12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Ирина Михайловна34
Россия, Краснодарский край, Краснодар
1

Конспект урока по литературе для 10 класса с применением групповой технологии. И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова.

Конспект урока по литературе для 10 класса с применением групповой технологии. И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова

Цель: показать учащимся диалектику характера Обломова; сложность авторского мировосприятия; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; формировать активную жизненную позицию учащихся.

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: иллюстративный материал по теме урока, карточки.

Прогнозируемые результаты: учащиеся выполняют исследовательскую работу в группах; дают читательскую оценку заглавному герою, опираясь на личные и авторские представления о мире, на авторскую позицию в тексте.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

- Характерные черты творчества И.А. Гончарова – правдивость, глубина, жизненность характеров, изображённых писателем, актуальность и значимость проблем и вопросов, поставленных им в произведениях. Роман «Обломов» не исключение. Главный герой романа Илья Ильич Обломов, придерживаясь собственных принципов, собственного понимания гармоничного существования, решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм петербургской жизни. Как же случилось, что умный добрый Илья Ильич так не нашёл своего поприща в жизни. Кто в этом виноват? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

Работа над темой урока

Объяснение учителя

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в жизни, но не сумевшего обрести его. Идейный смысл романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель».

В конце первой части романа (экспозиция романа) Гончаров заставляет нас задуматься о том, что же победит в Обломове – деятельное начало, «огонь жизни» или инертная обломовщина.

Композиция произведения в полной мере соответствует идее романа: показав условия, породившие лень и апатию главного героя, Гончаров предлагает читателю проследить за изменениями, происходящими в душе Обломова под воздействием любви, а затем изображает, как постепенно угасает человек, постепенно превращаясь в мёртвую душу.

Аналитическая работа в группах: диалектика характера Обломова

Задания для групп

1-я группа. «Один день из жизни Обломова». Проанализируйте первую часть романа. Какие детали портрета и интерьера квартиры Обломова на Гороховой улице помогают сразу оценить характер главного героя? Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает обломов каждого из посетителей?

Предполагаемый ответ

Халат – предметно-бытовая деталь, символ тяготения Обломова к определённому образу жизни – не европейской, а азиатской. «На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу…» Обломовка также находилась «в одной из отдалённых губерний. Чуть не в Азии». Халат подчёркивает пассивное начало в Обломове, человека по натуре созерцательного. Также отметим диван, паутину, отсутствие в комнате признаков духовной деятельности.

Парад обломовских визитёров: Волков, Судьбинский, Пенкин, безликий Алексеев, вульгарный и шумный Тарантьев. Оценка Обломовым своих посетителей – недвусмысленно негативная. Лишь на первый взгляд преуспевающие петербуржцы волковы-судьбинские далеки от авторского идеала. Погрязшие в меркантильности, в мелочных страстях, они живут механически, бессмысленно.





2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе». Проанализируйте «Сон Обломова». Какое слово более точно называет состояние обломовцев – лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»

Предполагаемый ответ

Главным источником конфликта в романе стала сама натура Обломова, имеющая в душе противоположно направленные устремления: первое совпадает с назначение человека, определённым Творцом. Это жизнь как постоянное движение и самосовершенствование. Второе устремление натуры Обломова выражается потребности покоя. «Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая», - говорит Илья Ильич Штольцу во второй части романа.

3-я группа. Обломов и Штольц. Вспомните, как воспитывались Штольц и Обломов. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала? Почему такие разные люди, как Штольц и Обломов, дружат всю жизнь?

Составление таблицы (коллективная работа, запись на доске и в тетрадь)

Сон Обломова: его место и значение в романе

Атмосфера в Обломовке

Любовь, умиротворение, покой, лень, идиллия

Влияние на формирование характера героя

Легенды и сказки, чрезмерная опека

Черты, сформированные у Обломова

Мечтательность, лень, стремление к покою, внутренняя свобода, вера в добро, в людскую честь, в любовь

Чуждое для Ильи Ильича

Служба, лишённая смысла

Друзья, использующие дружбу в корыстных целях

Женщины, не способные любить

Вывод: «Всё это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены и общества!» Обломов – человек с чистым сердцем и высокими нравственными качествами



Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

параметр

Обломов

Штольц

Социальное положение

Барин

Разночинец, представитель нового класса буржуазии

Определяющие черты

Мечтательность, лень, нравственная чистота

Непреклонная воля, энергичность, духовные запросы

Жизненная позиция

Безмятежный покой

Труд как цель жизни. Саморазвитие

Чем живёт

Воображением, сказкой

Практическим делом, жизненным опытом

Вывод: Штольц – друг Обломова – делает всё, чтобы поднять Обломова с дивана, пробудить к жизни. Эти попытки были успешны лишь на короткое время, в дальнейшем пути героев расходятся. Взаимоотношения со Штольцем позволяют Гончарову ярче оттенить как положительные черты Обломова, так и отрицательные.



Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

Какие художественные средства использует И.А.Гончаров при создании образа Обломова?

Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?

Как Гончаров относится к своему герою? Иронично или сочувственно?

Что связывает Обломова и Штольца? Согласны ли вы с утверждением о том, что образ Штольца задумывался как воплощение гармоничной личности?

Безделье Обломова – это его жизненная позиция или слабость воли?



Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Кто больше необходим России – деятельный Штольц или человек с «хрустальной душой» Обломов?»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.