12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь
2

Конспект урока по литературе на тему «Как Петербург определяет стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина»

Конспект урока по литературе на тему: «Как Петербург определят стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина».

Цели урока:

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему; ответить на вопрос: как Петербург определят стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина?

совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Задачи урока:

внимательно прочитать первую главу;

составить расписание дня Онегина и список мест, в которых он бывает, пользуясь старинными картами Санкт-Петербурга, определите, где находились эти места;

пройти (виртуально) маршрутом Онегина и «исследовать» объекты, в которых бывал Онегин;

узнать особенности дворянского быта пушкинского Петербурга в музее-квартире А.С. Пушкина.

Учитель:

Критик В. Белинский назвал пушкинский роман «энциклопедией русской жизни». С полным правом мы можем назвать первую главу этого романа «энциклопедией петербургской жизни». Пушкин рассказывает в этой главе о ресторанах и театрах, магазинах и квартирах русской столицы. Но прежде всего – о людях, о петербургских дворянах начала XIX века. На уроке попробуем представить себе Евгения Онегина: как он выглядел? Как одевался? Какой образ жизни вёл? Как проходил его день? Пофантазируем: а хочется ли вам так жить и почему? Чтобы наши размышления не были беспочвенными, проживём с Онегиным один день; «найдём» его дом, «посетим» те места, где он бывал и ответим на вопрос: «Как Петербург определят стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина?»

Следуя тексту первой главы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина выстройте маршрут героя, обозначьте места, где бывал Евгений Онегин. Для построения маршрута точкой отсчёта будет дом, где родился и воспитывался Онегин.

Учащиеся класса разделены на несколько групп. Каждая группа подготовила для урока сообщения и вопросы, ответы на которые прозвучат на уроке.

1-я группа учащихся предлагает найти, опираясь на текст романа, используя интернет, улицу, на которой мог находиться дом Евгения Онегина (вопросы сопровождаются презентацией, на которой представлены в фотографиях, рисунках улицы Петербурга).

Евгений Онегин мог проживать на улицах Петербурга: ГОРОХОВАЯ, МИЛЛИОННАЯ, НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ, ФОНТАНКА.

Ответ учеников: Улица Миллионная: застройка началась с 1704 года. Здесь начали селиться высшие морские чины во главе с самим царём Петром I. На четной стороне были жилые дома. Там жил царский повар, садовник, штаб - лекарь, корабельных дел мастера.

При Екатерине Петровне улицу активно застраивали каменными домами богатых людей. Из-за частых наводнений законодательно было закреплено, что уровень первого этажа должен находиться не ниже, чем на 71 сантиметр прибылой воды, поэтому пороги домов находились на высоте от 1, 75 до 2,6 метра над землёй. На первых этажах открывались магазины и увеселительные заведения.

В конце ХVIII века из-за близости Зимнего дворца здесь жили представители аристократии, дома сдавались в наём.

1818 - размещалось французское посольство.

1817-1821 - были построены казармы Павловского полка.

С 1796-1826 года в доме № 21 располагалась военная комендатура.

Вывод: на улице Миллионной Евгений Онегин проживать не мог. Дом Онегину достался по наследству. Он вырос в этом доме, ходил гулять в Летний сад (Летний сад должен располагаться недалеко), отец «давал три бала ежегодно» (дом должен был быть построен так, чтобы там были помещения, где проводились балы), Невский проспект тоже должен быть недалеко (туда он «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед» (дом должен иметь въезд для кареты с лошадьми).

Ответ учеников: Невский проспект: с 1739 ни одна улица Петербурга не могла сравниться с Невской перспективой по интенсивности застройки. К этому времени на ней уже были построены Храмы, дворцы (Аничков, Зимний, Строгановский), дома строили и состоятельные люди. Во времена Пушкина Невский был бульваром для прогулок людей светских. Середина была засажена деревьями, стояли фонари, скамейки для отдыха (с 1723), проложена пешеходная часть. Но, к сожалению ширина проезжей части уменьшилась, что мешало потоку транспорта. Невский представлял собой широкий красивый бульвар от Мойки к Фонтанке. Долго бульвар не просуществовал. Сказались неблагоприятные зимние условия. К 1820 году его уже не было.

Вывод: на Невском проспекте Евгений Онегин проживать не мог. Онегин вырос в этом доме, ходил гулять в Летний сад (Летний сад от Невского проспекта находится на значительном расстоянии), отец «давал три бала ежегодно» (дом должен был быть построен так, чтобы там были помещения, где проводились балы), Невский проспект тоже должен быть недалеко (туда он «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед» (дом должен иметь въезд для кареты с лошадьми).

Ответ учеников: улица Гороховая: на улице располагались присутственные места Гороховая улица, 7 здание Русского общества страхования от огня, доходные дома, крупные магазины и дома богатых именитых петербуржцев.

Вывод: на Миллионной Евгений Онегин проживать не мог. Гороховая – центр Петербурга, там находились административные здания, частных домов там не было.

Ответ учеников: Фонтанка: в конце ХVIII века набережная Фонтанки от Невы до Невского проспекта превращалась в городскую магистраль, застраивалась богатыми особняками. На левом берегу реки Фонтанки, сохранилось несколько старинных трёхэтажных особняков, украшенных колоннами и треугольными фронтонами.

Молодой Пушкин был частым гостем на Фонтанке. Здесь часто проходили собрания литературного общества "Арзамас, которое возникло в 1815 году. В него входили Н.М. Карамзин, братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский, Давыдов, наконец, не вышедший ещё из Лицея Пушкин.

В 1814 году на Фонтанке, близ Невского проспекта (Фонтанка 25), купила дом Е.Ф. Муравьёва, мать Никиты Муравьёва. Трёхэтажный, с балконом, в середине фасада - глубокие низкие ворота, парадный вход с набережной. В этом доме собирались молодые офицеры, входящие в тайные общества, впоследствии участники тайного общества были арестованы и осуждены на долгие годы каторги.

Вывод: на Фонтанке мог проживать Евгений Онегин.

2-я группа учащихся предлагает ответить на вопросы: чему и как мог учить "шутя" француз-гувернёр, гуляя с Онегиным в Летнем саду?

Ученики:

К 1735 году в Летнем саду насчитывалось 60 нравоучительных скульптур-фонтанов. Скульптуры-персонажи из басен Эзопа, у каждого фонтана табличка, разъясняющая содержание басни (учащиеся приводят несколько примеров).

В Летнем саду были посажены плодовые деревья, ягодные кустарники, цветочные оранжереи, теплицы. Летний сад часто называли "огородом". Гувернёр-француз мог давать уроки ботаники.

На прудах Летнего сада, по берегам водилось много видов птиц. Уроки зоологии.

Уроки этикета. Встреча с многочисленными знакомыми.

Урок истории, литературы. Рассказ о скульптурах итальянских, фламандских мастеров, о скульптурных портретах исторических деятелей, королей (учащиеся приводят несколько примеров).

 

3-я группа учащихся: строфа ХV. "Онегин едет на бульвар". Что за "обязанность" такая для неслуживого молодого человека - каждодневная прогулка по бульвару? Чем она могла быть привлекательна, полезна для него?

Ученики: из сообщения 1-ой группы становится понятно, что это Невский проспект, в бытовой речи о нём говорили, как о бульваре. До весны 1820 (с 1723года, а действие романа начинается в 1820 году) года он был засажен посередине аллеей лип, стояли скамейки для отдыха. Около двух часов дня он был местом утренней прогулки людей "хорошего общества". Бульвар тянулся от Мойки к Фонтанке. В 1820 году гулял по нему и Пушкин.

Ученики:

Хороший тон - утренняя прогулка для людей онегинского круга;

показать себя, посмотреть других;

молодой человек должен быть в курсе последних новостей (сплетен),

чтобы о нём не забыли, говорили, помнили, быть в центре общественной жизни;

поддерживать свой статус.

 

4- группа: строфа ХVI: "К Talon помчался он....".

Невский проспект д.15 (сейчас кинотеатр, отель).

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

5-группа: строфа ХVIII-ХХII: "Волшебный край!" Чем он был для молодого человека пушкинской поры? Попробуйте представить себе, как театр был устроен (его отличие от современного театра), как влиял на взгляды и вкусы зрителя?

 

Ученики: Устройство театра ( "ложи блещут"(ордена, звёзды, бриллианты), "партер и кресла, всё кипит"(партера не было, только кресла перед сценой, а за креслами (кресла абонировались вельможами) люди смотрели спектакль стоя(билеты были дешёвыми), зрители ходят, обмениваются приветствиями, "в райке нетерпеливо плещут"(самые дешёвые места в театре, зрители нетерпеливо ждут начало спектакля), отсутствие гардеробов("ещё усталые лакеи на шубах у подъезда спят" (ждут хозяев и греют верхнюю одежду), много входов в театр (для публики разного достатка и сословий), около театра много костров "кучера, вокруг огней, бранят господ и бьют в ладони"(были случаи, когда во время морозов кучера замерзали, поэтому стали разводить костры). Спектакли начинались в шесть часов вечера. Хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту "Всё хлопает. Онегин входит, идёт меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам..."(близорукость был признаком щегольства)

 

 

 

Кто смотрит на красу, прищуря глаз в лорнет,
Хоть в помощи его и надобности нет;
Хоть зорче сокола, но в моде близоруки,
И будь слепей крота для добровольной муки,
Отягощай свой нос очками для того,
Чтоб, моде рабствуя, не зреть в них ничего.

 

(Поэты XVIII века.)

Дельвиг вспоминал, что в Лицее воспитанникам запрещалось носить очки (юноше смотреть на старших через оптические стекла - дерзость), и поэтому все женщины казались ему прекрасными. Выйдя из Лицея, он был разочарован. Эта острота раскрывает природу представления, связывающего очки и дерзость: оптика позволяет усматривать недостатки там, где невооруженный глаз видит красоту и величие.

 

Ученики: Театр в пушкинскую эпоху не только зрелище, но и место общественных собраний. "Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель,

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис..."

 

В 1810-1820-е гг. понятие "театрал" включало не только представление о завсегдатае театра, знатоке и ценителе игры актеров. Театрал поддерживал дружеские отношения с актерами, покровительствовал тем или иным актрисам, организуя в партере "партии" их поклонников, гордился любовными связями за кулисами и принимал активное участие в театральных интригах, "ошикивая" или "охлопывая" актеров и актрис. Главы театральных "партий", такие, как Катенин и Гнедич, были авторитетными ценителями актерской игры и наставниками в вопросах декламации. Однако основную массу театралов составляли люди, для которых принципиальные вопросы искусства отступали на второй план перед закулисными интригами.

 

6-я группа: строфа ХХVII-ХХХVI: Какова, по-вашему мнению, роль бала в обществе пушкинской поры?

Ученики: Бал - это театрализованное представление, которому (от входа до разъезда) соответствовали типовые эмоции, стиль поведения.

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Для того, чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение «мазурочная болтовня» не было пренебрежительным. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев. Второй бальный танец – вальс.

Пушкин характеризовал его так:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой. (5, XLI)
Эпитеты «однообразный и безумный» имеют не только эмоциональный смысл. «Однообразный» – поскольку, в отличие от мазурки, в которой в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретение новых фигур, и уж тем более от танца-игры котильона, вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что «в это время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас». Определение вальса как «безумного» имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение (Л. Петровский считает, что «излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется, ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел, как танцуется»), пользовался в 1820-е годы репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальс танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур. Таким образом, танец создавал идеальные условия для нежных объяснений:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет! (1, XXIX)

 

Котильон - это и отдельный вид танца и бальная игра. Смысл игры в том, что приглашение на танец выпадает случайному партнеру, как в лотерее. В котильонах использовали цветок, веер, карты, половинки сердец, ленты.

Учитель: как Петербург определят стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина?

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии. В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.



Домашнее задание:

Как относится к Петербургу сам Пушкин и почему именно здесь он провёл всю свою жизнь?

Каким образом влияет город, в котором вы живёте, на ваше мировоззрение и образ жизни?

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.