Конспект урока по информатике (7 класс) "Кодирование информации"
Тема: «Кодирование информации»
(УМК Босова ЛЛ. «Информатика и ИКТ»)
Класс: 7
Цель: формировать понимание методов кодирования информации, развивать навыки кодирования и декодирования, осуществить проверку знаний и укрепить междисциплинарные связи.
Задачи:
Образовательные: ознакомить с терминами: код, кодирование, декодирование; обучить различным методам кодирования и декодирования информации; повторить методы упрощения выражений.
Развивающие: показать разнообразие кодов в окружающем мире и значимость кодирования для человека; развивать речь и концентрацию.
Воспитательные: способствовать интересу к предмету, формировать уважение к себе и другим, прививать аккуратность и самостоятельность.
Здоровьесберегающие: соблюдать технику безопасности, разнообразить виды деятельности для предотвращения утомления.
Средства обучения: учебник Босовой ЛЛ. «Информатика и ИКТ», тетради, раздаточные материалы с практическими заданиями, доска.
Методы обучения: словесные (беседа), практические (решение задач), наглядные (таблицы, схемы).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: проектный урок.
Ход урока.
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | |
2. Повторение | |
Сегодня мы начинаем изучать новую главу под названием «Кодирование информации». Пожалуйста, откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату, а также тему занятия — «Кодирование информации». | Открывают тетради, записывают. |
Давайте повторим с вами знания, полученные на прошлом уроке. Что такое информация? | Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии. |
Что такое информационный процесс? | Информационный процесс представляет собой серию упорядоченных действий, выполняемых с информацией, которая может проявляться в форме данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и так далее, с целью достижения определенного результата или цели. |
Какие действия с информацией выполняет человек? | Существует три категории информационных процессов: сохранение, передача и обработка данных. Сохранение данных подразумевает их распределение во времени. Люди могут хранить информацию либо в своей памяти, либо на внешних носителях, наиболее распространенным из которых является бумага. Обработка информации является ключевым аспектом трансформации данных. Информация может быть передана для будущего использования или дальнейшей обработки. |
Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации? | Бит |
Следующая за ней? | Байт |
1 байт это сколько бит? | 8 |
А следующая единица после байта? | Кбайт |
Сколько в 1Кбайте байт? | 1024 |
Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики. А в компьютере, какие бывают виды информации? | звуковая, графическая, текстовая |
3. Изучение нового материала | |
Сегодня речь пойдет о информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации. | Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме. |
В нашей повседневной жизни мы неоднократно сталкиваемся с закодированной информацией, которая передается с помощью особых знаков или кодов. К таким кодам относятся нотная запись музыкальных произведений, фонетические символы в речи и метеорологический календарь. Сигналы светофора также представляют собой закодированное сообщение. Мы способны интерпретировать эту информацию и принимать решения, например, переходить ли дорогу или подождать зеленый свет. Для успешной передачи данных от отправителя к получателю необходимо, чтобы получатель не только улавливал информацию, но и умел ее расшифровывать. Информация передается через разнообразные знаки, которые могут быть визуальными, звуковыми или даже жестами. Одинаковые на первый взгляд сигналы могут иметь разные значения. Например, сигнал будильника говорит о том, что пора вставать, тогда как дверной звонок сообщает о визите. Чтобы избежать недопонимания, важно создать общие правила для интерпретации знаков и сигналов — то есть разработать определённый код. Вся информация существует в закодированном виде. Когда мы записываем в тетради, мы используем буквы, которые представляют собой известную каждому систему кодирования — алфавит. У других народов существуют свои системы, а в более сложных случаях используются иероглифы. Звуки также могут быть закодированы; например, музыку можно записывать в нотах. В древности в Руси применялась особая запись музыки с помощью крюков. Информацию можно хранить не только в текстовом и звуковом форматах, но и в графическом. Например, увеличительное стекло позволяет увидеть, что рисунок состоит из точек — это и есть растр. Для защиты информации используется кодирование, и с давних времён появились криптограммы, которые представляют собой тайнопись. Одним из самых известных кодов является азбука Морзе, разработанная Самюэлем Морзе, где каждой букве и цифре соответствует последовательность коротких и длинных сигналов. | |
Теперь давайте сформулируем определения. Как вы считаете, что обозначает кодирование информации? А как насчет кода? И декодирования? Кодирование информации можно охарактеризовать как процесс преобразования данных из одной формы представления в другую, которая более подходящая для их хранения. | Записывают определение в тетрадь |
Код-система знаков для представления информации. | Записывают определение в тетрадь |
Декодирование – процесс обратный кодированию. | Записывают определение в тетрадь |
Метод кодирования определяется в зависимости от намерений его использования: уменьшение объема данных, обеспечение конфиденциальности информации, упрощение обработки и так далее. | |
Существуют три основных вида кодирования текста: | Записывают определение в тетрадь |
Графический –с помощью специальных рисунков. Числовой –с помощью чисел Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. | Записывают определение в тетрадь |
Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой. | Записывают определение в тетрадь |
4. Закрепление | |
Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование. Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями. Каждое задание выполняется на доске. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. | Выполнение практических заданий |
А теперь, рассмотрим другой способ кодирования. Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например, Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом. В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода). Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах. Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13). Первый две цифры (или три) – код страны; следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия); другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет); последняя цифра – контрольная. | Учащиеся смотрят на примеры штрих-кодов, нарисованных на доске. |
А теперь мы с вами научимся проверять товар на подлинность. По штрих-коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия: Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12 Сумму умножить на 3: 12 · 3 = 36 Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры: 4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15 Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий: 36 + 15 = 51 От результата отбросить первую цифру: получим 1 И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте: 10 – 1 = 9. Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный. В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный. | Ученик решает вместе с учителем на доске. |
5. Разминка для глаз Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. | |
6. Проектная деятельность | |
Ребята, сейчас мы сделаем общий проект по теме урока. Задача: создание практических заданий для работы по теме «Кодирование текстовой информации». Разделить участников на группы и дать каждой группе задание: создать кроссворд по теме на 7-10 слов, придумать задания на декодирование/кодирование придумать свой способ кодирования. А на следующем занятии мы оформим ваши наработки в виде буклета. | Учащиеся разделяются на группы и выполняют задание. После чего выступают со своими наработками у доски. |
7. Подведение итогов | |
Ребята, давайте с вами еще раз повторим изученную информацию. | |
Что же такое кодирование информации? | Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения. |
Что такое код? | Код-система знаков для представления информации. |
Что такое декодирование? | Декодирование – процесс обратный кодированию. |
Отлично, молодцы, я вижу, что вы усвоили сегодняшнюю информацию. | |
8. Постановка домашнего задания | |
Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради | |
Выставление оценок за урок. | |
9.Рефлексия | |
Я вам предлагаю оценить сегодняшний урок. Я вам покажу 3 карточки, выберите для себя ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока. («Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. | Учащиеся выбирают рисунок, который соответствует их настроению. |
Приложение.
Дана простейшая кодовая таблица
А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 |
Е-6 | Ж-7 | З-8 | И-9 | Й-10 |
К-11 | Л-12 | М-13 | Н-14 | О-15 |
П-16 | Р-17 | С-18 | Т-19 | У-20 |
Ф-21 | Х-22 | Ц-23 | Ч-24 | Ш-25 |
Щ-26 | Ъ-27 | Ы-28 | Ь-29 | Э-30 |
Ю-31 | Я-32 | ПРОБЕЛ-33 | ТОЧКА-34 | ЗАПЯТАЯ-35 |
Расшифруй фразу
13 28 33 9 8 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34
Впиши полученную фразу:
|
Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение
ФТМЬЩБМ ИБВЬМ
ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ
ТЕЖМБМ РПОАМ
|
Продолжи предложения
Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7
А чтобы полить огород 10,4,5,1,6
Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу
Самое колючее животное в лесу 12,13
Разгадай код и прочитай пословицу
1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4
|
Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку.
Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.
С помощью флажковой азбуки запишите свою фамилию и имя.
А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.
Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?