Урок литературы в 9 классе «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»

2
0
Материал опубликован 13 March 2020



Ф.И.О. учителя Битиева Фатима Яковлевна

Предмет: Литература

Класс: 9

Тема урока: «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»

Цели:

Образовательные:

-формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал своё произведение автор;

-представить общую характеристику романа

Развивающие:

-осуществление системно-деятельного подхода;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

-вовлечь в активную практическую деятельность;

-воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

-воспитание ценностного отношения к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: искать необходимую информацию, связанную с основным этапом урока; сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находя нужное решение.

Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции через работу в группах; извлекать информацию из различных источников, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами;

Личностные: видеть основные нравственно- этические понятия, сопоставляя с правилами и нормами поведения в19 веке;

-соотносить моральные поступки с моральными нормами;

-проявлять интерес к истории и культуре нашего народа через роман А.С.Пушкина.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: презентация, интернет-ресурсы, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

УУД

Организационный





Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне







Постановка проблемного вопроса: Сегодня на уроке мы должны попробовать доказать, что роман «Евгений Онегин» можно считать энциклопедией русской жизни.

Включение в урок.

Слайд № 1

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа – слов В.Г.Белинского: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

Представьте, что мы попали в 19 век. Как жили там люди? Чем они занимались? Как был построен день у столичного молодого человека? Сегодня через роман «Евгений Онегин» мы попробуем найти ответы на данные вопросы.

В процессе работы мы через исследование глав романа получим информацию, помогающую представить жизнь светского общества XIX века, а, следовательно, глубже понять роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Для полноценной и многоаспектной работы нам нужно разделиться на группы. Выберите себе, пожалуйста, группу по интересам. Слайд №3, №4. Обратите внимание, что в работе нам помогут источники. Слайд №5

Итак, мы готовы работать

Пожелание успеха

Готовятся к работе.






















Определяют группы по интересам для дальнейшей работы


Коллективная, групповая

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу узнать новое).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

2.Актуализация знаний. Самостоятельная работа в группах

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; работа с разными источниками

Учитель координирует работу групп:

1 группа: проект «Столичное и провинциальное дворянство»

2 группа готовит материал о моде XIX века;

3 группа готовит материал о кулинарном фоне романа;

4 группа готовит информацию о достопримечательностях Москвы и Петербурга 19 века;

5 группа рассматривает Свод Законов, делает выводы о русском законодательстве.


Так какие же энциклопедические темы романа?

Работают с Интернет-источниками.

Проводят выборочную работу. Работа с романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Проблемное задание. Работа с источниками

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные: умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

3. Минутка физической разгрузки

Сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Итак, встаньте, пожалуйста, около своих мест. Послушайте текст А.С.Пушкина:

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (отрывок)

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир. Приложение № 4 Слайд 6.

В итоге учитель делает вывод: вот только так, совместно, можно достичь каких-либо результатов.


Вспомнить слова (обучающийся, вспомнивший слово из отрывка, берет за руку предыдущего, пока не образуется круг)

Групповая, индивидуальная.

Игровой момент

Личностные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнёрами


4.Презентация полученной информации.

Работа групп.

Цель: формирование новой информации через изученный материал.

Осуществляет учебное сотрудничество






Слайд 7.

Вопросы:

Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?

Какой балериной восхищался автор, когда описывал русский театр?

В каком городе родился Онегин?

Из какой страны вернулся Ленский незадолго до встречи с Онегиным?

Назовите автора сонника, который читала Татьяна?

В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?

Чей портрет украшал кабинет Онегина?

Какие книги читала Татьяна?

Защита информации; знакомство с модой, Законодательством, интересными местами XIX века. Характеристика Интернет-ресурсов.

Делают общие выводы.


Групповая, индивидуальная

Познавательные: извлечение необходимой информации из источников; подведение под понятие; постановка и решение проблем.

Коммуникативные: работа в группах; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие с партнёрами

Личностные: самоопределение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого; целеполагание

5. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Слайд № 8

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.


Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха.

6. Игра «Логические сопоставления»

Представьте себе наш урок в виде некой репродукции. Какая картина, по-вашему, отображает климат, внутреннее состояние нашего урока?

Слайды № 11-16

Сопоставляют картинки слайдов и выражают собственное мнение.

Проблемное творческое задание

Индивидуальная, групповая работа


7.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (право выбора задания у обучающихся).

Написать сочинение «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Составить кластер «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Приготовить презентацию «Признаки XIX века в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


Познавательные: дифференцированные задания.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Регулятивные: совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого





7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.