12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилова Татьяна Владимировна18

Цель урока: Способствовать формированию образного представления об основных формах земной поверхности.

Образовательные задачи:

- выявить первоначальные представления учащихся о рельефе Земли и расширить их;

- формировать понятия «равнина», «гора», «холм», «овраг»;

-познакомить с основными частями горы и холма: подошвой, склоном, вершиной

Развивающие задачи:

-развивать чувственное восприятие природы;

- развивать интерес к изучению окружающего мира

Воспитательные задачи:

-расширять экологический кругозор;

- воспитывать ответственное отношение к природе;

-воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества в группах;

- воспитывать умение работать в группах, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

- воспитывать любовь к природе и к своей Родине.

Формировать УУД:

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, развитие чувства прекрасного, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока


 

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.

Давайте зарядимся положительной и доброй энергией, читая стихотворение, помещённое на слайде:

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Присаживайтесь!

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а как человек познаёт окружающий мир?

Составление учителем кластера. «Как мы познаем мир?»

Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, за новыми открытиями.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого они будут свои.

В конце урока вы поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Работать на уроке сегодня мы будем и все вместе , и в группах.

Отправляемся в путь!

3.Формирование новых знаний, умений и навыков.

Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Попробуйте определить тему урока. (Слайд )

Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд )

(Слайд ).

Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд )

По ходу нашего путешествия мы будем заполнять таблицу- кластер. Которую так и назовем: формы земной поверхности. (Слайд )

Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?

Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд )

Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?

На Земле есть горы (Слайд )

Дополняем нашу таблицу новыми понятиями: горы.(Слайд )

А) Работа с понятиями «горы»

Что можете рассказать о горах?

Кто сможет дать определение гор?

Что ещё узнали о горах?

Одиночные горы и горные хребты. (Слайд )

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. ( Слайд )

Б) Работа с понятиями «равнина», «холм»

Попробуйте дать определение равнины. (Слайд )

Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин?

Плоские и холмистые.

Почему они так называются?

Плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.

Попробуйте дать определение холма

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд )

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.

Найдите общее и различие. (Слайд )


 

Путешествуя, люди замечали некоторые изменения в земной поверхности. А о каких изменениях пойдет речь, вы узнаете из сказки.

В) Чтение сказки.

Ребята, у вас на столах лежат тексты сказки. Я сейчас буду ее читать, а вы, с карандашом в руках, следите по тексту и отмечайте знаком «+»понятия, которые уже встречались нам на уроке, знаком «-» понятие, относящееся к одной из форм земной поверхности , о которой мы еще с вами не говорили, знаком «!», что удивило в тексте.

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно , она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.

-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.

-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.

Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

- Вот беда-беда!- заохал Холм.- Сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.

-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.

Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится.

Проверяем и обговариваем, сделанные пометы в тексте.

Г).Попробуйте дать определение овраг. (Слайд )

Заполняем схему. (Слайд )

Физкультминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Руки мы к груди прижали-

Теперь холмиками стали.

Вот – подошва, вот - вершина.

Левый склон и правый склон.

А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись.

До вершины дотянулись.

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.


 

Проект. Работа в группах самостоятельная.

Итак, мы с вами познакомились с основными формами земной поверхности. Приступим к составлению путевых заметок о путешествии «формы земной поверхности» и оформить её виде книги.

-что есть у любой книги? (название)

-какое название будет у нашей книги? (Формы земной поверхности)

Задания

Каждая группа получает конверт. В конверте макет страницы с формой земной поверхности . Выберите для нее описание, иллюстрацию и загадку. Оформите это все на листе. Это и будет страница книги.

1 группа составляет «гора»

2группа – «холм»

3 группа- «овраг»

4 группа – «Равнина»

5 группа- Строение холма и горы. Схема. Аппликация.

Презентация готовых страниц книги.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд)

Домашнее задание.

А дома я вам предлагаю совершить еще несколько открытий (на выбор)

-узнайте, какие из форм земной поверхности встречаются в нашем Борском районе.

-подумайте: пользу или вред приносят овраги местности?

-Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины.

Учёные говорят, что изменение поверхности Земли - это результат работы трёх великих мастеров природы.

Что это за мастера?

Рефлексия.

Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно, материал урока не понял»,

прикрепите флажок к «Равнине».

Те ученики, кто считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите флажок к «Холму».

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите флажок к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Итог урока.

Что такое горы? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.

-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.

-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.

Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

- Вот беда-беда!- заохал Холм.- Сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.

-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.

Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится
Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

У подножия вершины

Есть зеленые ....
 

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он холмам равнинным враг.

Как зовут его? ...


 

Есть равнина, право слово.

Чуть выше уровня морского.

От лесов полей она

Склонами отделена.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

У подножия вершины

Есть зеленые ....


 

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он холмам равнинным враг.

Как зовут его? ...

Есть равнина, право слово.

Чуть выше уровня морского.

От лесов полей она

Склонами отделена.

неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

углубление с крутым склоном.

это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.

это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.

неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью

углубление с крутым склоном.

это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.

это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.