Выступление «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
К.А. Жуляева
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. Есть необходимость решать проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, так как в современном обществе уровень культуры оставляет желать лучшего. Сегодня дети познают мир с помощью средств массовой информации, телевидение и интернет заменили им реальное общение, как с родителя ми, так и со своими сверстниками.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большой вклад в области формирования культурно-гигиенических навыков у детей сделали учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Следует не забывать о том, что одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения и взрослые должны подавать пример во всем.
Теоретическое изучение проблемы, воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, поставило нас перед необходимостью исследовать воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач работа проводилась в три этапа: метод констатирующего эксперимента, метод формирующего эксперимент и метод контрольного эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие 18 детей.
Для проведения констатирующего этапа были специально отобраны три методики: наблюдение, беседа с ребёнком, методика «Неоконченные рассказы-ситуации», разработанные Г.А. Урунтаевой.
Для определения уровня сформированности культурно–гигиенических навыков у младших дошкольников, нами были разработаны следующие критерии. Высокий- культурно-гигиенические навыки сформированы, ребёнок осознаёт норму поведения, понимает необходимость её выполнения; средний уровень – навыки сформированы не полностью, так как ребёнок начинает осознавать правила поведения и не видит скрытых за ними нравственных норм, не относит правила к другим людям; низкий уровень – для выполнения навыка ребёнку требуется напоминание, ребёнок не осознаёт норму поведения, не понимает необходимость её выполнения.
Наблюдение за детьми осуществлялось во время выполнения бытовых процессов: приёма пищи, одевания, раздевания, мытья рук. Исследования проводились в течение одного дня.
Анализ результатов показал, что у шести детей экспериментальной группы культурно-гигиенические навыки соответствуют высокому уровню сформированности, восемь детей владеют навыками на среднем уровне, у четверых детей навыки не сформированы вовсе (низкий уровень).
Беседа с детьми экспериментальной группы проводилась с использованием вопросов, предложенных Г.А. Урунтаевой:
Зачем нужно мыть руки?
Зачем нужно аккуратно складывать одежду?
Зачем нужно причёсываться?
Как нужно мыть руки?
Цель беседы: диагностика осознания необходимости выполнять культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
Проанализировав ответы детей, можно сделать вывод о том, что восемь детей экспериментальной группы не связывают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков с гигиенической необходимостью. Например, дети с низким уровнем формирования культурно-гигиенических навыков ответили, что они моют руки, потому что «так мама говорит». Здесь требование выступает как внешнее, сознательное отношение к нему отсутствует, смысл его для ребёнка скрыт. Ответ Тимофея (низкий уровень формирования культурно-гигиенических навыков): «Нужно ровно ставить сандалики, чтобы их киска не украла», «Надо быстро и хорошо мыть руки, чтобы получить золотую медаль на соревнованиях», говорит о том, что он связывает необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков со значением для самого себя. Дети со средним уровнем формирования культурно-гигиенических навыков (Варя и Эллина) ответили: «Нужно мыть руки, чтобы есть», на их ответ можно сказать, что дети не понимают обобщенность требований, наполняют их конкретным содержанием. «Руки нужно мыть, чтоб уничтожить микробов и не заболеть!» ответили дети с высоким уровнем формирования культурно-гигиенических навыков. Они связывают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков с гигиенической необходимостью.
На втором этапе опытно – экспериментальной работы мы использовали метод формирующего эксперимента. Нами была разработана серия занятий для работы с детьми, имеющими средний и низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Тематика занятий подобрана с учётом условий эффективности упражнений. Мы старались построить работу таким образом, чтобы, во-первых- у детей были ясно осознанная цель и стремление её достигнуть, второе – обучающиеся знали, каких результатов они добиваются в процессе упражнений, осознавали свои успехи и ошибки, недостатки и их причины.
Ребятам с низким уровнем формирования культурно-гигиенических навыков были прочитаны следующие произведения: А. Барто «Девочка Чумазая», Я.Аким «Неумейка», М. Зощенко «Глупая история» и другие. После чтения мы подробно разбирали каждое произведение с целью осознания детьми нравственных норм, определяющих условия и правила выполнения культурно-гигиенических навыков. Для работы с детьми, имеющими средний и низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, мы спланировали 5 занятий, в которые вошли игровые упражнения, дидактические игры, художественные произведения, которые помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
Методические приёмы, используемые при формировании культурно-гигиенических навыков у детей, практически неизменны на протяжении всего дошкольного возраста, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Эти приёмы используются постоянно, в зависимости от уровня освоения детьми того или иного навыка. На формирующем этапе исследования с детьми экспериментальной группы были проведены следующие беседы: «Вспомним, как надо правильно кушать», «Каждой вещи – своё место», «Культура поведения во время еды», «Наводим порядок в шкафу для одежды», «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело». Целью бесед является формирование тех или иных культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
На третьем этапе опытно - практической работы был использован метод контрольного эксперимента. Его целью являлась повторная оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Контрольный этап предполагает проведение исследования, повторяющего в основных своих моментах исследование констатирующего этапа. Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования-свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных оказать влияние на развитие тех или иных сторон детского развития. Проведение данного этапа исследования было необходимо для того, чтобы выявить, произошли ли какие-либо изменения в уровне сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.
Нами было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Анализ результатов представлен на рисунке 1
Рисунок 1 Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Подробно изучив полученные результаты на контрольном этапе исследования, мы увидели сдвиги развития сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы, которые явились итогом проделанной нами работы.
Пестрякова Елизавета Геннадьевна
Скрипникова Валентина Михайловна