Конспект урока по литературному чтению «Жанры устного народного творчества. Загадки. Виды загадок»
презентация к уроку "Загадки"
PPTX / 13.56 Мб
/data/files/o1598256278.pptx (презентация к уроку "Загадки")
Аудио сопровождение для проведения физминутки
MP3 / 4.6 Мб
/data/files/t1598256333.mp3 (Аудио сопровождение для проведения физминутки)Тема урока: Произведения фольклора. Загадки. В. Даль «Старик-годовик»
Цель: Создание условий для повторения и закрепления понятия «загадка», учить пользоваться литературоведческим понятием «загадка» и определять ее особенности и виды.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
научить классифицировать загадки; закрепить представление о жанрах фольклора; закрепить понятие «загадка»; закрепить умение читать загадки, загадывать и отгадывать загадки. | Организовать деятельность по определению вида загадки; Сформулировать определение, что такое загадка. | высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Планируемые результаты:
Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о классификации загадок, выбирать способ поиска отгадки. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; |
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: авторская презентация к уроку, аудиосказка из доступных интернет-ресурсов, учебник, тетрадь
Источники информации:
Для обучающихся | |
Методические рекомендации программы, реализация ЦОР, интерактивной доски | Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2012; |
Описание этапов урока
Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный | Приветствие Здравствуйте, ребята! Быть должны всегда в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Все, что нужно – под рукой! | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. - проверяют наличие необходимых предметов на столе. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II. Мотивация учебной деятельности | Каждый из вас очень хорошо знаком с устным народным творчеством. Наверняка мама пела вам колыбельные, бабушка рассказывала сказки, а от друзей слышали веселые дразнилки. Ежедневно мы слышим или используем его жанры в своей речи при общении, когда шутим, когда хотим кого-нибудь поддержать или успокоить. Как вы понимаете фразу «устное» народное творчество? Давайте вспомним, как одним словом назвается устное народное творчество. Назовите основные жанры фольклора. (презентация: слайды 1-11) Послушайте текст. Подумайте, к какому жанру фольклора он относится: Утром он приходит в школу, О ком эта загадка? Как вы думаете, о ком (чем) бывают загадки? Отлично! Сформулируйте тему урока. (презентация: слайд 12) | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы Устное – от слова «уста», то есть речь из уст в уста, устная речь. Фольклор. Сказка, загадка, пословица, поговорка, песня, былина, потешка, закличка… Данный текст является загадкой. Загадка – это один из жанров устного народного творчества. Загадка об ученике. Загадки бывают на разные темы: о природе, о животных, о лени и трудолюбии, о ПДД, о детях….. Загадки и их виды. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
III. Актуализация новых знаний | Послушайте сказку-загадку, которую написал для вас великий исследователь-фольклорист Владимир Иванович Даль и подумайте, какие загадки скрылись в этой сказке. (презентация: слайд 13) Слушание (презентация: слайд 14) О каких загадках идет речь в сказке? Как вы поняли, что это загадки? Сделайте вывод о том, что такое загадка. (презентация: слайд 15, 16) Работа с учебником и тетрадью. | Загадки о природе, о временах года, о месяцах, днях недели, дне и ночи. В тексте идет описание явления, но само явление не называется, читатель должен догадаться, что подразумевает автор в своем произведении. Загадка – это жанр УНР, направленный на испытание смекалки, который имеет ответ-отгадку. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
IV. Физминутка | Инструментальное сопровождение. | | |
V. Закрепление новых знаний | А сейчас я предлагаю вам испытать свои силы в знании загадок. Работа с кубиком Блума. Ваша задача – сформулировать вопрос или суждение на тему загадок, на которое должен дать ответ ваш сосед. Назови Объясни Предложи Поделись Придумай Как правильно загадывать загадки? | Работа в парах. Почему загадки являются популярными среди детей? Назови самые популярные загадки? Объясни смысл загадки? Предложи свою загадку о природе. Поделись своим опытом в поиске отгадок на загадки. Придумай загадку Главное, не проговориться и не выдать ответ. Загадку надо проговаривать четко, не спеша с хитрым выражение м лица | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
VI. Итог | Сегодня мы вспомнили, какие бывают жанры фольклора, узнали, какие бывают загадки и как правильно их загадывать. | Записывают домашнее задание | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности |
VII. Рефлексия | С каким жанром фольклора вы сегодня работали? Зачем нужны загадки? Кто может придумывать загадки? Что нужно знать, чтобы правильно отгадать загадку? я узнал… я научился… мне было трудно… мне было интересно… | -рассуждают, - отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы. | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
5