Конспект урока по литературному чтению "Федорино горе" , 2 класс

0
0
Материал опубликован 5 November

Тема: К. Чуковский «Федорино горе»

Цель: познакомить со стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе»; Задачи: Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.

Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.

Ход урока.

Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно,

слушаем внимательно!

Сегодня у нас присутствуют гости, и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

3 человека работают по карточкам.

-Ребята, дома вы должны были найти загадки о героях сказок К.И.Чуковского.

Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.
(«Муха-Цокотуха»)


Всем известна сказка эта,

любят дети всей планеты

этот персонаж сердитый.

Он в ушатах и корыте

всех грязнуль отмоет мылом.

Со знакомым крокодилом

он научит ребятишек

умываться до подмышек.

                   (Мойдодыр)
И мне не надо
мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких детей.
(«Бармалей»)

Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Выручил он из болота
(«Доктор Айболит»)

Все вокруг грязнючее,

    Все вокруг валяется,

    Не чистится, не моется

    И не убирается.

    Не знаете, кто это?

    Не женщина – умора

    Ленивая-ленивая

    Зовут ее….( Федора)


Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!
(«Тараканище»)

Я получила телеграмму, хотите узнать от кого?

В телеграмме написано: “ Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"

От кого телеграмма?

От кого сбежала посуда?

Вы хотите помочь Федоре вернуть посуду?

Что для этого нужно сделать? (внимательно слушать, активно работать, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать, быть активными и старательными)

Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

Разминка.

Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - Мойдодыр

Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце

На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище

Кто поджег море? (лисички)-Путаница

Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)

Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха

Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон

Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница

Физминутка на движение У оленя дом большой

Изучение нового материала


Словарная работа

Прежде чем мы начнём читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Каждая группа получает конверты  с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.
Корыто
 - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.

Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

Ушат - небольшая кадка с ушами.

Прусак – рыжий таракан

Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, кадушка, ушат.

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в

печи;

4. Сделали пушистыми;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

7. небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки

Прослушивание аудиозаписи.

Сказку вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. После прослушивания ответите на вопрос: « Почему убежала посуда?»

Прослушивание до слов

Физминутка

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Работа с учебником

Чтение сильными учениками.

Цепочка

День-ночь

 Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

Какая посуда ушла от неё?

 Почему посуда решила вернуться обратно к Федоре?

а) потому что посуда устала бродить по болотам и по кочкам, и блюдца спросили «не лучше вернуться?»
б) потому что Федора поняла, что она неправильно обращалась с посудой, и что теперь ее посуда будет «словно солнышко, сиять»
в) потому что к Федоре приехала в гости девочка Маша, очень аккуратная и хозяйственная

4. Кто стоял на «белой табуреточке, да на вышитой салфеточке»?

а) ваза с фруктами
б) телевизор
в) самовар

5. Продолжи строчку:
«А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю...»

а) «сладкой булкой угощаю»
б) «сладким чаем угощаю»
в) «чай с вареньем наливаю»

Почему это произведение сказка? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)

Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)

Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)

А вам интересно, как возникло это произведение?

- Послушайте. Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

V. Закрепление нового материала.

Составление синквейна

Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)

1. И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко» 

2. И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

3. И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

4.И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»

VI. Итог урока.

С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)

Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей?(познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)

Какие были трудности? Кому еще надо постараться? Над чем?

Что нового вы узнали?Что больше всего понравилось?

Перевернуть карточки .

Кто лучше всех работал ?

Кто был самым внимательным?

VΙ. Дом. задание. Выразительно читать сказку, нарисовать обложку к книге «Федорино горе»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.