Урок литературы в 9 классе «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»
Ф.И.О. учителя Битиева Фатима Яковлевна
Предмет: Литература
Класс: 9
Тема урока: «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»
Цели:
Образовательные:
-формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал своё произведение автор;
-представить общую характеристику романа
Развивающие:
-осуществление системно-деятельного подхода;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
-вовлечь в активную практическую деятельность;
-воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;
-воспитание ценностного отношения к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: искать необходимую информацию, связанную с основным этапом урока; сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находя нужное решение.
Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции через работу в группах; извлекать информацию из различных источников, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами;
Личностные: видеть основные нравственно- этические понятия, сопоставляя с правилами и нормами поведения в19 веке;
-соотносить моральные поступки с моральными нормами;
-проявлять интерес к истории и культуре нашего народа через роман А.С.Пушкина.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: презентация, интернет-ресурсы, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | УУД |
Организационный Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Постановка проблемного вопроса: Сегодня на уроке мы должны попробовать доказать, что роман «Евгений Онегин» можно считать энциклопедией русской жизни. | Включение в урок. Слайд № 1 Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа – слов В.Г.Белинского: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» Представьте, что мы попали в 19 век. Как жили там люди? Чем они занимались? Как был построен день у столичного молодого человека? Сегодня через роман «Евгений Онегин» мы попробуем найти ответы на данные вопросы. В процессе работы мы через исследование глав романа получим информацию, помогающую представить жизнь светского общества XIX века, а, следовательно, глубже понять роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Для полноценной и многоаспектной работы нам нужно разделиться на группы. Выберите себе, пожалуйста, группу по интересам. Слайд №3, №4. Обратите внимание, что в работе нам помогут источники. Слайд №5 Итак, мы готовы работать Пожелание успеха | Готовятся к работе. Определяют группы по интересам для дальнейшей работы | Коллективная, групповая | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу узнать новое). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
2.Актуализация знаний. Самостоятельная работа в группах Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; работа с разными источниками | Учитель координирует работу групп: 1 группа: проект «Столичное и провинциальное дворянство» 2 группа готовит материал о моде XIX века; 3 группа готовит материал о кулинарном фоне романа; 4 группа готовит информацию о достопримечательностях Москвы и Петербурга 19 века; 5 группа рассматривает Свод Законов, делает выводы о русском законодательстве. Так какие же энциклопедические темы романа? | Работают с Интернет-источниками. Проводят выборочную работу. Работа с романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Проблемное задание. Работа с источниками Индивидуальная, групповая | Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Личностные: умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме. |
3. Минутка физической разгрузки | Сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Итак, встаньте, пожалуйста, около своих мест. Послушайте текст А.С.Пушкина: ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (отрывок) О, громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир. Приложение № 4 Слайд 6. В итоге учитель делает вывод: вот только так, совместно, можно достичь каких-либо результатов. | Вспомнить слова (обучающийся, вспомнивший слово из отрывка, берет за руку предыдущего, пока не образуется круг) | Групповая, индивидуальная. Игровой момент | Личностные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнёрами |
4.Презентация полученной информации. Работа групп. Цель: формирование новой информации через изученный материал. | Осуществляет учебное сотрудничество Слайд 7. Вопросы: Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»? Какой балериной восхищался автор, когда описывал русский театр? В каком городе родился Онегин? Из какой страны вернулся Ленский незадолго до встречи с Онегиным? Назовите автора сонника, который читала Татьяна? В какую настольную игру играли Ленский и Ольга? Чей портрет украшал кабинет Онегина? Какие книги читала Татьяна? | Защита информации; знакомство с модой, Законодательством, интересными местами XIX века. Характеристика Интернет-ресурсов. Делают общие выводы. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: извлечение необходимой информации из источников; подведение под понятие; постановка и решение проблем. Коммуникативные: работа в группах; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие с партнёрами Личностные: самоопределение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого; целеполагание |
5. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Слайд № 8 | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | | Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха. |
6. Игра «Логические сопоставления» | Представьте себе наш урок в виде некой репродукции. Какая картина, по-вашему, отображает климат, внутреннее состояние нашего урока? Слайды № 11-16 | Сопоставляют картинки слайдов и выражают собственное мнение. | Проблемное творческое задание Индивидуальная, групповая работа | |
7.Д.з. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (право выбора задания у обучающихся). Написать сочинение «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Составить кластер «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Приготовить презентацию «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | | Познавательные: дифференцированные задания. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого |
7