Урок по математике в 4 классе «Виды треугольников в зависимости от вида угла»
Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной длины для построения треугольников, шнурок для демонстрации египетского треугольника, личики разного цвета для проведения рефлексии.
Ход урока:
1. Учитель: - Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить оценки. Желаю Вам удачи!
2. Математическая разминка + актуализация знаний, введение в тему. СЛАЙД 2.
Т |
3 ∙ 26 – 18 = 60 |
К |
900 - 500 |
Е |
200 ∙ 7 – 300 = 1100 |
Н |
649 – 40 – 9 = 600 |
У |
250 + 700 = 950 |
Р |
880 : 4 ∙ 10 = 2200 |
Г |
4 + 96 : 2 = 52 |
И |
482 – 60 = 422 |
О |
40∙ 80 : 100 =32 |
Ь |
300 ∙ 9 – 200 = 2500 |
Л |
560 : 7 ∙ 4 = 320 |
И |
5000 х 0 |
60 |
2200 |
1100 |
950 |
52 |
32 |
320 |
2500 |
600 |
422 |
400 |
0 |
т |
р |
е |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
и |
Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате появляется слово «треугольники». (Работа в парах).
- Попробуйте определить состав слова «треугольники» (сложное слово, два корня - тр-, уголь-). Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла.).
СЛАЙД 3. - Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках).
- Откройте содержание учебника (стр. 127), прочитайте название темы урока на странице 105 (Виды треугольников).
- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами? (Узнать, какими бывают треугольники).
3. Работа над новым материалом (работа с учебником, стр. 105).
А) № 418. – Какие бывают углы? СЛАЙД 4.
- Каким образом будем определять вид углов?
Б) - Как вы думаете, может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Попробуйте выложить такой треугольник из полосок. Получилось?) Какой вывод можно сделать, какой треугольник называется тупоугольным?
В) Попробуйте начертить треугольник, у которого два прямых угла. Как будем работать? (Строим произвольный отрезок – одну из сторон. Затем строим два прямых угла с вершинами на концах отрезка. Изображённые стороны прямых углов расположены параллельно, поэтому не пересекутся). Вывод: какой треугольник называется прямоугольным? А остроугольным?
Г) Чтение вывода по учебнику.
4. Физминутка.
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
5. Работа над материалом урока.
А) № 419. – Легко ли определить вид треугольника «на глаз»? Какие инструменты можно использовать для определения вида треугольника? Определяем вид треугольника, используя угольник. (Показ на доске).
Б) Самостоятельная работа. - Начертите остроугольный треугольник, тупоугольный и прямоугольный треугольники.
В) - Ребята, как Вы думаете, а где в нашей жизни можно использовать треугольник? (СЛАЙД 5 - музыкальный инструмент; СЛАЙД 6 - созвездие Треугольник; СЛАЙД 7 - египетские пирамиды – грани имеют треугольную форму). СЛАЙД 8. Оказывается, ещё в Древнем Египте землемеры (гарпедонавты) для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда называют египетским. (Демонстрация). СЛАЙД 9. Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Г) – А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.
- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.
- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники, тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными, тупоугольными, остроугольными?
5. СЛАЙД 10. Домашнее задание: раскрасить витраж, используя знания, полученные на уроках рисования; сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму.
6. СЛАЙД 11. Подведение итогов. Рефлексия.
-
7. Спасибо за работу! СЛАЙД 12.
САМОАНАЛИЗ
Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)».
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций: формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока; развивалась ценностно-смысловая компетенция - эта компетенция связана со способностью видеть и понимать окружающий мир (ребята не просто знакомятся с треугольниками и их видами, но и обращают внимание на то, где можно встретить предметы треугольной формы в жизни, сами создают витраж из треугольников); развивалась учебно-познавательная компетенция - знания не давались в готовом виде, перед учащимися ставились проблемы, которые ребята решали, применяя уже имеющиеся знания.
Использовались активные формы и методы обучения: элементы проблемного обучения, обучение через деятельность, работа в парах.
Междисциплинарные связи: русский язык (составление слова, состав слова), окружающий мир (египетский угол, треугольник – музыкальный инструмент, египетские пирамиды), литературное чтение (скороговорка), изобразительное искусство (домашнее задание).
В конце урока проводилась рефлексия – ребята имели возможность оценить свою работу на уроке.
Ребята учились оценивать работу друг друга на уроке.
Домашнее задание состояло из двух частей – обязательное творческое задание и задание, которое предлагалось выполнить по желанию, связанное с работой с дополнительными источниками информации.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором, якобы, происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.
- УГОЛЬНИК: чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, для разметки