Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса «Иллюстрация к сказке «Колобок»»

0
0
Материал опубликован 25 February 2016

Муниципальное образовательное учреждение

«Глушковская основная общеобразовательная школа»

Белозерского района

Вологодской области

Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов:

Долгушина Людмила Юрьевна

д. ГЛУШКОВО

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 1.

Раздел: тематическое рисование

Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Вид урока: рисование по теме

Автор конспекта: Долгушина Л.Ю.

Задачи:

Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами; формировать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию;

Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи, делать выводы, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля;

дать представление о роли фантазии в искусстве;

Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

Предметные:

Способствовать расширению кругозора учащихся о художниках посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала;

Метапредметные:

адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.

Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские,

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников

В. Васнецова, М.Врубеля.

Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля

Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

План урока

Орг. момент.

Постановка темы и цели урока.

Изучение нового материала.

Актуализация знаний учащихся.

5. Этапы выполнения рисунка на уроке.

6. Практическая работа.

7. Рефлексия.

8. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация учащихся.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Смачивание красок.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье -

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание

Дети стоят около парт и слушают учителя

Проверка рабочего места

II. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать?

- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

5) А лиса сидит и приговаривает:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт…

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?

- Какие ещё сказки бывают?

Сказки.

«Лиса и журавль»

«Репка»

«Теремок»

«Маша и медведь»

«Волк и лиса»

«Царевна-лягушка»

«Волк и семеро козлят».

Народ

Авторские

III. Изучение нового материала.

1. Особенности сказочного жанра.

Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.

Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.

 

2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

IV. Актуализация знаний учащихся.

2. Беседа о героях сказки «Колобок».

Работа в парах

(группе)

- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926)

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости?

Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

А сейчас я предлагаю послушать песенку одного сказочного героя.

Назовите эту сказку.

(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

Расположите иллюстрации в той последовательности, в которой повстречались герои сказки.

- Кто первым встретился колобку?

Какую песенку спел им Колобок?

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

- Кого встретил первым? вторым? Третьим? Последним?

(На доске прикрепляются иллюстрации животных).

- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

Загадки.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? …

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Учитель дает образную характеристику героям сказки.

Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро прищурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки небольшие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше медведя.

Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

Зайка. Трусливый

Лиса.

Медведь.

Волк. Злой

     

Физкультминутка.

   

V. Этапы выполнения рисунка на 1-м уроке.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

VI. Практическая работа.

1. Задание.

2. Работа с цветом.

2) Прорисовывание деталей рисунка.

VII. Итог уроков. Рефлексия.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

3. Рефлексия.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане - одного из героев сказки.

Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

- Продумайте изображение своего сюжета.

- Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

Выполнить рисунок-иллюстрацию сказки «Колобок»

По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.

Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)

Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как

светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

контраст большого и маленького,

яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства.

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон без дверей ...

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказки, их настроение. Молодцы!

- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

Ответы учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.