занятия населения, экологические проблемы
растительный мир животный мир
3. Изучение новой темы
- Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и поработать в научных группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе
У Вас есть задание и алгоритм ответа.
1 группа – географы. - Какова Ваша задача?
(выяснить географическое положение и климат зоны степь)
2 группы – ботаники. - Что Вы будете изучать? (растительный мир зоны степь, и особенности и представителей.)
3 группа – зоологи. – В чем заключается ваша работа? (изучить животный мир и представителей.)
4 группа - экологи. - Что будете Вы исследовать?
- Предлагаю группам приступить к выполнению заданий. А степной жаворонок известит об окончании работы
- Группа – географы Вам слово.
1 группа - географы
Карточка-помощница. Используя учебник с. 140-141, карту природных зон ответь на вопросы и заполни таблицу.
|
1.Где расположена зона степей? (показать на карте природных зон) горы, возвышенность. лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры). Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны Какие почвы преобладают в этой зоне? Степная зона расположена _____________________________________, на карте на обозначена _________________________ Снеговой покров _____________________________________________________________ |
Лето___________________ и____________________________________________
Часто дуют иссушающие почву___________________, иногда возникают______________
Главная причина безлесья этой зоны ________________________________
В степи, как и в лесу, верхний слой почвы покрывает подстилка из ___________________________________________________________. Главное отличие степей от других природных зон – это ________________________________________
|
Лето |
жаркое, сухое |
|
Зима |
суровая, холодная |
|
Особенности зоны |
Дожди ливневые |
|
ветры-суховеи |
|
|
бураны |
|
|
Почва богата перегноем |
- Особенность климата зоны степь в том, что больше солнечного света и тепла, но меньше осадков.
СЛАЙД
Группа 2 – ботаники
Карточка – помощница.
Используя учебник с. 142-143., дополнительную литературу, ответь на вопросы и заполни таблицу.
1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях листьях,листьях)
3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?
4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?
|
Особенность растений. (Форма листьев, особенности корня) 2. Перечислите растения |
Засухоустойчивые. Колючки или мелкие листья, чтобы меньше было испарение. Представлены луковичные корневые растения. Безлесье, мало деревьев Травяной покров сплошной. фото |
- Благоприятное время для растений – это весна. В это время они спешат использовать весеннюю влагу, за короткий срок отцвести и созреть, пока не наступило засушливое лето.
СЛАЙД
Группа 3 - зоологи
Карточка – помощница зоологов
Ответьте на вопросы, используя учебник 144-145, энциклопедию
1) Какие группы животных обитают степи?
3. Как птицы приспособились к условиям степи? (чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)
6. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
7. Как они приспособились к условиям степной зоны? (чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)
|
1. Группы животных, обитающих в степи? 2.Чем питаются? 3.Как приспособились к условиям степи? 2. Назовите представителей |
- Из-за того, что растительный мир не так многобразен большинство животных - травоядные
СЛАЙД
Группа 4 - экологи
Карточка – помощница экологов.
- Ответьте на вопросы, используя учебник с146-147, дополнительную литературу.
1. Назовите основные занятия населения степной зоны.
2. Какие культуры возделывают на полях, в садах, на бахчах?
3. Назовите экологические проблемы степной зоны.
4 Что делается для охраны природы?
|
1.Перечислите основные занятия населения. 2.Экологические проблемы. 2. Какие животные и растения занесены в Красную книгу? |
а) земледелие б) скотоводство в) сельское хозяйство е) садоводство д) промышленность а) браконьерство б) вытаптывание кормовых трав в) засуха, пожары |
- Я предлагаю вашему вниманию фильм об удивительной природной зоне в которой живем и мы с Вами.
фильм
- Особенно весной степь очень красива, хотелось бы сохранить ее красоту.
В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений на грани исчезновения.
СЛАЙД
В Ростовской области для охраны растительного и животного мира созданы природные заповедники, заказники. Один из них это уникальный степной заповедник «Ростовский», который располагается на острове Водный озера Маныч-Гудило. Здесь же из века в век гнездятся перелетные птицы, занесенные в «Красную книгу»: журавли, дикие гуси и кулики.
Хорёк степной , Выхухоль, Филин, Колпица, Журавль красавка, Дрофа, Шмель степной, Богомол обыкновенный, Узорчатый полоз, Гадюка степная, Зайчик земляной, или тарбаганчик, тюльпан, валерьяна лекарственная, пион узколистый, кувшинка белая, ландыш майский, Ковыль красивейший, Василек русский,
- Что мы можем сделать для охраны природы? (рассказывает ученик)
Не бросай мусор в лесу.
Не рви цветы.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Подкармливай птиц.
Бережно используй воду.
Сажай деревья и цветы.
Мы, дети, будущее Дона
Земли любимой сохраним дары.
Освободим от грязи рек затоны,
Посадим лес и вырастим цветы.
Мы одолеем мусор, будь уверен
Прекрасный и богатый
край Донской!
- С какой ПЗ познакомились? Я предлагаю составить синквейн.
Рефлексия. Синквейн.
СЛАЙД
Д/З с.140-147 отвечать на вопросы.
узнай как охраняют природу в нашем крае.

















Сафронова Елена Леонидовна
Алина Яковлевна Корогод