Конспект урока по литературному чтению "Произведения малых жанров фольклора. Пословицы как жанр фольклора."
Тема: Произведения малых жанров фольклора. Пословицы как жанр фольклора.
Цель: познакомить детей с произведением фольклора – пословицей; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к устному народному творчеству.
Формируемые УУД:
Предметные: умение отличать пословицу от других произведений устного народного творчества
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока.
І.Организационный момент.
-Ребята, вы хотели бы найти клад?
-А что это такое?
-Есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.
II.Самоопределение к деятельности.
-Назовите малые жанры фольклора.
-Подумайте и скажите, о каком жанре идёт речь в стихотворении?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
-Назовите тему урока
-Поставьте перед собой задачи
III. Работа по теме урока.
1.Работа в группах
-Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
Учёба и труд рядом идут.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Тяжело в учении — легко в бою.
Ученье да уменье всегда найдёт применение.
-Чему учат эти пословицы?
2.Игра «Найди пословицу»
-Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача- найти в нем пословицы и поговорки.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.
-Какие пословицы встретились в стихотворении?
3.Работа в парах
-Закончите пословицу
Кто много читает… (тот много знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье – … (мать ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти?
4.Работа по учебнику
-Сестрой пословицы можно считать поговорку
-Прочитайте пословицы и поговорки на с18-19 учебника
IV.Рефлексия.
-С каким жанром народного творчества мы познакомились на уроке?
-Оцените свою работу на уроке
VI.Домашнее задание: проиллюстрировать одну из пословиц