Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Формы земной поверхности»
Цель урока: Способствовать формированию образного представления об основных формах земной поверхности.
Образовательные задачи:
- выявить первоначальные представления учащихся о рельефе Земли и расширить их;
- формировать понятия «равнина», «гора», «холм», «овраг»;
-познакомить с основными частями горы и холма: подошвой, склоном, вершиной
Развивающие задачи:
-развивать чувственное восприятие природы;
- развивать интерес к изучению окружающего мира
Воспитательные задачи:
-расширять экологический кругозор;
- воспитывать ответственное отношение к природе;
-воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества в группах;
- воспитывать умение работать в группах, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- воспитывать любовь к природе и к своей Родине.
Формировать УУД:
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, развитие чувства прекрасного, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.
Давайте зарядимся положительной и доброй энергией, читая стихотворение, помещённое на слайде:
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
Окружающий нас мир интересно познавать
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
Присаживайтесь!
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, а как человек познаёт окружающий мир?
Составление учителем кластера. «Как мы познаем мир?»
Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, за новыми открытиями.
Какие они будут – большие или маленькие – у каждого они будут свои.
В конце урока вы поделитесь своими впечатлениями о путешествии.
Работать на уроке сегодня мы будем и все вместе , и в группах.
Отправляемся в путь!
3.Формирование новых знаний, умений и навыков.
Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.
Попробуйте определить тему урока. (Слайд )
Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд )
(Слайд ).
Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд )
По ходу нашего путешествия мы будем заполнять таблицу- кластер. Которую так и назовем: формы земной поверхности. (Слайд )
Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?
Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы.
На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд )
Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.
Какое открытие мы сделали?
На Земле есть горы (Слайд )
Дополняем нашу таблицу новыми понятиями: горы.(Слайд )
А) Работа с понятиями «горы»
Что можете рассказать о горах?
Кто сможет дать определение гор?
Что ещё узнали о горах?
Одиночные горы и горные хребты. (Слайд )
Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. ( Слайд )
Б) Работа с понятиями «равнина», «холм»
Попробуйте дать определение равнины. (Слайд )
Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин?
Плоские и холмистые.
Почему они так называются?
Плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.
Попробуйте дать определение холма
У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.
Вершина - самая высокая точка
Подошва - начало возвышения
Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд )
А теперь давайте рассмотрим холм и гору.
Найдите общее и различие. (Слайд )
Путешествуя, люди замечали некоторые изменения в земной поверхности. А о каких изменениях пойдет речь, вы узнаете из сказки.
В) Чтение сказки.
Ребята, у вас на столах лежат тексты сказки. Я сейчас буду ее читать, а вы, с карандашом в руках, следите по тексту и отмечайте знаком «+»понятия, которые уже встречались нам на уроке, знаком «-» понятие, относящееся к одной из форм земной поверхности , о которой мы еще с вами не говорили, знаком «!», что удивило в тексте.
Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно , она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.
-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.
-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.
-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.
-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.
Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.
- Вот беда-беда!- заохал Холм.- Сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.
-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.
Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.
-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится.
Проверяем и обговариваем, сделанные пометы в тексте.
Г).Попробуйте дать определение овраг. (Слайд )
Заполняем схему. (Слайд )
Физкультминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Руки мы к груди прижали-
Теперь холмиками стали.
Вот – подошва, вот - вершина.
Левый склон и правый склон.
А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись.
До вершины дотянулись.
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
Проект. Работа в группах самостоятельная.
Итак, мы с вами познакомились с основными формами земной поверхности. Приступим к составлению путевых заметок о путешествии «формы земной поверхности» и оформить её виде книги.
-что есть у любой книги? (название)
-какое название будет у нашей книги? (Формы земной поверхности)
Задания
Каждая группа получает конверт. В конверте макет страницы с формой земной поверхности . Выберите для нее описание, иллюстрацию и загадку. Оформите это все на листе. Это и будет страница книги.
1 группа составляет «гора»
2группа – «холм»
3 группа- «овраг»
4 группа – «Равнина»
5 группа- Строение холма и горы. Схема. Аппликация.
Презентация готовых страниц книги.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.
А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд)
Домашнее задание.
А дома я вам предлагаю совершить еще несколько открытий (на выбор)
-узнайте, какие из форм земной поверхности встречаются в нашем Борском районе.
-подумайте: пользу или вред приносят овраги местности?
-Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины.
Учёные говорят, что изменение поверхности Земли - это результат работы трёх великих мастеров природы.
Что это за мастера?
Рефлексия.
Подумайте и определите качество своей работы на уроке.
В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,
- Те ребята, кто согласен с высказыванием:
-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно, материал урока не понял»,
прикрепите флажок к «Равнине».
Те ученики, кто считают:
-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите флажок к «Холму».
Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите флажок к «Горе».
- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.
Итог урока.
Что такое горы? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)
Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным
Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.
-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.
-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.
-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.
-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.
Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.
- Вот беда-беда!- заохал Холм.- Сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.
-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.
Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.
-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака.
У подножия вершины
Есть зеленые ....
От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он холмам равнинным враг.
Как зовут его? ...
Есть равнина, право слово.
Чуть выше уровня морского.
От лесов полей она
Склонами отделена.
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака.
У подножия вершины
Есть зеленые ....
От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он холмам равнинным враг.
Как зовут его? ...
Есть равнина, право слово.
Чуть выше уровня морского.
От лесов полей она
Склонами отделена.
– неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
– углубление с крутым склоном.
– это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.
– это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.
– неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью
– углубление с крутым склоном.
– это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.
– это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.