12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Этника2711335
Россия, Алтайский край, Барнаул
14

Конспект урока по литературному чтению Тема: Жанры устного народного творчества. Загадки. Виды загадок.


презентация к уроку "Загадки"
PPTX / 13.56 Мб

/data/files/o1598256278.pptx (презентация к уроку "Загадки")


Аудио сопровождение для проведения физминутки
MP3 / 4.6 Мб

/data/files/t1598256333.mp3 (Аудио сопровождение для проведения физминутки)Тема урока: Произведения фольклора. Загадки. В. Даль «Старик-годовик»

Цель: Создание условий для повторения и закрепления понятия «загадка», учить пользоваться литературоведческим понятием «загадка» и определять ее особенности и виды.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

научить классифицировать загадки;

закрепить представление о жанрах фольклора;

закрепить понятие «загадка»;

закрепить умение читать загадки, загадывать и отгадывать загадки.


Организовать деятельность по определению вида загадки;

Сформулировать определение, что такое загадка.


высказывать собственное мнение и  аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формировать умение   планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о классификации загадок, выбирать способ поиска отгадки.


Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения


развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).


контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;



Тип урока: получение новых знаний


Оборудование: авторская презентация к уроку, аудиосказка из доступных интернет-ресурсов, учебник, тетрадь


Источники информации:


Для учителя

Для  обучающихся

Методические рекомендации программы,

реализация ЦОР, интерактивной доски

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; М., «Вентана – Граф», 2012;


Описание этапов урока


Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Быть должны всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно – под рукой!

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

- проверяют наличие необходимых предметов на столе.

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II.

Мотивация учебной деятельности

Каждый из вас очень хорошо знаком с устным народным творчеством. Наверняка мама пела вам колыбельные, бабушка рассказывала сказки, а от друзей слышали веселые дразнилки. Ежедневно мы слышим или используем его жанры в своей речи при общении, когда шутим, когда хотим кого-нибудь поддержать или успокоить.

Как вы понимаете фразу «устное» народное творчество?



Давайте вспомним, как одним словом назвается устное народное творчество.

Назовите основные жанры фольклора.

(презентация: слайды 1-11)

Послушайте текст. Подумайте, к какому жанру фольклора он относится:

Утром он приходит в школу,
Днем — в кружок по баскетболу,
Он старается учиться,
И нисколько не лениться.
Сделает он упражнение,
Выучит стихотворение,
Вслух расскажет про капель,
Позже соберет портфель.





О ком эта загадка?



Как вы думаете, о ком (чем) бывают загадки?





Отлично! Сформулируйте тему урока.

(презентация: слайд 12)

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы










Устное – от слова «уста», то есть речь из уст в уста, устная речь.



Фольклор.



Сказка, загадка, пословица, поговорка, песня, былина, потешка, закличка…








Данный текст является загадкой. Загадка – это один из жанров устного народного творчества.




Загадка об ученике.



Загадки бывают на разные темы: о природе, о животных, о лени и трудолюбии, о ПДД, о детях…..


Загадки и их виды.

Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные: 

Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.





III. Актуализация новых знаний

Послушайте сказку-загадку, которую написал для вас великий исследователь-фольклорист Владимир Иванович Даль и подумайте, какие загадки скрылись в этой сказке.

(презентация: слайд 13)

Слушание

(презентация: слайд 14)

О каких загадках идет речь в сказке?





Как вы поняли, что это загадки?







Сделайте вывод о том, что такое загадка.

(презентация: слайд 15, 16)

Работа с учебником и тетрадью.
















Загадки о природе, о временах года, о месяцах, днях недели, дне и ночи.



В тексте идет описание явления, но само явление не называется, читатель должен догадаться, что подразумевает автор в своем произведении.


Загадка – это жанр УНР, направленный на испытание смекалки, который имеет ответ-отгадку.

Личностные:  построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем группой.




IV. Физминутка

Инструментальное сопровождение.




V. Закрепление новых знаний

А сейчас я предлагаю вам испытать свои силы в знании загадок.

Работа с кубиком Блума.

Ваша задача – сформулировать вопрос или суждение на тему загадок, на которое должен дать ответ ваш сосед.

Почему




Назови



Объясни



Предложи



Поделись




Придумай


Как правильно загадывать загадки?

Работа в парах.









Почему загадки являются популярными среди детей?


Назови самые популярные загадки?


Объясни смысл загадки?


Предложи свою загадку о природе.


Поделись своим опытом в поиске отгадок на загадки.


Придумай загадку


Главное, не проговориться и не выдать ответ. Загадку надо проговаривать четко, не спеша с хитрым выражение м лица

Личностные:  построение логических рассуждений Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике 

Познавательные:  актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

VI. Итог

Сегодня мы вспомнили, какие бывают жанры фольклора, узнали, какие бывают загадки и как правильно их загадывать.

Записывают домашнее задание

Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности

VII. Рефлексия

С каким жанром фольклора вы сегодня работали?


Зачем нужны загадки?


Кто может придумывать загадки?

Что нужно знать, чтобы правильно отгадать загадку?

я узнал…

я научился…

мне было трудно…

мне было интересно…


-рассуждают,

- отвечают на вопросы,

-дают самооценку результатам своей работы.



Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:  формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.






5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.