Урок математики в 6 классе «Координаты на прямой»
Предмет: математика
Класс: 6
Тема: «Координаты на прямой»
Цель: Расширить представления учащихся о числе, на основе ранее введенных понятий «положительные и отрицательные числа».
Задачи:
Образовательные: тренировать способность к обозначению рациональных чисел точками на координатной прямой и находить точки по ее изображению на координатной прямой; показать применение положительных и отрицательных чисел при решении задач межпредметного характера.
Развивающие: расширение кругозора обучающихся; формирование правильной математической речи; развитие умения анализировать и систематизировать знания об изученных числах.
Воспитательные: уважительное отношение к товарищам; умение анализировать собственные затруднения при решении задач , формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Тип урока: урок закрепления
Оборудование: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 6 кл.», наглядность (термометр –модель, картинки с изображением разных предметов, необходимых на этапе актуализации опорных знаний); раздаточный материал (термометры- модели для каждого ученика, цветные карандаши, индивидуальные карточки).
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Орг. момент |
|
--Здравствуйте! Прозвенел звонок, начинается урок! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. - Ребята, у Вас на столе лежит карточка, с изображенной на ней координатной прямой. Закрасьте карандашом кружок, который соответствуют вашему настроению (любым цветом). - Я надеюсь, что у многих из вас хорошее настроение и оно сохранится таким до конца урока. |
Запись в тетради: число и кл. работа |
II. Актуализация опорных знаний |
|
1) Отгадайте ребус. Это слово играет важную роль на уроке. 2) Ребята, я называю слово или показываю картинку. Вы должны назвать понятия, встречающиеся в жизни, но противоположны по значению.
А) Сказка Б) Грибы -Назовите ядовитые грибы, которые вы знаете. В) Еда - Какую еду мы относим к вредной? Приведите примеры. Г) Движение Д) Привычки - Какие привычки, вы отнесли бы к вредным? Е) Температура 3) Практическая работа Давайте поработаем с нашими термометрами. Я назыавю температуру воздуха, а вы устанавливаете ее на термометре. -10о С, +10о С, 0о С, -15о С, +5о С, -30о С, +25о С. |
А) Добро и зло Б) Съедобные и ядовитые -Поганка, мухомор… В) Вредная и полезная -Чипсы, газированные напитки в больших количествах… Г) Вперед и назад Д) Вредные и полезные - Опаздывать, перебивать… Е) Высокая и низкая, плюсовая и минусовая, положительная и отрицательная |
III. Сообщение темы урока, целеполагание |
|
- Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «Изменить кардинально». - Как вы понимаете эти слова? - Итак, сегодня мы продолжаем работать по теме «Координаты на прямой». - О каких числах мы будем говорить сегодня? -Какие бы цели перед собой поставили |
Рассуждения учащихся, свои мнения
Постановка целей урока, высказывания учащихся (повторить понятия «положительные и отрицательные числа» , показать их применение при решении задач, проверка знаний) |
IV. Работа по теме урока |
|
1) Фронтальный опрос (теоретический материал) - Что такое координатная прямая? Дайте определение. - Что называют координатой точки на прямой? -Какую координату имеет начало координат? - Какими числами являются координаты точек на горизонтальной (вертикальной) прямой, расположенных справа от начала координат (выше), слева (ниже)? 2) Работа над задачей Перед вами чертеж с изображением нашего города и близлежащих городов и населенных пунктов к нам. Задача: Автобус вышел со станции Рубцовск и едет со скоростью 40 км/ч. Где будет находиться автобус через 1ч.; через 2 ч.; через 3ч. (5ч.), если едет в Благовещенку.
3) Математический диктант Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок одну клетку. Отметьте на этой прямой точки и запишите их координаты А) А правее О на 5 клеток; Б) В левее О на 8 клеток; В) С правее А на 2 клетки; Г) К правее В на 2 клетки; Д) М левее В на 2 клетки. |
Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением, называют координатной прямой. Число, показывающее положение точки на прямой. 0 Положительные и отрицательные А (5) В (-8) С (7) К ( -6) М (-10) |
V. Самостоятельная работа |
|
1) Работа по учебнику- работа в парах № 902. Найдите по шкале высоты гор и глубины море и океанов (с последующей проверкой-фронтальный опрос) 2) Проверочная работа (индивидуальная карточка) В-1 Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок одну клетку. Отметьте на этой прямой точки и запишите их координаты |
В-2 Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок одну клетку. Отметьте на этой прямой точки и запишите их координаты |
VI. Подведение итогов. рефлексия |
|
-А сейчас я предлагаю еще раз вспомнить. - Что такое координатная прямая? - Что называют координатой точки на прямой? У вас на столах цветные карандаши и карточка с изображением координатного луча. Нужно изобразить кружок, который вам соответствует. Красный – тема не усвоена (точка, которой соответствует отрицательная координата ); Желтый – недостаточно (0), Зеленый – тема усвоена (положительная координата). |
Ребятам необходимо на карточке с координатным лучом, изобразить схематично выбранный кружок. Варианты |