12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина51
6

Конспект урока по окружающему миру на тему "Равнины и горы мира. Формы земной поверхности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 106 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Конспект урока по окружающему миру

на тему «Равнины и горы мира.

Формы земной поверхности»




Подготовила:

учитель начальных классов

Малёваная М. А.











Донецк, 2020

Класс: 4-А Дата:18.11.20

Тема: Равнины и горы мира. Формы земной поверхности.

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений; дать представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на территории России и мира.

Задачи:

- познакомить с равнинами и горами на территории России и мира, формировать умения работать с физической картой, познакомить с формами земной поверхности;

-развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса;

- способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: карточки с тестом, физическая карта, контурная карта, карточки для групповой работы, учебник.

Ход урока

Организация начала урока

Здравствуйте, дети! Настройтесь на работу, желаю вам продуктивно поработать сегодня.

2.Актуализация опорных знаний

Предлагаю вам пройти тест по прошлой теме. Карточки на партах.

2.1. Тест

1. Что внесено в Список Всемирного наследия?

а) Белое море

б) озеро Байкал

в) Баренцево море

2. Какой объект не относится к культурному наследию?

а) Тадж- Махал

б) афинский Акрополь

в) водопад Виктория

3. В какой строке перечислены растения и животные, занесённые в Красную книгу?

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка

в) зубр, филин, женьшень

4. Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного наследия? Найди «лишнее».

а) это самое красивое место на Земле

б) 2/3 животных и растений, обитающих в озере, встречаются только там

в) в озере содержится 1/5 часть всей пресной воды на Земле

5. Отметь примеры правильного отношения человека к природе.

а) вырубка лесов

б) выброс отходов производства в водоемы

в) создание лесопарковых зон

Взаимопроверка

2.2 Кроссворд

t1622139194aa.jpg

1. Международная экологическая организация. (Гринпис.)

2. Объект Всемирного природного наследия, находящийся в России, — озеро ... . (Байкал.)

3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное ... (Наследие.)

4. Национальный парк Африки. (Серенгети.)

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология.)

6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. (Красная книга.)

7. От каждого человека зависит ... нашей планеты. (Будущее.)

8. Московский ... — Всемирное культурное наследие. (Кремль.)

9. Гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света. (Мавзолей.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: настоящее.)

3. Сообщение темы урока

- Прочитайте название нового раздела. («Природа России».)

- Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики работают по с. 57.)

- А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)

- Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)

- Предположите тему урока. (Равнины и горы)

- Что узнаем по данной теме? (Ученики читают текст на с. 60 учебника, отвечают на вопросы.)

Основные формы земной поверхности: горы, равнины, овраги, холмы. Различаются по высоте и площади. Части холма и горы: вершина, склон, подошва (подножие).

4. Открытие новых знаний. Работа с картой

— Отгадайте загадку.

Голубым цветом, а воды нету,

Зеленым цветом, а листвы нету,

Коричневый цвет, а на гору не влезть,

Белый цвет, а не заледенеешь. (Географическая карта.)

- Посмотрите на физическую карту на с. 58-59. Так же она есть на доске.

- Какие цвета вы на ней видите? Пользуясь подсказкой в нижнем левом углу, расскажите, что обозначает каждый цвет на карте. 

 4.1. Работа в группах

Узнаем об этих объектах подробнее, поработав в 6 группах. Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать и рассказывать: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны.

(Ученики берут карточку и готовятся рассказать о своем объекте по с. 61—63 учебника.)

5. Первичное закрепление Сообщения учащихся

-  Поделитесь новыми знаниями. Рассказывать нужно по плану.

(От каждой группы выступают по одному желающему.)

План выступления

1. Место расположения данного объекта (показ на карте).

2. Что можно о нем рассказать?

Учитель дополняет ответы учащихся.

Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.

Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в нашем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.

Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.

Кавказские горы. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторождения нефти и природного газа.

Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высокая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Алтаем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян находится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.

Физкультминутка

6. Обобщение знаний

6.1 Работа с контурной картой

С помощью карты в учебнике, подпиши на контурной карте крупнейшие равнины и горы России. Обрати внимание, что на контурной карте даны пунктирные линии для подписи.

t1622139194ab.pngt1622139194ac.png

7. Подведение итогов

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

- Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)

Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.

8. Рефлексия

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики по цепочке дополняют предложение.)

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 60-65 учебника, заполнить таблицу

t1622139194ad.png




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.