Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса «Откуда берутся снег и лед?»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ
УМК: «Школа России»
Технологическая карта урока
Тема |
«Откуда берутся снег и лед?» |
Цель |
Формирование представлений о свойствах снега и льда. |
Задачи |
продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений; формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией; развивать умение работать в группе; воспитывать экологическую грамотность. |
Планируемые результаты урока |
Предметные: обучающийся научится проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы, выделять свойства снега и льда; обучающийся получит возможность научиться: - выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: научить: - проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников; - стремлению к самоконтролю и анализу своих действий. Регулятивные: учить: - выполнять учебное действие в соответствии с заданием; - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. Познавательные: - учить планировать, анализировать свою работу; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - работать индивидуально; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
Основные понятия |
Лед, снег, снежинки, вода. |
Используемые технологии |
Личностно ориентированная, технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, ТРКМ. |
Методы обучения |
Проблемный, частично-поисковый. |
Межпредметные связи |
Музыка: слушание отрывка музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Литературное чтение: отгадывание загадки. ОБЖ: правила поведения на тонком льду и во время гололеда. Математика: симметрия. ИЗО: рисование снежинок. |
Ресурсы: |
Компьютер, проектор, интерактивная доска. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?» Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2016. Цветные карандаши. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук. |
Организация пространства |
Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены для групповой работы |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
УУД |
||||
I. Самоопределе- ние к деятельно- сти (организаци- онный момент). Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятной обстановки. |
Организа ционный момент, положительная мотива ция к уроку |
Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность |
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом и новые открытия! Заливистый школьный звонок В группах поработаем, будем рассуждать. - Я желаю вам удачи и новых открытий! |
Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Коммуникативные: - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и формулированиетемы урока. Цель: -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося; -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке; - актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме. |
Диалог с целью актуализации знаний. Работа с презента цией. |
Ответы на вопросы учителя. Отгадывание загадки. Построение кластера. Слушание отрывка музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. |
СЛАЙД 2. -Ребята, к нам на урок спешит необычная гостья. Отгадайте, кто это? Тройка, тройка прилетела, - Кто эта царица? (Зимушка - зима) - А спешит она к нам на урок под звуки музыкальной иллюстрации к фильму «Метель» знаменитого советского и российского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Это волшебная классическая музыка напоминает нам о силе и красоте русской зимы. - А теперь закройте глаза. Давайте шепотом произнесем слово «зима». Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «зима»? Составим кластер.
ЗИМА
- Молодцы, ребята. Вы подобрали много слов и словосочетаний. А теперь сформулируем тему нашего урока. Для этого откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе «зимние» слова. Чья группа будет готова, покажет сигнал. - Какие слова у вас получились? (снег, лед) - Так что мы будем изучать на уроке сегодня? (Снег и лед.) |
Личностные: - Проявление интереса к поставленной проблеме. Метапредметные: Регулятивные: - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью. Предметные: -актуализируют имеющиеся знания о времени года - зиме, его признаках. |
III. Постановка проблемы Цель: создать ситуацию противоречия между известным и неизвестным. |
Постанов ка проблем ной игровой ситуации, использо вание ИКТ |
Диалог с учителем. |
- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. - Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд? Что вы можете рассказать про снег и лед? - Откуда берутся снег и лед, и что это такое? (дети выдвигают свои гипотезы: снег и лёд – это не одно и то же) СЛАЙД 3. - Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть. |
Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. |
IV. Исследователь- ская работа. Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково; - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. |
Организовать исследова ния. Организо вать работу в группах. Работа с учебни ком, презента цией. . |
Работа в группах. Работа по алгоритму. Формулирова- ние выводов на основе опытов. |
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными. - Давайте вспомним правила работы в группах: Работают все. Один говорит, другие слушают. Несогласие выражай вежливо. Не понял товарищей, переспроси. - Откройте учебник на с. 68 и определите цель наших опытов. (Изучим свойства снега и льда) - Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает вывод, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках. Опыт 1 «Сравнение снега и льда по плотности». - Что нам нужно для опыта? - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Я попробую ударить по льду молотком. - Что заметили? - Закончите вывод, подставив слово-помощник. - Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают). СЛАЙД 4. Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий. Опыт 2. «Сравнение снега и льда по цвету». - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулирует вывод 2 группа. СЛАЙД 5. Вывод: снег белый, а лед-бесцветный. Опыт 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности». - Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа. СЛАЙД 6. Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный. Опыт 4. «Сравнение состояний снега и льда в тепле». - И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканчики с теплой водой. - Что происходит с ними? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод формулирует 4 группа. СЛАЙД 7. Вывод: в тепле снег и лед тают, образуется вода. |
Личностные: - эмоционально-ценностное отношение. Метапредметные: Регулятивные: -организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; - умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
V. Совместное открытие нового знания. Цель: - обеспечить обобщение выводов и оценивание результатов, повышение уровня осмысления открытого знания. |
Диалог с целью обобще ния выводов и оценива ния результатов опытов. |
Обобщение выводов. Оценивание результатов опытов. Работа с учебником. |
- Назовите свойства снега. - Назовите свойства льда. - Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.) - Достигнута ли цель опытов? - Мы достигли цель опытов. Мы изучили свойства снега и льда. СЛАЙД 8. Снег Лед Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный Рыхлый Хрупкий Тает, превращается в воду. Мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода. Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69) |
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: |
Физкульт- минутка. |
Разминка |
СЛАЙД 9. «Зимняя пляска» |
Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
|
VI. Самостоятельное применение новых знаний с самопроверкой в классе. Создание ситуации успеха. Цель: -установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию; - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
Использование ИКТ |
Работа в Рабочей тетради. Самопроверка по эталону. |
- На стр.46, задание 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде и оцените с помощью смайликов. СЛАЙД 10. |
Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: - выполнение работы по образцу. Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: -знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?» |
VII. Включение но- вых знаний в си- стему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление |
Беседа о свойствах снега и льда в природе. Рассказ О тайне снежинок.Работа с учебником. Использование ИКТ |
Работа с учебником. Беседа с учителем. |
Как вы думаете, где образуется снег и из чего он состоит? (Из снежинок.) - Рассмотрите снежинки. Что заметили? (Каждая снежинка имеет 6 лучей). СЛАЙД 11. - Сегодня я хочу вам рассказать тайну снежинки. Тайна снежинок. Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю. - О какой тайне снежинок вы узнали? -Почему хрустит снег под ногами? -Давайте попробуем восстановить форму снежинок. На стр. 46 в рабочей тетради задание 3 – дорисуйте снежинки. - Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо? СЛАЙД 12. - Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов). - Задание 4 – рассмотрите фотографии. Из снега и льда можно делать разные фигуры. Проводятся даже фестивали и чемпионаты мира по изготовлению снежных и ледяных фигур. СЛАЙД 13. - Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). - Какая беда может случиться, если лёд на водоеме тонкий? Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя ходить или кататься по первому, ещё слабому льду. - Ребята, а чем опасен гололёд? Возможны падения и травмы. -Что надо делать, чтобы этого не случилось? Ходить в обуви на мягкой резиновой подошве, ступать на всю подошву, идти чуть наклонившись корпусом вперёд и не держать руки в карманах. - А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде. СЛАЙД 14. |
Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - применять и сохранять учебную за дачу, соответствующую этапу обуче ния; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - работать индивидуально; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
VIII. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Организу ет рефлек сию. |
Ответы на вопросы учителя. Самооценка. |
А теперь мы с вами поиграем в игру « Вспоминай-ка» Учитель предлагает ряд вопросов, изученных в ходе урока. Снег белый, лед бесцветный. Снег и лед можно увидеть на улице зимой. У всех снежинок 6 лучиков. Из растаявшего снега образуется вода. Снег рыхлый, а лед хрупкий. -Молодцы! Наш урок подходит к концу, поэтому надо подвести итоги. Продолжите предложения : Я запомнил… Я запомнила… Мне больше всего понравилось… Я бы еще хотел узнать… Я бы еще хотела узнать…. Самооценка. СЛАЙД 15. - Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке. (человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. |
Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные: Умения использовать знания при разгадывание кроссворда. Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: - умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?» |
IX. Рекомендации для занятий дома Цель: - обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Дает рекомендации для занятий дома. |
Рабочая тетрадь, стр. 47. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме. Спасибо за урок! СЛАЙД 16. |
Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - работать индивидуально; - задавать вопросы. Предметные: - умения систематизировать знания по теме. |