Конспект урока «Федорино горе» (Чтение, 2 класс)
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В. в 2-х частях
Тема урока : К.Чуковский «Федорино горе».
Цель: знакомство с произведением К.Чуковского «Федорино горе»
Задачи урока:
Образовательная: повторить сказку«Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Планируемые результаты образования
Предметные: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; умение выразительно читать, передавая настроение стихотворения , умение читать по ролям,
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения;
умение формировать свои эмоционально – оценочные суждения, воспитывать нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратности.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)
Познавательные УУД: умение характеризовать героя , используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов , умение прогнозировать содержание произведения по его названию, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста, самостоятельно пользоваться словарями справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.
Тип урока: урок изучения и первичное закрепление знаний.
Формы и методы обучения: фронтальная ,индивидуальная, групповая; объяснительно – иллюстративный.
Образовательные ресурсы: эпиграф «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный; выставка книг К.И.Чуковского; аудио- запись, карточки с заданиями, иллюстрации к сказке «Федорино горе» презентация, компьютер, мультимедиапроектор.
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!
Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение.
-дети читают настрой на урок.
-С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
- Верно. Корней Иванович Чуковский.
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
- Выступление докладчика.
2. Проверка домашнего задания.
-А сейчас мы проверим домашнее задание. Вам нужно было выучить понравившийся отрывок. (3 человека рассказывают).
-Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.
- И это мы сейчас проверим. Чему учат книги К.Чуковского? (доброте, любви, веселому настроению, радости общения друг с другом).
3. Речевая разминка.
Прочитайте загадку К.Чуковского, отгадайте её.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало) Слайд 4
А) 1 группа -прочитайте « жужжащим чтением» хором в полголоса
Б) 2- группа - по строчке с интонацией удивления
В) 3 группа - с вопросительной интонацией
-Что мы можем увидеть в зеркале. (то , что есть на самом деле)
-Почему Федя увидел неряху?
(Есть такие люди, которые не ухаживают за собой.)
IV Постановка темы и цели урока
- У К.И.Чуковского есть произведение о бабушке, похожей на Федю Баратова, может вы знаете о ком идет речь, и как называется произведение.
-Верно. Это Федорино горе. - слайд
-Ребята мы не случайно разделились на 3 группы. Мы сегодня не только повторим это произведение, а создадим свою книжку, в создании которой каждый примет участие.- А как вы думаете из каких страниц состоит книга? (обложка, сведения об авторе, произведение)
V Физминутка слайд
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
1,2,3,4,5,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
VΙ. Работа в группах.
-Каждая группа получает задание.
1-я – оформить обложку нашей книги
2-я –авторскую страничку создать.
3- я –собрать произведение по частям.
-Но прежде чем приступить, давайте вспомним произведение.
(просмотр диафильма)
-Итак приступим.
(работа в группах)
-Итак, закончили. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Представитель от каждой группы выходит и защищает страницу.
1-я – из чего состоит обложка, почему именно этот рисунок выбрали.
2-я – выбрали портрет автора, и биографию к ней, как создавалась сказка.
3-я – показывает составление сказки.
Затем страницы получают два ученика и оформляют в книжку.
VΙΙ. Первичная проверка понимания
--Ребята какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
(Федора, посуда.)
- Как ведут себя эти предметы?
(Как люди)
- Какой Федора была в начале сказки? (слова у детей на парте, которые они прикрепляют к рисунку)- рисунок на доске.
- А что произошло с Федорой? Какой она стала в конце сказки? (слова на парте у детей)
(заботливая ,вежливая ,добрая)- рисунок на доске
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- К чему призывает нас автор своей сказкой?
(Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок).
- Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Чистоте и порядку).
- А для чего нам нужны чистота и порядок? ( Чистота – залог здоровья!)
8. Сценка «Чистюля и Грязнуля»
Чистота:
Добрый день! Я – чистота.
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтобы стали мы друзьями.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Мой совет совсем несложный,
С грязью будьте осторожны.
Грязнуля.
Вы про грязь? А вот и я!
Ну, здравствуй, здравствуй, Чистота.
Чистота.
Ты ко мне не приближайся
И ко мне не прикасайся.
Грязнуля.
Фу! Чистюля, просто смех!
А платье какое – не на что смотреть.
То ли дело у меня:
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Это клей, а здесь чернила.
Согласитесь, очень мило!
Я наряд свой обожаю
На другой не променяю.
С кем знакомиться я буду?!
Приду я к тем, кто не моет посуду,
Кто грязь разводит повсюду.
Я забираюсь в уголки,
Там, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
Тараканов, мух люблю.
Чистота.
На уроке у нас не найдёшь ты друзей.
Мы скажем все дружно « Уходи от нас быстрей!».
Грязнуля.
Плохи мои тут дела –
В этом классе друзей не нашла. (Уходит.)
- Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей.)
- Правильно, ребята, здоровый образ жизни начинается с чистоты.
- Послушайте, пожалуйста, советы как правильно следить за своим здоровьем. (Презентация.)
-Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок.
1.Клади вещи на свое место.
2.Ежедневно подметай или пылесось в доме, а два раза в неделю мой пол.
3.Каждый раз после еды мой грязную посуду.
4.Ежедневно выноси мусор.
Раздача памяток «Чтобы было чисто в доме»
9. Итог урока
- Понравился ли вам наш урок? Что полезного вы взяли для себя?
-Посмотрите какая замечательная книга у нас получилась?
Все ребята молодцы.
9. Домашнее задание
С.13-22 выразительное чтение сказки.
VΙΙΙ. Рефлексия
-Поднимите руки , кому урок понравился?
-Оцените свою работу на уроке.
-У вас на столе посуда разного цвета ,давайте её поставим в шкаф (иллюстрация на доске)
-Если вы активно работали на уроке , никаких трудностей у вас не возникало поставьте чашки зеленого цвета на верхнюю полку.
- Если вы считаете , что были небольшие неточности в ответах и т. д , то поставьте на среднюю полку чашку красного цвета
Оценки за урок.
- А закончить наш урок я хочу притчей: «Одного мудреца спросили: « Что является для человека более важным, ценным в жизни - богатство, слава?» Мудрец, подумав, ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля».
Девиз следующего урока: «Чтоб не хлебнуть нам Федорина горя, надо порядок поддерживать в доме.