Конспект урока по алгебре в 8 классе «Как зависит положение прямой вида у = кх + l в прямоугольной системе координат от коэффициентов к и l »

1
0
Материал опубликован 5 October 2020

Конспект урока по алгебре в 8 классе

Тема урока «Как зависит положение прямой вида у = кх + l в прямоугольной системе координат от коэффициентов к и l »

Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворов, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2014.

Урок систематизации и обобщения знаний.


Линейная функция, 8 класс.ppt
PPT / 1.34 Мб


Цели урока:

Выявить зависимость расположения прямой у=кх+l в координатной плоскости от коэффициентов к и l. Формировать умение строить графики зависимости, используя эти навыки;

Развивать коммуникативные умения, умении анализировать и делать выводы, читать график . Развивать графические навыки.

Воспитание коллективизма, умения работать в группе. Воспитание аккуратности.

План урока

Оргмомент. (слайд№1)

Учитель здоровается с детьми, объявляет тему урока. Учитель наводящими вопросами пытается добиться от учащихся формулировки целей урока. (слайд№2)

Устная работа Разминка (фронтальная работа) (слайд№3)

Назвать коэффициенты к и l прямой, заданной уравнениями:

1) у = 2х -7 3) у = 4 – 3х

2) y = -0,9х + 4 4) у = -2

Назвать угловой коэффициент прямой:

1) y=2x 3) y=6-x

2) y=3x+5 4) y=0,5x+6

Какой угол, тупой или острый, образует каждая прямая с положительным направлением оси Ox

Назвать уравнения, которые задают параллельные прямые на координатной плоскости: (слайд №4)

y=2x y=2-3x y=0,5x+1 y=8+2x y=0,5x

y=4+2x y=2x-3 y=3+0,5x





Основная часть урока. Работа в группах.

Класс разбит на 6 групп по 4-5 человек. Группы получают задания. В каждой группе есть командир, который распределяет задания между членами группы, координирует работу группы. Это должен быть инициативный ребёнок и разбирающийся в математике. Когда группы работают, учитель наблюдает за группами и если нужна помощь, помогает им. Во время выполнения заданий, каждый ребёнок в группе может не строить все графики, а построить в тетради только пару графиков, а группа делает вывод, обсуждая все графики участников группы.

1 группа.

Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=3х, у=t1601879185aa.gif, у=2х+1

Сравнить первый и последний графики, сравнить 1,2, и 3 графики. Сделать вывод: как расположены построенные прямые в системе координат, если в уравнении к>0, l=0?

На листе формата А4 фломастером группа изображает график прямой, заданной уравнением у=кх при к>0 . Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.



2 группа. Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-3х, у=- t1601879185aa.gif , у=-2х+2

Сравнить первый и последний графики, сравнить 1,2, и 3 графики. Сделать вывод: как расположены прямые в системе координат, если

к<0, l=0? На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх при к<0, l=0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.



3 группа.

Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=2х+1, у=3х+2, у=3х-2

Сравнить 1,2и 3 графики, сравнить 2,3 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к>0, l >0

На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к>0, l >0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.



4 группа.

Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-2х+1, у=-2х+2, у=-2х-3

Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к<0, l >0

На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к<0, l >0

Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.

5 группа.

Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=2х, у=2х-1, у=2х-3, у=2х+4,

Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к>0, l <0

На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к>0, l <0. Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.

6 группа.

Задание. Построить в тетрадях графики зависимостей, заданных уравнениями: у=-2х, у=-2х-1, у=-2х-3, у=-2х+3

Сравнить 1,2 графики, сравнить 1,2 и 3 графики, сравнить 1, 2 и 4 графики. Сделать вывод о расположении прямой в системе координат, если к<0, l <0.

На листе формата А4 фломастером изобразить график прямой, заданной уравнением у=кх+l при к<0, l <0.

Этот лист группа должна прикрепить на доске в соответствующей ячейке таблицы.

После работы, каждая группа объясняет свои выводы.

На доске появляется заполненная таблица.




к>0

к<0

l =0




l>0




l<0






Закрепление изученного материала. Решение упражнений.

После выступления групп, необходимо сделать выводы. Учитель вопросами направляет учащихся для формулировки выводов. Например, вопросы могут быть такими: назвать коэффициенты к и l в каждом уравнении Что показывает коэффициент к? коэффициент l?

Выводы проговариваются и можно показать на экране (слайд№ 5)

Выводы:

Коэффициент k – это угловой коэффициент прямой

Если k>0, то прямая образует острый угол с положительным направлением оси Ох

Если k<0, то прямая образует тупой угол с положительным направлением оси Ох

Коэффициент l в уравнении прямой y=kx+l показывает, в какой точке эта прямая пересекает ось ординат (Оy)

Решение упражнений по слайдам презентации на экране:

1. изображены три прямые в прямоугольной системе координат. Среди изображённых прямых отыщите ту, которая задана уравнением у=4х+2 (слайд№6)

2. изображены три прямые в прямоугольной системе координат. Среди них отыщите ту, которая задана уравнением у=-х+5 (слайд №7)

3. Прямые заданы уравнениями: у=3х, у=3х+2, у=3х-3. Ответить на вопросы: 1) Чему равны угловые коэффициенты каждой прямой? 2) Каково взаимное расположение этих прямых на плоскости? 3) В какой точке каждая прямая пересекает ось ординат? После ответов учащихся появляются на рисунке прямые. (слайд №8)

5. Историческая справка. (слайды №9-10)

Учитель показывает фотографию Рене Декарта и коротко рассказывает о его вкладе в математическую науку. «Декарт был крупнейшим философом и математиком своего времени. Декарт ввел систему координат, которой пользуются и сейчас. Он установил соответствия между числами и отрезками на прямой, таким образом ввел алгебраический метод в геометрию. Выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости прямые линии.»

Учитель показывает фотографию Пьера Ферма и коротко рассказывает о нём. «Одновременно с Декартом Ферма пришел к созданию аналитической геометрии - науки, описывающей геометрические фигуры при помощи координат и формул. Однако Ферма пользовался неудобными обозначениями и не претендовал на открытие "универсальной математики", поэтому его рукопись была менее известна, чем "Геометрия" Декарта.»

Валеологическая пауза для глаз.

На экране показаны глаза, следуя за ними, выполняем упражнения глазами. (слайды №11,12,13)

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Самостоятельная работа на 2 варианта.

1 задание.

1 вариант 2 вариант

Не вычерчивая графики, выбрать пары параллельных прямых, заданных уравнениями:

а) у = 3х – 1 а) у = 0,5х - 1

б) у = 2 + 3х б) у = 1 – 0,5х

в) у = 0,3х в) у = 0,5х

2 задание

Укажите те из прямых, угловой коэффициент которых положителен

1 вариант

t1601879185ab.png

2 вариант

t1601879185ac.png

3 задание

Найти ошибки и построить верно график зависимости





1 вариант

t1601879185ad.gif









2 вариант

t1601879185ae.gif









После выполнения самостоятельной работы на экран проектируются правильные ответы и ребята проверяют работу соседа по парте. За хорошие работы учитель выставляет отметки.

Правильные ответы:

1 вариант 2 вариант

1 а,б №1 а,в

2 1,3 №2 1,3

3 поднять график вверх №3 поднять график вверх

на 1 единицу на 2 единицы

7.Пояснения к домашнему заданию.

8Релаксация. Учитель выдаёт ребятам смайлики и ученик выбирает нужный ему элемент в зависимости от того, как он понял тему урока.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.