Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Зона смешанных и широколиственных лесов»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Зона смешанных и широколиственных лесов».
Цель: создать условия для сформирования представления о лесах России.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;
- познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
- познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
- учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
- формировать умение пользоваться учебной литературой;
- развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
- воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.
Метапредметные:
- совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
- развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;
- создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;
Личностные:
- формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению. Проверка домашнего задания. Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тайги. Актуализация опорных знаний, выявление проблемы. Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны смешанных широколиственных лесов Первичное закрепление материала. Цель этапа: развитие коммуникативных способностей. Контроль и оценивание. Цель этапа: проверка полученных знаний. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | - Ребята, наш урок хочу начать с притчи: - Как вы будете работать на уроке, какие вы получите знания, всё зависит от вас самих. Всё в ваших руках. Творческой вам работы на уроке! - Над каким разделом мы работаем? - С какими природными зонами уже познакомились? (показать на карте на экране) - По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? - Продолжите предложения: - Зона тайги расположена… - Климат тайги… - В тайге преобладают…деревья. - В тайге живут бурые медведи…. - Птицы тайги… - Человек в тайге… - Найдите и покажите на карте природную зону лесов. - Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? - Где находится? - Каким цветом обозначена? - Какие пространства занимает? - Одним ли цветом закрашена эта природная зона? - О каком лесе вы уже узнали? -Какие ещё есть леса? - Ребята определите тему урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие задачи нам предстоит решить, чтобы прийти к цели? - Вспомните план, по которому изучаем природную зону. План. Географическое положение. Природные условия. Растительный мир. Животный мир. Деятельность человека. - Давайте разберемся, что такое смешанные и широколиственные леса? - Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья. - Почему? - Каких деревьев в тайге мы не встречаем? - Как думаете, почему? Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия. - А что влияет на эти климатические условия? - Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес. - Какие виды лиственных деревьев леса вы знаете? - Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным. Почему? Вывод: В зоне широколиственных лесов климат еще более теплый. Хвойных деревьев нет, только лиственные. - Зона смешанных и широколиственных лесов находится южнее тайги. (показ на карте) - И так, ребята, мы ответили на первый и второй пункты нашего плана. Далее будете работать по группам. - 1 группа Должны узнать о растениях изучаемой природной зоны. - 2 группа – Ищут информацию о животных. - 3 группа – Узнают, чем занимается коренное население. - На эту работу 15 минут времени отводим. Далее группы представляют свои сообщения. - Предлагаю выполнить интересное задание, поработав в паре. Восстановите текст: Смешанные и широколиственные леса, как правило, __________________. Верхний древесный ярус занимают высокие __________ и ____________ . Ниже растут _________ , _________, __________, _________ , __________, _________. Еще ниже – кустарниковый ярус : ____________, _____________,____________,_____________. Под кустарниками прячутся __________, __________, ___________. Давайте заполним таблицу.
- Ваше домашнее задание: Собрать «Лесную аптечку» из нескольких лекарственных растений зоны смешанных лесов. (для 1 варианта) Приготовить одно сообщение о некоторых животных и растениях смешанных лесов из Красной книги. (для 2 варианта) - Наш урок подходит к завершению. Давайте подведём итог. - Изменяется ли растительный и животный мир, двигаясь по природным зонам к югу? Почему? (климат становится теплее) - На какие вопросы мы сегодня ответили? Что нового вы узнали о зоне лесов? Какую цель ставили? - Как вы считаете, достиг ли наш урок цели? - Что помогло вам прийти к цели? - Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке. - Продолжите фразу: - Мне удалось… - Я узнал новое… - Меня удивило… - Хочу поблагодарить… - Хочу поделиться… - Наш урок хочу закончить словами С. Смирнова Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверни её святынь. | - Природные зоны России. - Зона Арктических пустынь, тундра, зона тайги. - По тайге. Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что зона смешанных и широколиственных лесов находится южнее тайги, на карте она обозначена голубым цветом. - Нет для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света - Лиственных. - Солнечная энергия, тепло, свет. - Должно быть теплее и светлее |