12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Юрьевна Голубева44
Меня зовут Татьяна Юрьевна!Я работаю в МБОУ Тургеневская Сош.Я очень активный и творческий человек. Вот уже 6 лет я работаю в школе и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбки.
Россия, Мордовия респ., Тургенево

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

- Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России. (Слайд 1).

Будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут следования и карта.

Так как время у нас ограничено, мы поедем не все вместе, а разделимся на туристические группы, и каждая группа выберет себе свой маршрут. Назначаю руководителя группы, и вручаю им конверты с путёвками - заданиями по городам в соответствии с маршрутом.

2.Проверка домашнего задания.

-Посмотрите внимательно на доску. Здесь вы видите рисунки на тему» Моя планета».Действительно, наша планета огромная и необьятная. Путешествуя по ней, можно узнать и увидеть много интересного.

3. Актуализация знаний

- А что берут с собой путешественники?

- Ребята, а посмотрите что у меня стоит на полу? (чемоданчиком и воздушный шарик)

- А как вы думаете, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

Путешествовать  – карточку со словом прикрепить на доску

- А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

- Что я держу в руках? (Показать проволоку)

- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)

- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

 Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску

- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении?

 Золотое – карточку со словом прикрепить на доску

- Составьте с данными словами предложение.

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

 Россия – карточку со словом прикрепить на доску

- Назовите тему урока.

- Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Хотите узнать чье оно? …

- Золотое кольцо России – карточку с темой урока прикрепить на доску

Одним из символов-образов России является известный почти во всём мире туристический маршрут «Золотое кольцо», которому в 2022 году исполняется 55 лет. Автором идеи кольцевого маршрута по древнерусским городам и самого названия, стал московский журналист и писатель Юрий Александрович Бычков. Это кольцо украшено особыми российскими самоцветами. (Слайд 2). (Слад 3) 
- У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию: Чудо чудное!

- Путешествовать мы с вами будем группами всего 4 группы. Отправляемся в путешествие.

(Представитель каждой группы выберет карточку с  чудесным названием города. (Руководитель группы  вслух читает слово).

- Ребята, а на каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

- Посмотрите ,что еще у меня есть кроме чемоданчика? (воздушный шарик)

- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

Тогда отправляемся в путешествие, ориентируясь на карту, по городам Золотого кольца.

- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

- На пути 1 город Сергиев Посад.

- Открываем учебники на тр. 87-89.и прочитаем информацию о городе, который находится у вас в конверте. После 5 минут обсуждения, группа должна подготовить выступление о своем городе и рассказать кто его основал, достопримечательности или легенду о городе.

- Задание для групп понятно?

- У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия - тетрадь стр. 54 №2. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. Выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали.

- Расскажет нам про этот город Ленина Дарья.

(Слайд 4).(Слайд 5).

Город Сергиев-Посад. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. В Сергиевом Посаде находится знаменитый Музей игрушки, который расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. «Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

- Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?

- Что он основал? Чем прославился?

- Какие достопримечательности вы запомнили? (Троице-Сергиева лавра.)

-Какими игрушками знаменит этот город? ( Слайд 6). (Слайд 7). (Слайд 8). (Слайд 9). ( Слайд 10 ).

Из Сергиева – Посада мы летим в Переславль-Залесский.

Учитель обращается к следующей группе:

Вторая группа готова рассказать нам про тот город?

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Выступление о городе Переславль - Залесский. (Слайд 11). ( слайд 12). (Слайд 13). ( Слайд 14).

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры : Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

- Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это?

- Какие достопримечательности вы запомнили?

Физминутка

1.Мы летим  над облакам Развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево

 Мы хватаем их руками,     Выполнять хватательные движения вправо-влево(4 раза)

 Задеваем головой. Ой!         Наклонить голову и накрыть её двумя руками.

 Если дома не сидится        поманить к себе три раза одной рукой.

 Приглашаем прокатиться три раза – другой.

 По дорожке голубой.           Вытянуть обе руки вперёд и развести их в  стороны,

                                                      Ладошками вверх.

2.Радуга цветная                   Нарисовать радугу правой рукой слева направо.

  спинку выгибает                Нарисовать радугу левой рукой слева направо

Это нам от солнышка       Руки согнуты в локтях(локти внизу)ладони повёрнуты

Тёплого привет.                 на зрителя, пальцы растопырены. Поднять руки вверх и

                                              опустить(2 раза)

Звёздочки мигают,           Обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки

                                                  на уровне глаз (4 раза)

Нам добра желают,       Скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево.

Мы им улыбнёмся          Улыбнуться, развести руки в стороны.  

И споём в ответ.           Положить руки на колени

Ля-ля-ля…                      пропеть короткую мелодию, легко похлопывая по коленям.


«На воздушном шаре»

Исходное положение: дети стоят полукругом

Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться

«На воздушном шаре»

Исходное положение: дети стоят полукругом

Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться

- Отправляемся в следующий город – Ростов.

Давайте подлетим к городу, остановимся и прислушаемся.
(Звучит фонограмма колокольного звона.)
- Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?
- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон.
-Третья группа готова?

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние

времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть

города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола

которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир

Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые

украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее

Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий)

Счастливого дальнего пути!

- Запишите название города в таблицу.

- Как в древние времена называли этот город?

- Чем славятся ростовские колокола? Как их называли?

- Какие достопримечательности вы запомнили? ( Церковь Иоанна Богослова, колокола, финифть)

Из Ростова мы отправляемся в Углич. . ( Слайд 17).На широкой Волге
Углича дома.
Ставенки резные,
Чудо-терема.
 Передаю слово 4 группе.

Углич - древнейший русский город на Волге. Он славится древнейшими архитектурными памятниками и красотой пейзажа. Название города, возможно, произошло от слова «угол», потому что река Волга в этом месте изгибается, течет «углом».

 В Угличе тоже много памятников старины. Также здесь находится гидроэлектростанция,  одна из первых, построенных на реке Волге, а также работает часовой завод «Чайка».

- Почему этот город так назвали? (Слайд 18). ( Слайд 19).

- Какие достопримечательности есть в Угличе?

- Что вы записали в таблицу? ( Первая ГЭС, часовой завод «Чайка»)

«На воздушном шаре»

Исходное положение: дети стоят полукругом

Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться

«На воздушном шаре»

Исходное положение: дети стоят полукругом

Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачать

-На сегодня наше путешествие закончилось. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца?

- В каком городе находится Троице - Сергиева Лавра? (СЕРГИЕВ - ПОСАД);

- В каком городе делают финифть? (РОСТОВ);

- В каком городе делают деревянную куклу, имеющую 100 летнюю историю? (СЕРГИЕВ-ПОСАД);

- В каком городе сохранилось много старинных церквей? (ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ);

Итог

- А сейчас давайте подведем итоги. Вспомните свое предположение о названии маршрута "Золотое кольцо". Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?

- Чем славятся эти города Золотого кольца? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, чудесной природой)

- Вам понравилось наше путешествие?

- А можно наш урок назвать золотым?

- А у кого сегодня была "золотая" голова? В каком смысле я употребила это слово? Как вы его понимаете?

Оценки:

- Я вижу, что вам понравилось наше путешествие. На следующем уроке мы с вами продолжим наше путешествие по «Золотому кольцу России» и узнаем, какие еще города входят в это кольцо.

-Урок я хочу закончить стихотворением.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

Домашнее задание

1. - Учебник стр. 88-98 прочитать, - Ответить на вопросы на стр. 98.

2. Выполнить задание в рабочей тетради стр.56, №4

На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.