12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврищук Наталья Владимировна31
2

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса «Откуда берутся снег и лед?»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ

УМК: «Школа России»

Технологическая карта урока

Тема

«Откуда берутся снег и лед?»

Цель

Формирование представлений о свойствах снега и льда.

Задачи

продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;

формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией;

развивать умение работать в группе;

воспитывать экологическую грамотность.

Планируемые результаты урока

Предметные: обучающийся научится проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы, выделять свойства снега и льда;

обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: научить:

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;

- стремлению к самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: учить:

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Познавательные:

- учить планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Основные понятия

Лед, снег, снежинки, вода.

Используемые

технологии

Личностно ориентированная, технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, ТРКМ.

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый.

Межпредметные

связи

Музыка: слушание отрывка музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Литературное чтение: отгадывание загадки. ОБЖ: правила поведения на тонком льду и во время гололеда. Математика: симметрия. ИЗО: рисование снежинок.

Ресурсы:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»

Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2016.

Цветные карандаши.

Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Организация пространства

Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены для групповой работы

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Самоопределе-

ние к деятельно-

сти (организаци-

онный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание благоприятной обстановки.

Организа

ционный момент, положительная мотива

ция к уроку

Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом и новые открытия!

Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок.
Будем мы внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Будем мы исследовать, думать, наблюдать,

В группах поработаем, будем рассуждать.

- Я желаю вам удачи и новых открытий!

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и формулированиетемы урока.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося;

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке;

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Диалог с целью актуализации знаний.

Работа с презента

цией.

Ответы на вопросы учителя.

Отгадывание загадки.

Построение кластера.

Слушание отрывка музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

СЛАЙД 2.

-Ребята, к нам на урок спешит необычная гостья. Отгадайте, кто это?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке смелы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром…

- Кто эта царица? (Зимушка - зима)

- А спешит она к нам на урок под звуки музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» знаменитого советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Это волшебная классическая музыка напоминает нам о силе и красоте русской зимы.

- А теперь закройте глаза. Давайте шепотом произнесем слово «зима».

Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима»? Составим кластер.

 

ЗИМА

 

 

- Молодцы, ребята. Вы подобрали много слов и словосочетаний.

А теперь сформулируем тему нашего урока. Для этого откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе «зимние» слова. Чья группа будет готова, покажет сигнал.

- Какие слова у вас получились? (снег, лед)

- Так что мы будем изучать на уроке сегодня? (Снег и лед.)

Личностные:

- Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

-актуализируют имеющиеся знания о времени года - зиме, его признаках.

III. Постановка проблемы

Цель: создать ситуацию противоречия между известным и неизвестным. 

Постанов

ка проблем

ной игровой ситуации, использо

вание ИКТ

Диалог с учителем.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд? Что вы можете рассказать про снег и лед?

- Откуда берутся снег и лед, и что это такое? (дети выдвигают свои гипотезы: снег и лёд – это не одно и то же)

СЛАЙД 3.

- Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть.

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

IV.

Исследователь-

ская работа.

Цель:

- по возможности

включить детей в

ситуацию

выбора метода

решения

проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

Организовать исследова

ния.

Организо

вать работу в группах.

Работа с учебни

ком, презента

цией.

.

Работа в группах.

Работа по алгоритму.

Формулирова-

ние выводов на основе опытов.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.

- Давайте вспомним правила работы в группах:

Работают все.

Один говорит, другие слушают.

Несогласие выражай вежливо.

Не понял товарищей, переспроси.

- Откройте учебник на с. 68 и определите цель наших опытов.

(Изучим свойства снега и льда)

- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает вывод, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.

Опыт 1 «Сравнение снега и льда по плотности».

- Что нам нужно для опыта?

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- Я попробую ударить по льду молотком.

- Что заметили?

- Закончите вывод, подставив слово-помощник.

- Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают).

СЛАЙД 4.

Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий.

Опыт 2. «Сравнение снега и льда по цвету».
- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулирует вывод 2 группа.

СЛАЙД 5.

Вывод: снег белый, а лед-бесцветный.

Опыт 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности».

- Что нужно для этого опыта?

- Можно ли разглядеть через снег предмет?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.

СЛАЙД 6.

Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.

Опыт 4. «Сравнение состояний снега и льда в тепле».

- И последний опыт.

- Что берем для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканчики с теплой водой.

- Что происходит с ними?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод формулирует 4 группа.

СЛАЙД 7.

Вывод: в тепле снег и лед тают, образуется вода.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

V. Совместное открытие нового знания.

Цель:

- обеспечить обобщение выводов и оценивание результатов, повышение уровня осмысления открытого знания.

Диалог с целью обобще

ния выводов

и оценива

ния результатов опытов.

Обобщение выводов.

Оценивание результатов опытов.

Работа с учебником.

- Назовите свойства снега.

- Назовите свойства льда.

- Вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

- Достигнута ли цель опытов?

- Мы достигли цель опытов. Мы изучили свойства снега и льда.

СЛАЙД 8.

Снег Лед

Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный

Рыхлый Хрупкий

Тает, превращается в воду.

Мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69)

Коммуникативные :

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Физкульт-

минутка.

 

Разминка

СЛАЙД 9.

«Зимняя пляска»

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

VI. Самостоятельное применение новых знаний с самопроверкой в классе.

Создание ситуации успеха.

Цель:

-установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию;

- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Использование ИКТ

Работа в Рабочей тетради.

Самопроверка

по эталону.

- На стр.46, задание 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде и оцените с помощью смайликов.

СЛАЙД 10.

Личностные:

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»

VII.

Включение но-

вых знаний в си-

стему знаний и

повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление

Беседа о свойствах снега и льда в природе.

Рассказ

О тайне снежинок.Работа с учебником.

Использование ИКТ

Работа с учебником.

Беседа с учителем.

Как вы думаете, где образуется снег и из чего он состоит? (Из снежинок.)

- Рассмотрите снежинки. Что заметили?

(Каждая снежинка имеет 6 лучей).

СЛАЙД 11.

- Сегодня я хочу вам рассказать тайну снежинки.

Тайна снежинок.

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

- О какой тайне снежинок вы узнали?

-Почему хрустит снег под ногами?

-Давайте попробуем восстановить форму снежинок.

На стр. 46 в рабочей тетради задание 3 – дорисуйте снежинки.

- Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?

СЛАЙД 12.

- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).

- Задание 4 – рассмотрите фотографии.

Из снега и льда можно делать разные фигуры. Проводятся даже фестивали и чемпионаты мира по изготовлению снежных и ледяных фигур.

СЛАЙД 13.

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- Какая беда может случиться, если лёд на водоеме тонкий?

Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя ходить или кататься по первому, ещё слабому льду.

- Ребята, а чем опасен гололёд?

Возможны падения и травмы.

-Что надо делать, чтобы этого не случилось?

Ходить в обуви на мягкой резиновой подошве, ступать на всю подошву, идти чуть наклонившись корпусом вперёд и не держать руки в карманах.

- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

СЛАЙД 14.

Личностные:

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную за

дачу, соответствующую этапу обуче

ния;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

VIII.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организу

ет рефлек

сию.

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка.

А теперь мы с вами поиграем в игру

« Вспоминай-ка»

Учитель предлагает ряд вопросов, изученных в ходе урока.

Снег белый, лед бесцветный.

Снег и лед можно увидеть на улице зимой.

У всех снежинок 6 лучиков.

Из растаявшего снега образуется вода.

Снег рыхлый, а лед хрупкий.

-Молодцы! Наш урок подходит к концу, поэтому надо подвести итоги. Продолжите предложения :

Я запомнил…

Я запомнила…

Мне больше всего понравилось…

Я бы еще хотел узнать…

Я бы еще хотела узнать….

Самооценка.

СЛАЙД 15.

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке.

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умения использовать знания при разгадывание кроссворда.

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

IX.

Рекомендации для занятий дома

Цель:

- обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает рекомендации для занятий дома.

 

Рабочая тетрадь, стр. 47.

Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Спасибо за урок!

СЛАЙД 16.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- работать индивидуально;

- задавать вопросы.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.