Технологическая карта урока информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Поздина Евгения Анатольевна
Предмет/ класс: Информатика. 5 класс.
УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ФГОС Информатика 5 класс, 2015 г.
Тема: Кодирование информации
Цели урока:
активизировать познавательную деятельность учащихся на основе нетрадиционного урока по теме «Кодирование информации»
Содержание урока:
создание газеты «Мастерская головоломок», в которой представлены все изученные шрифты, а именно история шифра, правила шифрования и загадки. (Азбука Морзе, «флажковая азбука», шифр Цезаря, шифр перестановки, шифр «пляшущие человечки», шифр «тарабарская грамота», шифр «мудрая лотерея», шифр «буквы по кругу».)
Тип урока: урок - ролевая игра
Материально-технические средства: ПК учителя, проектор, презентация, карточки с заданиями, ПК учащихся
Технология: Развивающее обучение
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент (инициация) – 1 мин |
|||
Создание благоприятного климата на уроке |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. |
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
Актуализация знаний– 2 мин |
|||
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Предлагает разбиться классу на группы по 2 человека. Каждой группе дает в качестве задания один из изученных шифров. Задача каждой группы учащихся оформить шифр, для последующего размещения в газете (история шифра, правило шифрования), придумать и оформить одно из определений из информатики или загадку для данного шифра. |
Внимательно читают задания на карточках. |
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
Закрепление материала – 5 мин |
|||
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Учитель подготавливает ватман для будущей газеты, куда дети будут размещать свои работы. Выбирает из класса одного учащегося, который будет оформлять дизайн газеты. |
Выбирают одно из определений или загадку. Дети шифруют свою загадку или определение. |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов; |
Компьютерный практикум – 25 мин |
|||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Учитель помогает в оформлении статьи для газеты |
Дети в Интернете находят нужную информацию о своем шифре, оформляют в текстовом редакторе и распечатывают. Размещают шифр в газете. Оформляют газету |
Личностные: Формирование и развитие аналитического мышления, развитие способности определять функцию объекта по его внешним свойствам Формирование представления о разных способах получения информации Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
Динамическая пауза – 5 мин |
|||
Эмоциональная разрядка |
Включает электронную физкультминутку для глаз |
выполняют физкультминутку для снятия утомления |
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
Итоги урока, рефлексия -4 мин |
|||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Учитель слушает рассказы детей о своих шифрах. |
Рассказ каждой группы о своем шифре, загадке. Определение вклада каждого и учеников в общее дело создания газеты |
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Информация о домашнем задании – 3 мин |
|||
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например: Информация важная, необходимая получать, сообщать, передавать каждый может принять решение, располагая достаточной информацией сведения |
Дети получают карточки с инструкцией, как пишется синквейн и дома выполняют эту работу |
Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |