Конспект урока по Дошкольной педагогике «Формирование культурно-гигиенических навыков»
Конспект урока по Дошкольной педагогике
\
|
Тема урока: Формирование культурно-гигиенических навыков. Цель урока: Сформировать представления студентов о понятии и значении культурно-гигиенических навыков в жизни человека. Задачи урока: 1.Закрепить знания студентов по культурно-гигиеническим навыкам детей. 2.Познакомить студентов с условиями успешного формирования культурно-гигиенических навыков. 3.Формировать у студентов четкое представление о методах и приемах воспитания культурно-гигиенических навыков. 4.Воспитывать уважительное отношение к преподавателю и сокурсникам. Тип урока: Комбинированное учебное занятие. Структура урока (80мин): I. Вводная часть. Организационный момент. Постановка цели. (3 мин). II. Опрос. Закрепление знаний по теме «Режим дня в дошкольном учреждении. » (20) мин. III.Изложение нового материала по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков». (45) мин. План: 1.Понятие о культурно-гигиенических навыках, их значение в жизни человека. 2. Условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Методы, приемы воспитания культурно – гигиенических навыков. 4. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков по возрастным группам. IV.Домашнее задание: выучить и запомнить конспект урока, выделить основные моменты в изложении нового материала. (3) мин. V. Первичное закрепление знаний по новой теме (8) мин. VI.Окончание урока (1) мин. Наглядный материал: Литература: 1. Зебзева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007. 2. Лямина Г. Воспитание культурно- гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание.1976.№2. 3. М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М.: Просвещение, 1985.-174с.
| |||||||||||||||||||||
I 3 мин.
| Организационный момент. Постановка цели Рапорт дежурного или старосты, первичная проверка готовности к уроку. | ||||||||||||||||||||
II 20 мин.
| Опрос. Тема: Режим дня Вопросы: 1.Значение режима дня в жизни ребенка. 2.Какие компоненты включает в себя режим дня: Организация сна; Организация питания; Организация прогулки.
| ||||||||||||||||||||
III 45 мин.
| Объяснение. Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков. План: 1.Понятие о культурно-гигиенических навыках, их значение в жизни человека. 2.Условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Методы, приемы воспитания культурно – гигиенических навыков. 4.Объем и содержание культурно- гигиенических навыков по возрастным группам.
1.Понятие о культурно-гигиенических навыках, их значение в жизни человека. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Воспитание культурно-гигиенических навыков - необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. К культурно- гигиеническим навыкам относятся: Навыки по соблюдению чистоты тела; Культурной еды, умывания, раздевания, одевания; Поддержание порядка в окружающей обстановке; Культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, т.к. дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормами поведения. На формирование культурно-гигиенических навыков оказывают влияние действия взрослых, окружающая обстановка, поведение, манеры, особенно близких людей. Прочность и гибкость навыков зависит от ряда факторов: Условий; Возраста, с которого начинается эта работа; Эмоционального отношения ребенка; Упражнений в определенных действий. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в Дошкольном возрасте, т.к. Центральная нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием и умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, приемам, которые помогают выполнять задания быстро, экономично. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, неопрятности. 2. Условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия: Организация привлекательной и удобной обстановки в Д/С и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей; Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамичных стереотипов; Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка на выполнения; Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпа овладения культурно-гигиеническими навыками; Организация ситуации, обеспечивающих контроль в непривычной для детей обстановке; Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований; Четкий режим дня; Руководство взрослых; Осознание значения культурно-гигиенических навыков. 3. Методы, приемы воспитания культурно – гигиенических навыков. Методы: Показ, пример, объяснение, пояснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях; Игровые приемы ( мл.группа)- дидактические игры, потешки, стихотворения; Наглядные приемы: Показ, пример, проговаривание указания Прямые и косвенные 4.Анализ Программы воспитания и обучения в детском саду. М.А. Васильевой по возр.гр.
| ||||||||||||||||||||
IV 3 мин. | Домашнее задание Вид: Работа с конспектом лекции. Содержание: Выделить и запомнить основные условия, методы и приемы успешного воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.
| ||||||||||||||||||||
V 8 мин. | Первичное закрепление знаний по новой теме. Вопросы и задания:
| ||||||||||||||||||||
VI 1 мин. | Окончание урока. Подведение итогов. Оглашение оценок за работу на уроке. |
7