Конспект урока по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд"
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 города Фурманова
155520, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 40
Конспект урока окружающего мира
в 1 классе на тему: «Откуда берутся снег и лёд?»
Педагог: Голубева Екатерина Андреевна
Автор учебника: А.А. Плешаков
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления обучающихся о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.
Задачи:
Сформировать представление о трех состояниях воды и способах образования из неё снега и льда.
Познакомить детей со свойствами льда и снега (опытным путем).
Сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.
Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные результаты:
Положительная мотивация к учебной деятельности;
Адекватная самооценка;
Осознание ответственности за общее дело;
Проявление уважительного отношения к мнению другого человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить;
осуществлять самоконтроль;
высказывать своё предположение;
формулировать тему и цель деятельности на уроке;
оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Познавательные УУД:
наблюдать, анализировать, сравнивать объекты;
определять свои границы знания/незнания;
сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме;
высказывать свою точку зрения на события.
Предметные результаты:
способствовать формированию знаний о состояниях воды, о способах образования из воды снега и льда,о значении воды в жизни людей и в природе;
проводить опыты с водой, снегом и льдом.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, пробуки, эл.чайник, два стакана с тёплой водой,
Наглядные пособия: презентация, видеоролик, учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь "Окружающий мир. 1-2 классы. Наблюдения, эксперименты, проекты. Вода» Е.Ю. Мишняева.
Ключевые слова: вода, снег, лед, пар, в жидком состоянии, в твердом состоянии, в газообразном состоянии.
Рабочие материалы для обучающихся: блюдце со льдом, блюдце со снегом, цветной картон, конверты с заданиями для работы в группах, молоток.
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Направление формируемой функциональной грамотности | ||||||||
Организационный момент. Мотивирование деятельности обучающихся | Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Будем вместе развивать, У себя внимательность, А поможет все узнать наша - Итак, в путь, ребята, за новыми открытиями! | | | |||||||||
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | На слайде появляется изображение. (Приложение 1) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Из какой сказки пришли к нам сегодня в гости данные персонажи? - Верно, ребята. Данные персонажи из Снежной Королевы. - Кто автор этого произведения? - Давайте я вам подскажу. Автор данного произведения Ханс Кристиан Андерсен. - Кто помнит, как их зовут? - Правильно ребята. Но они не просто к нам пришли. Кай и Герда просят у нас помощи. - Что же случилось? Ева, прочитай, пожалуйста, письмо. Слайд с письмом: «Снежная Королева увезла мальчика, сердце его превратилось в кусок льда, и он перестал любить, уважать людей» - Давайте же поможем Герде спасти брата. Но для этого мы должны отправиться с вами в путешествие и выполнить различные задания. - Посмотрите на доску. Что изображено? (Приложение 2) - Выберите только буквы русского алфавита и составьте слово. - Какое слово зашифровано? - Вода, правильно ребята. - Давайте поставим ударение в слове «Вода». - А что такое вода? - Молодцы, ребята! С первым заданием справились. Поэтому с нашего Кая потихоньку тают снежинки. пазл с доски снимается - А давайте же вспомним свойства воды. Игра в приложении LearningApps.org https://learningapps.org/watch?v=pmdcjr7fa23 (Приложение 3) - Сейчас вы будете работать в парах, на планшетах. - Перед тем как приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в парах. Инструкция к заданию: Перед вами интерактивная игра. Представлены два утверждения: верно – неверно. В середине находится понятие. Если данное понятие верно, относится к свойству воды – тяните вправо. Если данное понятие неверно, тяните влево. - Так какие же свойства имеет вода? пазл с доски снимается - Майя, Лера и Максим, принесите, пожалуйста, воду. - Ребята, посмотрите, что же принесли ваши одноклассники? - Можно ли это всё назвать водой? - Почему? - Какой же вопрос мы сегодня с вами поставим на уроке? - Постарайтесь сформулировать тему урока. - Какую цель поставим? пазл с доски снимается (после определения темы и цели урока) - Сегодня мы с вами будем не только путешественниками, но и учеными-исследователями. А для этого я вас приглашаю в экспериментальную лабораторию. - Готовы? Закройте глаза, а теперь произнесите наше волшебное заклинание: «Крекс-фекс-пекс» | Учащиеся рассматривают изображение. - Данные персонажи пришли к нам в гости из сказки «Снежная королева». - Кай и Герда Читают письмо. - Английские и русские буквы. - Буквы русского алфавита - В Д О А. - Зашифровано слово ВОДА. Вода – ударение падает на гласную а во втором слоге, безударная гласная о в первом слоге. Вода - это жидкость. Повторяют правила работы в парах. Выполняют работу в парах. Читают, подводят итоги. Свойства воды: - Прозрачная - Не имеет запаха - Бесцветная - Не имеет вкуса - Растворитель - Обладает текучестью Дети приносят воду в стакане, лёд и снег на тарелочках - Снег, лед, воду - Да Определяют тему урока: - Тема: «Откуда берутся снег и лёд?» - Цель: узнать откуда берутся снег и лёд. Произносят волшебное заклинание. | Формирование читательской грамотности Формирование читательской грамотности Формирование креативного мышления Формирование читательской грамотности Формирование естественно-научной грамотности Формирование читательской грамотности | |||||||||
Открытие новых знаний | - Вот мы и очутились в нашей сказочной стране. Откройте глаза, посмотрите по сторонам. - Кто уже заметил, какая наша первая станция? 1 станция «Открытие первых» - Ребята, давайте посмотрим, что у меня находится на экспериментальном столе. 1. Два стакана с тёплой водой. 2. Лёд. 3. Снег. - Давайте мы добавим в первый стакан лёд, а во второй снег. Добавили. - Посмотрите, что же случилось со льдом в первом стакане? - А теперь посмотрите, что же случилось со снегом во втором стакане? - Какой мы можем сделать вывод? - Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и проверить, правильно ли вы сделали вывод (Приложение 4) - Итак, ребята, правильно ли мы сделали с вами вывод? - Справились с заданием, молодцы! пазл с доски снимается - Ребята, а хотите узнать свойства снега и льда? - Тогда предлагаю вам продолжить дальше работать в нашей лаборатории. Физкультминутка Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) - Работать на следующей станции вы будете в группах, поэтому вспомним правила работы в группах. Правила работы в группе: Работайте дружно – вы одна команда. Принимайте активное участие в работе своей группы. Не бойтесь высказывать своё мнение. Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы. Думайте сами, а не рассчитывайте на других. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку. Каждой группе выдаются карты с заданием. (Приложение 5) Выберите капитана команды. 1 гр. «Снежинки» 2 гр. «Снеговики» 3 гр. «Ёлочки» - Рассмотрите карточку и прочитайте задачу вашего опыта. - Кому не понятно задание? - Приступайте к вашим опытам! Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: (снег/лед) Карточка 1 группа – рыхлый/хрупкий, подводят итоги. пазл с доски снимается Карточка 2 группа – белый / бесцветный, подводят итоги. пазл с доски снимается Карточка 3 группа – прозрачный / непрозрачный, подводят итоги. пазл с доски снимается Карточка (Приложение 6)
- А для того, чтобы узнать, правильно ли вы сделали выводы, мы должны с вами это проверить. - Откройте учебник на странице 68, прочитайте вывод. - Молодцы, ребята! Правильно подвели итоги. Справились с заданием. Снимаем снежинку с нашего Кая. пазл с доски снимается Физкультминутка Солнце греет землю слабо, Побелел морковный нос. - Ребята, понравилось работать в лаборатории? - Тогда предлагаю вам продолжить работать в лаборатории. - Для нашего опыта нам понадобится: кастрюля с крышкой, вода, блюдце, кусочек льда. (Весь список представлен на слайде) 1) Давайте возьмём лёд и положим его на блюдце. Оставим его здесь, а после следующего проделанного опыта посмотрим, что же с ним произошло. 2) Сейчас мы должны налить в кастрюлю немного воды и нагреть её до появления пара. Нальём нашу воду из чайника. 3) После того, как мы нагрели воду, мы должны накрыть кастрюлю крышкой. Посмотрите, что произошло, когда я подняла крышку? - Что появилось на нижней стороне крышки? - Молодцы! 4) А теперь давайте вернемся к блюдцу, на которое мы положили лед. - Что появилось на блюдце вокруг кусочка льда? - Верно, ребята, вода! пазл с доски снимается - А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 10. - Нашли задание под цифрой 3. Прочитайте. Задание: Дополни схемы опыта недостающими словами. ___ Вода___ - Что у нас получилось? Пар Вода Лёд - К какому выводу мы пришли? - Вода может быть в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная. пазл с доски снимается - Приведите пример твердого состояния воды. -Приведите пример жидкого состояния воды. -Приведите пример газообразного состояния воды. - Посмотрите на страницу 11 в ваших рабочих тетрадях. Соотнесите стрелками, что относится к твердой, жидкой и газообразной воде. - Давайте проверим, посмотрите на слайд. - Правильно ли мы с вами определили? - Молодцы, ребята, справились с заданием! пазл с доски снимается | Внимательно рассматривают, что находится на экспериментальном столе. 1. Два стакана с тёплой водой. 2. Лёд. 3. Снег. - Лёд растаял - Снег растаял - В тепле снег и лёд тают, образуется вода. Просмотр видеоролика. - Да - Да Выполняют физкультминутку. Повторяют правила работы в группах. 1 гр. - разрыхлить веткой снег, и постучать молотком по льду, сделать вывод. 2 гр. - определить цвет снега и льда с помощью цветной бумаги, сделать вывод. 3 гр. - положить снег и лёд на жёлтую бумагу и узнать их прозрачность, сделать вывод. Подводят итоги: 1.Снег рыхлый, а лёд хрупкий. 2. Снег белый, а лёд бесцветный. 3.Снег непрозрачный, а лёд прозрачный. Из каждой группы выступает капитан команды со своим проделанным опытом, и подводят итоги. Работа по учебнику окружающий мир А.А. Плешаков 1 класс. Читают вывод. Вывод: Снег и лёд – это замершая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется в луже, на реке, на мокрой дороге. Выполняют физкультминутку. Отвечают на вопросы учителя. - Да Наблюдают за действиями учителя, проводящего опыт - Появился пар. - Капельки воды. - Вода. Работа в рабочей тетради «Вода». Пар – вода – лёд - Вода может быть в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная.
- Лёд. - Вода. - Пар. Работа в рабочих тетрадях. | Формирование естественно-научной грамотности Формирование естественно-научной грамотности Формирование читательской грамотности Формирование естественно-научной грамотности Формирование читательской грамотности Формирование естественно-научной грамотности Формирование читательской грамотности Формирование креативного мышления | |||||||||
| Подведение итогов | - Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, узнали мы ответ на поставленный вопрос? -Давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке. пазл с доски снимается - Ребята, посмотрите, все снежинки, которые сковывали Кая, растаяли. Значит нам удалось его расколдовать! - Ребята, кем вы были сегодня на уроке, расскажите Каю? - Кай для вас приготовил небольшую памятку «Правила безопасности на льду», с которой вы ознакомитесь дома. - Молодцы, ребята! - Теперь нам пришлось возвращаться домой. Закрыли глаза. Пристегнули ремни. Произнесли заклинание. | - Узнать, откуда берутся снег и вода. - Да - Снег и лёд – это замершая вода. - Исследователями. | Формирование читательской грамотности | ||||||||
| Рефлексия | - Ребята, на партах у вас лежат листы бумаги. Возьмите их в руки и слепите снежок. - Слепили, молодцы! - А теперь я прошу вас оценить свою работу на уроке. - Если у вас всё получилось, тему урока вы поняли, у вас не возникло затруднений – прикрепите ваш снежок на доску. - Мне тоже было очень приятно с вами работать, и я прикрепляю свой волшебный снежок. - Кто же у нас получился? - Спасибо за урок! | Сминают листок бумаги, имитируя комочек снега Оценивают свою работу на уроке. - Снеговик | |
Приложение 1
Приложение 2
Z | V | A | О |
В | S | Д | Q | F |
Приложение 3
Интерактивная игра в приложении LearningApps.org
https://learningapps.org/watch?v=pmdcjr7fa23
Приложение 4
Фрагмент видео с платформы https://resh.edu.ru/ («Российская электронная школа»). Окружающий мир 1 класс. Урок 14 (с 0.22 по1.26 минуты)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3919/main/97113/
Приложение 5
Приложение 6
СНЕГ | ЛЁД |
Рыхлый | Хрупкий |
Белый | Бесцветный |
Непрозрачный | Прозрачный |