Конспект урока по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд"

0
0
Материал опубликован 15 October

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 города Фурманова

155520, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 40



Конспект урока окружающего мира

в 1 классе на тему: «Откуда берутся снег и лёд?»

Педагог: Голубева Екатерина Андреевна

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование представления обучающихся о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.

Задачи:

Сформировать представление о трех состояниях воды и способах образования из неё снега и льда.

Познакомить детей со свойствами льда и снега (опытным путем).

Сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.

Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов.


УУД, формируемые на уроке:

Личностные результаты:

Положительная мотивация к учебной деятельности;

Адекватная самооценка;

Осознание ответственности за общее дело;

Проявление уважительного отношения к мнению другого человека.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить;

осуществлять самоконтроль;

высказывать своё предположение;

формулировать тему и цель деятельности на уроке;

оценивать совместно с учителем результат своих действий.

 Познавательные УУД:

наблюдать, анализировать, сравнивать объекты;

определять свои границы знания/незнания;

сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге;

слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать свою точку зрения на события.

Предметные результаты: 

способствовать формированию знаний о состояниях воды, о способах образования из воды снега и льда,о значении воды в жизни людей и в природе;  

проводить опыты с водой, снегом и льдом.   

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, пробуки, эл.чайник, два стакана с тёплой водой,

Наглядные пособия: презентация, видеоролик, учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь "Окружающий мир. 1-2 классы. Наблюдения, эксперименты, проекты. Вода» Е.Ю. Мишняева.

Ключевые слова: вода, снег, лед, пар, в жидком состоянии, в твердом состоянии, в газообразном состоянии.

Рабочие материалы для обучающихся: блюдце со льдом, блюдце со снегом, цветной картон, конверты с заданиями для работы в группах, молоток.

п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Направление формируемой функциональной грамотности

Организационный момент.

Мотивирование деятельности обучающихся

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать,

У себя внимательность,

А поможет все узнать наша
Любознательность.

- Итак, в путь, ребята, за новыми открытиями!












Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи


На слайде появляется изображение.

(Приложение 1)


- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Из какой сказки пришли к нам сегодня в гости данные персонажи?





- Верно, ребята. Данные персонажи из Снежной Королевы.


- Кто автор этого произведения?

- Давайте я вам подскажу. Автор данного произведения Ханс Кристиан Андерсен.


- Кто помнит, как их зовут?


- Правильно ребята. Но они не просто к нам пришли. Кай и Герда просят у нас помощи.

- Что же случилось? Ева, прочитай, пожалуйста, письмо.


Слайд с письмом: «Снежная Королева увезла мальчика, сердце его превратилось в кусок льда, и он перестал любить, уважать людей»


- Давайте же поможем Герде спасти брата. Но для этого мы должны отправиться с вами в путешествие и выполнить различные задания.


- Посмотрите на доску. Что изображено? (Приложение 2)


- Выберите только буквы русского алфавита и составьте слово.


- Какое слово зашифровано?



- Вода, правильно ребята.


- Давайте поставим ударение в слове «Вода».




- А что такое вода?


- Молодцы, ребята! С первым заданием справились. Поэтому с нашего Кая потихоньку тают снежинки.

пазл с доски снимается


- А давайте же вспомним свойства воды.


Игра в приложении LearningApps.org

https://learningapps.org/watch?v=pmdcjr7fa23 (Приложение 3)


- Сейчас вы будете работать в парах, на планшетах.

- Перед тем как приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в парах.


Инструкция к заданию:

Перед вами интерактивная игра.

Представлены два утверждения: верно – неверно.

В середине находится понятие.

Если данное понятие верно, относится к свойству воды – тяните вправо.

Если данное понятие неверно, тяните влево.


- Так какие же свойства имеет вода?


пазл с доски снимается


- Майя, Лера и Максим, принесите, пожалуйста, воду.


- Ребята, посмотрите, что же принесли ваши одноклассники?


- Можно ли это всё назвать водой?

- Почему?

- Какой же вопрос мы сегодня с вами поставим на уроке?

- Постарайтесь сформулировать тему урока.



- Какую цель поставим?

пазл с доски снимается

(после определения темы и цели урока)


- Сегодня мы с вами будем не только путешественниками, но и учеными-исследователями. А для этого я вас приглашаю в экспериментальную лабораторию.


- Готовы? Закройте глаза, а теперь произнесите наше волшебное заклинание: «Крекс-фекс-пекс»




Учащиеся рассматривают изображение.



- Данные персонажи пришли к нам в гости из сказки «Снежная королева».










- Кай и Герда


Читают письмо.
















- Английские и русские буквы.


- Буквы русского алфавита - В Д О А.


- Зашифровано слово ВОДА.


Вода – ударение падает на гласную а во втором слоге, безударная гласная о в первом слоге.


Вода - это жидкость.















Повторяют правила работы в парах.




Выполняют работу в парах.









Читают, подводят итоги.

Свойства воды:

- Прозрачная

- Не имеет запаха

- Бесцветная

- Не имеет вкуса

- Растворитель

- Обладает текучестью



Дети приносят воду в стакане, лёд и снег на тарелочках


- Снег, лед, воду


- Да


Определяют тему урока:


- Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»


- Цель: узнать откуда берутся снег и лёд.



Произносят волшебное заклинание.




Формирование читательской грамотности






























Формирование читательской грамотности




Формирование креативного мышления



























Формирование читательской грамотности








Формирование естественно-научной грамотности













Формирование читательской грамотности


















Открытие новых знаний

- Вот мы и очутились в нашей сказочной стране. Откройте глаза, посмотрите по сторонам.

- Кто уже заметил, какая наша первая станция?


1 станция «Открытие первых»

- Ребята, давайте посмотрим, что у меня находится на экспериментальном столе.

1. Два стакана с тёплой водой.

2. Лёд.

3. Снег.




- Давайте мы добавим в первый стакан лёд, а во второй снег. Добавили.

- Посмотрите, что же случилось со льдом в первом стакане?


- А теперь посмотрите, что же случилось со снегом во втором стакане?


- Какой мы можем сделать вывод?




- Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и проверить, правильно ли вы сделали вывод (Приложение 4)

- Итак, ребята, правильно ли мы сделали с вами вывод?

- Справились с заданием, молодцы!

пазл с доски снимается


- Ребята, а хотите узнать свойства снега и льда?

- Тогда предлагаю вам продолжить дальше работать в нашей лаборатории.


Физкультминутка

Здравствуй Зимушка-зима!   (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристы (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)


- Работать на следующей станции вы будете в группах, поэтому вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе:

Работайте дружно – вы одна команда.

Принимайте активное участие в работе своей группы.

Не бойтесь высказывать своё мнение.

Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.

Думайте сами, а не рассчитывайте на других.

В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.


Каждой группе выдаются карты с заданием. (Приложение 5)

Выберите капитана команды.

1 гр. «Снежинки»

2 гр. «Снеговики»

3 гр. «Ёлочки»


- Рассмотрите карточку и прочитайте задачу вашего опыта.

- Кому не понятно задание?

- Приступайте к вашим опытам!


Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: (снег/лед)

Карточка

1 группа – рыхлый/хрупкий, подводят итоги.


пазл с доски снимается

Карточка

2 группа – белый / бесцветный, подводят итоги.

пазл с доски снимается

Карточка

3 группа – прозрачный / непрозрачный, подводят итоги.

пазл с доски снимается

Карточка

(Приложение 6)

СНЕГ

ЛЁД

Рыхлый

Хрупкий

Белый

Бесцветный

Непрозрачный

Прозрачный









- А для того, чтобы узнать, правильно ли вы сделали выводы, мы должны с вами это проверить.

- Откройте учебник на странице 68, прочитайте вывод.


- Молодцы, ребята! Правильно подвели итоги. Справились с заданием. Снимаем снежинку с нашего Кая.

пазл с доски снимается



Физкультминутка

Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.


- Ребята, понравилось работать в лаборатории?


- Тогда предлагаю вам продолжить работать в лаборатории.


- Для нашего опыта нам понадобится: кастрюля с крышкой, вода, блюдце, кусочек льда. (Весь список представлен на слайде)

1) Давайте возьмём лёд и положим его на блюдце. Оставим его здесь, а после следующего проделанного опыта посмотрим, что же с ним произошло.

2) Сейчас мы должны налить в кастрюлю немного воды и нагреть её до появления пара. Нальём нашу воду из чайника.

3) После того, как мы нагрели воду, мы должны накрыть кастрюлю крышкой. Посмотрите, что произошло, когда я подняла крышку?

- Что появилось на нижней стороне крышки?

- Молодцы!

4) А теперь давайте вернемся к блюдцу, на которое мы положили лед.

- Что появилось на блюдце вокруг кусочка льда?

- Верно, ребята, вода!

пазл с доски снимается


- А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 10.


- Нашли задание под цифрой 3. Прочитайте.


Задание: Дополни схемы опыта недостающими словами.

___ Вода___


- Что у нас получилось?

Пар Вода Лёд

- К какому выводу мы пришли?


- Вода может быть в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная.

пазл с доски снимается


- Приведите пример твердого состояния воды.

-Приведите пример жидкого состояния воды.

-Приведите пример газообразного состояния воды.


- Посмотрите на страницу 11 в ваших рабочих тетрадях. Соотнесите стрелками, что относится к твердой, жидкой и газообразной воде.


- Давайте проверим, посмотрите на слайд.

- Правильно ли мы с вами определили?

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

       пазл с доски снимается








Внимательно рассматривают, что находится на экспериментальном столе.

1. Два стакана с тёплой водой.

2. Лёд.

3. Снег.




- Лёд растаял



- Снег растаял



- В тепле снег и лёд тают, образуется вода.



Просмотр видеоролика.



- Да





- Да





Выполняют физкультминутку.












Повторяют правила работы в группах.

















1 гр. - разрыхлить веткой снег, и постучать молотком по льду, сделать вывод.


2 гр. - определить цвет снега и льда с помощью цветной бумаги, сделать вывод.


3 гр. - положить снег и лёд на жёлтую бумагу и узнать их прозрачность, сделать вывод.




Подводят итоги:

1.Снег рыхлый, а лёд хрупкий.

2. Снег белый, а лёд бесцветный.

3.Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.






Из каждой группы выступает капитан команды со своим проделанным опытом, и подводят итоги.




Работа по учебнику окружающий мир А.А. Плешаков 1 класс.

Читают вывод.

Вывод:

Снег и лёд – это замершая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется в луже, на реке, на мокрой дороге.



Выполняют физкультминутку.









Отвечают на вопросы учителя.

- Да





Наблюдают за действиями учителя, проводящего опыт











- Появился пар.

- Капельки воды.




- Вода.





Работа в рабочей тетради «Вода».










Пар – вода – лёд




- Вода может быть в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная.






- Лёд.


- Вода.


- Пар.



Работа в рабочих тетрадях.







Формирование естественно-научной грамотности































































Формирование естественно-научной грамотности

































Формирование читательской грамотности









































Формирование естественно-научной грамотности






Формирование читательской грамотности










Формирование естественно-научной грамотности








Формирование читательской грамотности


Формирование креативного мышления





Подведение итогов


- Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, узнали мы ответ на поставленный вопрос?


-Давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке.

пазл с доски снимается


- Ребята, посмотрите, все снежинки, которые сковывали Кая, растаяли. Значит нам удалось его расколдовать!

 - Ребята, кем вы были сегодня на уроке, расскажите Каю?


- Кай для вас приготовил небольшую памятку «Правила безопасности на льду», с которой вы ознакомитесь дома.


- Молодцы, ребята!

- Теперь нам пришлось возвращаться домой. Закрыли глаза. Пристегнули ремни. Произнесли заклинание.



- Узнать, откуда берутся снег и вода.

- Да



- Снег и лёд – это замершая вода.




- Исследователями.


Формирование читательской грамотности

Рефлексия

- Ребята, на партах у вас лежат листы бумаги. Возьмите их в руки и слепите снежок.

- Слепили, молодцы!

- А теперь я прошу вас оценить свою работу на уроке.

- Если у вас всё получилось, тему урока вы поняли, у вас не возникло затруднений – прикрепите ваш снежок на доску.


- Мне тоже было очень приятно с вами работать, и я прикрепляю свой волшебный снежок.

- Кто же у нас получился?


- Спасибо за урок!


Сминают листок бумаги, имитируя комочек снега




Оценивают свою работу на уроке.






- Снеговик










Приложение 1



t1729012826ab.gif




Приложение 2



ZVAО



ВSДQF




Приложение 3


Интерактивная игра в приложении LearningApps.org

https://learningapps.org/watch?v=pmdcjr7fa23



Приложение 4

Фрагмент видео с платформы https://resh.edu.ru/ («Российская электронная школа»). Окружающий мир 1 класс. Урок 14 (с 0.22 по1.26 минуты)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3919/main/97113/





Приложение 5

t1729012826ac.png

t1729012826ad.png

t1729012826ae.png



Приложение 6



СНЕГ

ЛЁД

Рыхлый

                     Хрупкий

Белый                                                           

                     Бесцветный

Непрозрачный

                     Прозрачный



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.