Конспект урока по информатике (7 класс) "Кодирование информации"

0
0
Материал опубликован 18 December

Тема: «Кодирование информации»
(УМК Босова ЛЛ. «Информатика и ИКТ»)

Класс: 7

Цель: формировать понимание методов кодирования информации, развивать навыки кодирования и декодирования, осуществить проверку знаний и укрепить междисциплинарные связи.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с терминами: код, кодирование, декодирование; обучить различным методам кодирования и декодирования информации; повторить методы упрощения выражений.

Развивающие: показать разнообразие кодов в окружающем мире и значимость кодирования для человека; развивать речь и концентрацию.

Воспитательные: способствовать интересу к предмету, формировать уважение к себе и другим, прививать аккуратность и самостоятельность.

Здоровьесберегающие: соблюдать технику безопасности, разнообразить виды деятельности для предотвращения утомления.

Средства обучения: учебник Босовой ЛЛ. «Информатика и ИКТ», тетради, раздаточные материалы с практическими заданиями, доска.

Методы обучения: словесные (беседа), практические (решение задач), наглядные (таблицы, схемы).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проектный урок.

Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Повторение

Сегодня мы начинаем изучать новую главу под названием «Кодирование информации». Пожалуйста, откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату, а также тему занятия — «Кодирование информации».

Открывают тетради, записывают.

Давайте повторим с вами знания, полученные на прошлом уроке.

Что такое информация?

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии.

Что такое информационный процесс?

Информационный процесс представляет собой серию упорядоченных действий, выполняемых с информацией, которая может проявляться в форме данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и так далее, с целью достижения определенного результата или цели.

Какие действия с информацией выполняет человек?

Существует три категории информационных процессов: сохранение, передача и обработка данных.

Сохранение данных подразумевает их распределение во времени. Люди могут хранить информацию либо в своей памяти, либо на внешних носителях, наиболее распространенным из которых является бумага.

Обработка информации является ключевым аспектом трансформации данных.

Информация может быть передана для будущего использования или дальнейшей обработки.

Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации?

Бит

Следующая за ней?

Байт

1 байт это сколько бит?

8

А следующая единица после байта?

Кбайт

Сколько в 1Кбайте байт?

1024

Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.

А в компьютере, какие бывают виды информации?

звуковая, графическая, текстовая

3. Изучение нового материала

Сегодня речь пойдет о информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации.

Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме.

В нашей повседневной жизни мы неоднократно сталкиваемся с закодированной информацией, которая передается с помощью особых знаков или кодов. К таким кодам относятся нотная запись музыкальных произведений, фонетические символы в речи и метеорологический календарь. Сигналы светофора также представляют собой закодированное сообщение. Мы способны интерпретировать эту информацию и принимать решения, например, переходить ли дорогу или подождать зеленый свет.

Для успешной передачи данных от отправителя к получателю необходимо, чтобы получатель не только улавливал информацию, но и умел ее расшифровывать. Информация передается через разнообразные знаки, которые могут быть визуальными, звуковыми или даже жестами. Одинаковые на первый взгляд сигналы могут иметь разные значения. Например, сигнал будильника говорит о том, что пора вставать, тогда как дверной звонок сообщает о визите.

Чтобы избежать недопонимания, важно создать общие правила для интерпретации знаков и сигналов — то есть разработать определённый код. Вся информация существует в закодированном виде. Когда мы записываем в тетради, мы используем буквы, которые представляют собой известную каждому систему кодирования — алфавит. У других народов существуют свои системы, а в более сложных случаях используются иероглифы. Звуки также могут быть закодированы; например, музыку можно записывать в нотах. В древности в Руси применялась особая запись музыки с помощью крюков.

Информацию можно хранить не только в текстовом и звуковом форматах, но и в графическом. Например, увеличительное стекло позволяет увидеть, что рисунок состоит из точек — это и есть растр. Для защиты информации используется кодирование, и с давних времён появились криптограммы, которые представляют собой тайнопись. Одним из самых известных кодов является азбука Морзе, разработанная Самюэлем Морзе, где каждой букве и цифре соответствует последовательность коротких и длинных сигналов.


Теперь давайте сформулируем определения. Как вы считаете, что обозначает кодирование информации? А как насчет кода? И декодирования? Кодирование информации можно охарактеризовать как процесс преобразования данных из одной формы представления в другую, которая более подходящая для их хранения.

Записывают определение в тетрадь

Код-система знаков для представления информации.

Записывают определение в тетрадь

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Записывают определение в тетрадь

Метод кодирования определяется в зависимости от намерений его использования: уменьшение объема данных, обеспечение конфиденциальности информации, упрощение обработки и так далее.


Существуют три основных вида кодирования текста:

Записывают определение в тетрадь

Графический –с помощью специальных рисунков.

Числовой –с помощью чисел

Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Записывают определение в тетрадь

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.


Записывают определение в тетрадь

4. Закрепление

Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование.



Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями. Каждое задание выполняется на доске. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Выполнение практических заданий

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,

t1734515041aa.gif

Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.

В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.

Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).t1734515041ab.png

Первый две цифры (или три) – код страны;

следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);

другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);

последняя цифра – контрольная.


Учащиеся смотрят на примеры штрих-кодов, нарисованных на доске.

А теперь мы с вами научимся проверять товар на подлинность.

По штрих-коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия:

Сложить цифры, стоящие на четных позициях:

6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12

Сумму умножить на 3:

12 · 3 = 36

Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры:

4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15

Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий:

36 + 15 = 51

От результата отбросить первую цифру:

получим 1

И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте:

10 – 1 = 9.

Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный.

В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный.


Ученик решает вместе с учителем на доске.

5. Разминка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.


6. Проектная деятельность

Ребята, сейчас мы сделаем общий проект по теме урока. Задача: создание практических заданий для работы по теме «Кодирование текстовой информации». Разделить участников на группы и дать каждой группе задание:

создать кроссворд по теме на 7-10 слов,

придумать задания на декодирование/кодирование

придумать свой способ кодирования.

А на следующем занятии мы оформим ваши наработки в виде буклета.

Учащиеся разделяются на группы и выполняют задание. После чего выступают со своими наработками у доски.

7. Подведение итогов

Ребята, давайте с вами еще раз повторим изученную информацию.


Что же такое кодирование информации?

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Что такое код?

Код-система знаков для представления информации.

Что такое декодирование?

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Отлично, молодцы, я вижу, что вы усвоили сегодняшнюю информацию.


8. Постановка домашнего задания


Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради


Выставление оценок за урок.

9.Рефлексия

Я вам предлагаю оценить сегодняшний урок. Я вам покажу 3 карточки, выберите для себя ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

(«Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащиеся выбирают рисунок, который соответствует их настроению.

































Приложение.

Дана простейшая кодовая таблица

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Т-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 8 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:


Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ


Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4


Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку.

Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.

t1734515041ac.jpg



t1734515041ad.gift1734515041ae.png

С помощью флажковой азбуки запишите свою фамилию и имя.

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе



t1734515041af.jpg



Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

t1734515041ag.png





t1734515041ah.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.