Конспект урока по алгебре в 8 классе «Как зависит положение прямой вида у = кх + l в прямоугольной системе координат от коэффициентов к и l »
Конспект урока по алгебре в 8 классе
Тема урока «Как зависит положение прямой вида у = кх + l в прямоугольной системе координат от коэффициентов к и l »
Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворов, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
Урок систематизации и обобщения знаний.
Линейная функция, 8 класс.ppt
PPT / 1.34 Мб
Цели урока:
Выявить зависимость расположения прямой у=кх+l в координатной плоскости от коэффициентов к и l. Формировать умение строить графики зависимости, используя эти навыки;
Развивать коммуникативные умения, умении анализировать и делать выводы, читать график . Развивать графические навыки.
Воспитание коллективизма, умения работать в группе. Воспитание аккуратности.
План урока
Оргмомент. (слайд№1)
Учитель здоровается с детьми, объявляет тему урока. Учитель наводящими вопросами пытается добиться от учащихся формулировки целей урока. (слайд№2)
Устная работа Разминка (фронтальная работа) (слайд№3)
Назвать коэффициенты к и l прямой, заданной уравнениями:
1) у = 2х -7 3) у = 4 – 3х
2) y = -0,9х + 4 4) у = -2
Назвать угловой коэффициент прямой:
1) y=2x 3) y=6-x
2) y=3x+5 4) y=0,5x+6
Какой угол, тупой или острый, образует каждая прямая с положительным направлением оси Ox
Назвать уравнения, которые задают параллельные прямые на координатной плоскости: (слайд №4)
y=2x y=2-3x y=0,5x+1 y=8+2x y=0,5x
y=4+2x y=2x-3 y=3+0,5x
Основная часть урока. Работа в группах.
Класс разбит на 6 групп по 4-5 человек. Группы получают задания. В каждой группе есть командир, который распределяет задания между членами группы, координирует работу группы. Это должен быть инициативный ребёнок и разбирающийся в математике. Когда группы работают, учитель наблюдает за группами и если нужна помощь, помогает им. Во время выполнения заданий, каждый ребёнок в группе может не строить все графики, а построить в тетради только пару графиков, а группа делает вывод, обсуждая все графики участников группы.
1 группа.
Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=3х, у=, у=2х+1
Сравнить первый и последний графики, сравнить 1,2, и 3 графики. Сделать вывод: как расположены построенные прямые в системе координат, если в уравнении к>0, l=0?
На листе формата А4 фломастером группа изображает график прямой, заданной уравнением у=кх при к>0 . Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
2 группа. Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-3х, у=- , у=-2х+2
Сравнить первый и последний графики, сравнить 1,2, и 3 графики. Сделать вывод: как расположены прямые в системе координат, если
к<0, l=0? На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх при к<0, l=0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
3 группа.
Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=2х+1, у=3х+2, у=3х-2
Сравнить 1,2и 3 графики, сравнить 2,3 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к>0, l >0
На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к>0, l >0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
4 группа.
Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-2х+1, у=-2х+2, у=-2х-3
Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к<0, l >0
На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к<0, l >0
Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
5 группа.
Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=2х-1, у=2х-3, у=2х+4,
Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к>0, l <0
На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к>0, l <0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
6 группа.
Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-2х-1, у=-2х-3, у=-2х+3
Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к<0, l <0.
На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к<0, l <0.
Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.
После работы, каждая группа объясняет свои выводы.
На доске появляется заполненная таблица.
| к>0 | к<0 |
l =0 | | |
l>0 | | |
l<0 | | |
Закрепление изученного материала. Решение упражнений.
После выступления групп, необходимо сделать выводы. Учитель вопросами направляет учащихся для формулировки выводов. Например, вопросы могут быть такими: назвать коэффициенты к и l в каждом уравнении Что показывает коэффициент к? коэффициент l?
Выводы проговариваются и можно показать на экране (слайд№ 5)
Выводы:
Коэффициент k – это угловой коэффициент прямой
Если k>0, то прямая образует острый угол с положительным направлением оси Ох
Если k<0, то прямая образует тупой угол с положительным направлением оси Ох
Коэффициент l в уравнении прямой y=kx+l показывает, в какой точке эта прямая пересекает ось ординат (Оy)
Решение упражнений по слайдам презентации на экране:
1. изображены три прямые в прямоугольной системе координат. Среди изображённых прямых отыщите ту, которая задана уравнением у=4х+2 (слайд№6)
2. изображены три прямые в прямоугольной системе координат. Среди них отыщите ту, которая задана уравнением у=-х+5 (слайд №7)
3. Прямые заданы уравнениями: у=3х, у=3х+2, у=3х-3. Ответить на вопросы: 1) Чему равны угловые коэффициенты каждой прямой? 2) Каково взаимное расположение этих прямых на плоскости? 3) В какой точке каждая прямая пересекает ось ординат? После ответов учащихся появляются на рисунке прямые. (слайд №8)
5. Историческая справка. (слайды №9-10)
Учитель показывает фотографию Рене Декарта и коротко рассказывает о его вкладе в математическую науку. «Декарт был крупнейшим философом и математиком своего времени. Декарт ввел систему координат, которой пользуются и сейчас. Он установил соответствия между числами и отрезками на прямой, таким образом ввел алгебраический метод в геометрию. Выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости прямые линии.»
Учитель показывает фотографию Пьера Ферма и коротко рассказывает о нём. «Одновременно с Декартом Ферма пришел к созданию аналитической геометрии - науки, описывающей геометрические фигуры при помощи координат и формул. Однако Ферма пользовался неудобными обозначениями и не претендовал на открытие "универсальной математики", поэтому его рукопись была менее известна, чем "Геометрия" Декарта.»
Валеологическая пауза для глаз.
На экране показаны глаза, следуя за ними, выполняем упражнения глазами. (слайды №11,12,13)
Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
Самостоятельная работа на 2 варианта.
1 задание.
1 вариант 2 вариант
Не вычерчивая графики, выбрать пары параллельных прямых, заданных уравнениями:
а) у = 3х – 1 а) у = 0,5х - 1
б) у = 2 + 3х б) у = 1 – 0,5х
в) у = 0,3х в) у = 0,5х
2 задание
Укажите те из прямых, угловой коэффициент которых положителен
1 вариант
2 вариант
3 задание
Найти ошибки и построить верно график зависимости
1 вариант
2 вариант
После выполнения самостоятельной работы на экран проектируются правильные ответы и ребята проверяют работу соседа по парте. За хорошие работы учитель выставляет отметки.
Правильные ответы:
1 вариант 2 вариант
№1 а,б №1 а,в
№2 1,3 №2 1,3
№3 поднять график вверх №3 поднять график вверх
на 1 единицу на 2 единицы
7.Пояснения к домашнему заданию.
8Релаксация. Учитель выдаёт ребятам смайлики и ученик выбирает нужный ему элемент в зависимости от того, как он понял тему урока.