Урок литературы «Пушкинская эпоха в романе "Евгений Онегин"» (9 класс)
Урок литературы в 9 классе
Тема: Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
Цель: глубже узнать быт, общественную жизнь пушкинской эпохи.
Задачи формирования коммуникативных УУД: развитие навыков работы в группе (учебное сотрудничество), учить управлять поведением партнёра (оценка действия); регулятивных УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самооценке; познавательных УУД: понимать тесную связь эпохи – автора - литературного героя и видеть, как эпоха «живёт» в тексте романа; научиться быть внимательным к слову художественного произведения. Форма работы: групповая, индивидуальная
Ход урока:
I. Оргмомент. Слово учителя: - Ребята, сегодня, после первого знакомства с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин», я хочу поговорим с вами о том времени - начале XIX века – когда жил наш герой и автор романа, почувствовать дух эпохи. 1 слайд презентации
- Для чего? - Конечно. Молодцы! Чтобы лучше понять идею романа, образ главного героя. Потому что мы с вами понимаем, что время, жизнь общества накладывает отпечаток на характер и судьбу человека, живущего в определённом историческом периоде. И в этом смысле Пушкин был новатором в русской литературе. Посмотрим, как сказал об этом известный литературовед, исследователь творчества Александра Сергеевича, Г. А. Гуковский: « …реалистическое новаторство ЕО… в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу». 2 слайд
- Вдумайтесь в слова этой цитаты о романе «Евгений Онегин». Мы помним, что В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни» именно за точное обилие этого «бытового материала». Давайте посмотрим, какие аспекты жизни пушкинской эпохи представлены в романе. 3 слайд - Мы видим практически все составляющие светской жизни XIX века, а сегодня сможем познакомимся поближе с некоторыми из них. И чтобы наш урок был интересным, вы к нему готовились, разбившись на группы и получив предварительные задания.
/В каждой группе есть ответственный ученик, который должен был распределить вопросы, задания для подготовки. Возможно индивидуальное творческое задание: выполнить рисунок к предложенной теме /.
II. - Итак, первый вопрос нашего внимания.
1. Имущественное положение дворянства н. XIX века 4 слайд - Слово учителя. Русское дворянство было сословием душевладельцев и землевладель-цев. Владение поместьями (помещик) и крепостными крестьянами – сословная привилегия дворян, мерило богатства, общественного положения и престижа. Именно этим объясняется тот факт, что стремление увеличить число крепостных преобладало над попытками повысить доходность поместья путём рационального землепользования. Герои романа чётко охарактеризованы в отношении их имущественного положения: отец Онегина «промотался», Евгений Онегин /далее ЕО/ сделался богатым помещиком после получения наследства дяди: «Заводов, вод, лесов, земель//Хозяин полный…». По имущественному положению различались: мелкопоместные (80-100душ), среднепоместные (несколько сотен душ), крупнопоместные (около1000 душ), группа помещиков (десятки и даже сотни тысяч душ), стоящие на вершине власти и жизни. Тема богатства тесна связана с мотивом разорения. Слова « долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа. Долги, залоги под проценты, перезакладывание имений - эти слова в то время, звучали так же часто, как у нас слова "кредит" и "ипотека". Ребята 1 группы дома работали над некоторыми вопросами по этой теме, им слово. 5 слайд
/Ребята зачитывают вопросы и отвечают на них. Ученики в течение урока делают необходимые записи в тетрадях./
1 группа 1. Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегали к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений и др.? Информация для учителя. Столичная жизнь постоянно требовала свободных денег. Многие столичные жители, те же помещики, редко интересовались своими поместьями, поручив вести хозяйство в деревне приказчикам, т. к. сбывать с/х продукты было для них делом хлопотным и непривычным. Они более нуждались в деньгах на покупку предметов роскоши – дорогостоящие импортные товары; «истинно дворянское» поведение заключалось в больших тратах, не по средствам, желая перещеголять друг друга. 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). Информация для учителя. Столичное дворянство, начиная с екатерининских времён, поголовно было в долгах. Одалживая под залог земельной собственности, помещик соблазнительно просто получал нужное количество денег у банка. Жить на средства, полученные при закладе имения и называлось «жить долгами». Это был прямой путь разорения, т. к. полученные деньги тратились не на улучшение состояние старых и не на покупку новых земель, что давало возможность уплатить проценты и выкупить поместья из заклада. Чаще эти деньги тратились на балы, туалеты... Три бала (нанять оркестр, ужин на 50 персон с переменой блюд, шампанское, мороженое …) в год – это непозволительная роскошь /даже для дома, где не было дочерей/. 3. ПОясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя( I, 51). Информация для учителя. Часто, чтобы с размахом жить в столицах, помещики вынуждены были перезакладывать имения, что влекло за собой удвоение процентов, которые поглощали значительную часть доходов от деревень. Приходилось делать долги, вырубать для продажи леса, продавать ещё не заложенные деревни и т. д. Неудивительно, что, когда отец Онегина, который вёл хозяйство именно таким образом, скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами. В этом случае наследник вместе с наследством мог принять долги отца (для многих это было делом чести, желанием не запятнать доброе имя отца, сохранить родовое имение). Легкомысленный Онегин пошёл по второму пути: отказался от наследства, предоставив кредиторам самим улаживать счёты между собой. Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.
/Ребята заполняют листки контроля знаний под руководством ответственного ученика. См. приложение/
Музыкальная пауза. Звучит вальс А. С. Грибоедова
2. Воспитание и образование дворянства 6 слайд
– Слово учителя. Основными видами дворянского образования были: домашнее воспитание, государственные училища, частные пансионы. Для дворянина характерная фигура домашнего воспитания - гувернёр. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В 1805 г. в обеих столицах и ряде провинциальных городов были открыты военные училища в количестве «15 рот». Военное образование можно было продолжить в двух высших кадетских корпусах Петербурга. Военная служба была намного престижней штатской. Штатскими высшими учебными заведениями были университеты, при которых имелись подготовительные училища - пансионы.
Дворянке для домашнего воспитания нанимали гувернантку. 7 слайд Домашнее воспитание для девочки - это начальные знания из истории, географии, словесности; навык рисования, пения, бытового разговора на 1-2 иностранных языках, умение танцевать, держать себя в обществе. В частных пансионах особое внимание уделялось светским манерам, где рассматривались типичные ситуации светского поведения, а также вырабатывался тип двойного поведения: «парадного» и «помещичьего». Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Молодая женщина н. XIX в. была в значительно меньшей степени, чем мужчина, втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Слово ребятам 2 группы.
2 группа 8 слайд
Дворянин. 1. Расскажите о домашнем воспитании Евгения Онегина. Что было альтернативой домашнему воспитанию? 2. Как характеризует ЕО тот факт, что он никогда не носил военного мундира? А где служил ЕО?
Дворянка. 3. Что определяло значительную часть умственного кругозора дворянской девушки? Чтопредставляет собой «уездной барышни альбом» /по роману ЕО/?
Поясните слова: гувернёр, частный пансион, светское поведение, мадригал.
Музыкальная пауза. Звучит мазурка.
3. Бал как светское развлечение.
– Слово учителя. Не правда ли, у вас немного поднялось настроение? Потому что прозвучала …? /спросить ребят/ мазурка – кульминационный танец светского бала.
9 слайд
Итак, бал – это не только сфера непринуждённого общения, светского отдыха, но и место, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии. Танцы – важный элемент дворянско-го быта, организующий стержень бального вечера, они задавали тип и стиль беседы. В романе им посвящены лирические отступления, они играют большую сюжетную роль. У ребят 3 группы были интересные вопросы. Послушаем их.
3 группа 10 слайд
1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»?
Информация для учителя. См. 9 слайд. Ловкость и изящество во время танцев не только считалось признаком хорошего воспитания, но и определенным образом влияли и на психическое состояние молодого человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и спокойно.
2. Из каких танцев состоял бал? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? Информация для учителя. Полонез, вальс, мазурка – центр и кульминация бала-, котильон – такова последовательность танцев бала. ЕО приехал на бал в разгар праздника, что говорит о его неучтивости по отношению к хозяевам и пренебрежении ко всем. 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему?
Информация для учителя. С 5-6 лет. Вальс. За однообразные движения и возможность близкого общения (можно было заглянуть в глаза прекрасной спутнице, услышать комплименты или нечаянно оброненное слово, почувствовать трепетное дыхание партнёрши и т. д.).
Поясните слова: внеслужебные ценностные критерии, полонез, танцмейстер, па.
4. Передвижение. Дорога 11 слайд
– Слово учителя. Россия – огромная страна. Во времена Пушкина основным способом передвижения был гужевой транспорт. Отсюда такое внимание русских классиков к лошадям и к дорогам . Малые скорости и длительность передвижений связывали образ России с темой дороги. Чувство пространства, расстояний, дома и дороги, домашнего устойчивого и подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира романа. Существенным элементом этого является способ и скорость передвижения. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Эта актуальная и в наши дни тема была д/з ребят 4 группы. Слушаем их.
4 группа 12 слайд
1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1)
2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал?
3. Прокомментируйте: Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих… .
Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.
II. Общее /индивидуальное/задание группам 1. – Слово учителя. А. С. Пушкина по праву можно считать знатоком российской жизни, я думаю, в этом мы сегодня убедились, но в заключение нашего разговора я хочу предложить вам, девятиклассники, ещё одну цитату из романа, которая ещё раз нам это подтвердит. 13 слайд
Теперь у нас дороги плохи, // Мосты забытые гниют, //На станциях клопы да блохи //Заснуть минуты не дают; //Трактиров нет. В избе холодной //Высокопарный, но голодный// Для виду прейскурант висит //И тщетный дразнит аппетит, //Меж тем как сельские циклопы//Перед медлительным огнём // Российским лечат молотком //Изделье лёгкое Европы, //Благословляя колеи // И рвы отеческой земли. Задание: прокомментируйте иронично-точное высказывание автора о российских дорогах, обращая внимание на подчёркнутые слова. Выпишите выразительные средства из цитаты.
- – Слово учителя. На почтовых станциях, где в ожидании лошадей томились и часто вынуждены были ночевать приезжие, часто было неуютно, грязно; а в это время местные кузнецы («сельские циклопы») старались отремонтировать кареты, кибитки и др. средства передвижения («изделье лёгкое Европы»), ругая, часто проклиная («благословляя») российские дороги. Посмотрите, какие средства выразительности использует поэт для выражения извечной российской проблемы. 14 слайд
III. Заключительное слово учителя. - Ребята, вы можете написать на листках, что нового вы взяли для себя на уроке, что особенно вам было интересно. Заканчивая наш урок, я хочу сказать вам, чтобы вы, листая страницы «Евгения Онегина», следили не только за сюжетом, но и были внимательны к деталям жизни далёкой, но интересной эпохи XIX века, а также наслаждались пушкинским языком, и, конечно, чаще сами обращались к прошлому нашего Отечества, потому что: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». 15 слайд
Спасибо за работу на уроке!
IV. Ответственные в группах передают учителю заполненные «Листки контроля знаний» с рефлексией.
Используемые источники: 1. Серия «Школа классики». А. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин», Москва, 2000г. 2. Ю. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Ленинград: Просвещение, 1980г. 3. 3 слайд презентации ttps://yandex.ru/images/search?text
Приложение 1
Вопросы для 4 групп:
1.Имущественное положение дворян XIX в. 1.Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегало к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений и др.? 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). 3. Объясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя ( I, 51). Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.
2.Воспитание и образование дворянства XIX в. Дворянин.1. Расскажите о домашнем воспитании Евгения Онегина. Что было альтернативой домашнему воспитанию? 2. Как характеризует Евгения Онегина тот факт, что он никогда не носил военного мундира? А где служил ЕО? Дворянка. 3. Что определяло значительную часть умственного кругозора дворянской девушки? Что представляет собой «уездной барышни альбом» / IV,28 /? Поясните слова: гувернёр, частный пансион, светское поведение, мадригал.
3.Бал как светское развлечение XIX в. 1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»? /Ю. Лотман. Комментарии к Евгению Онегину./ 2.Какова танцевальная структура бала перв. пол. XIX в. ? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему? Поясните слова: па, полонез, танцмейстер, внеслужебные ценностные критерии.
4. Передвижение. Дорога 1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1) 2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал? (I, 27)3. 3. Прокомментируйте тезис. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: К несчастью, Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих…(VII, 35) Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.
Устинова Валентина Ивановна
Тришина Татьяна Юрьевна