12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Дарьещенкова Ольга Александровна774
Учитель начальных классов МБОУ "Баскаковская средняя школа" Смоленской области Гагаринского района. Педагогический стаж - 29 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Смоленская обл., Гагарин
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Золотое кольцо России»

УМК "Школа России"

Дарьещенкова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Цели урока:

Образовательная:

- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология.

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.

2. Актуализация знаний

- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

 

Путешествовать  карточку со словом прикрепить на доску

- А зачем люди путешествуют?

- А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

- Что я держу в руках? (Показать проволоку)

- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)

- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

 

Кольцо карточку со словом прикрепить на доску

- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении?

 

Золотое карточку со словом прикрепить на доску

- Составьте с данными словами предложение.

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

 

Россия карточку со словом прикрепить на доску

- Назовите тему урока.

 

Золотое кольцо России карточку с темой урока прикрепить на доску

- Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

- Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

- Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II. Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

- Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного

- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

- Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

- Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2. Сергиев Посад

Слайд 3

- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

- Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

 

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

 

- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

3. Ростов

Слайд 4

- Отправляемся дальше в город … (Ростов)

- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

- Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

- Так, когда звучал 32 тонный колокол?

- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

- Пора отправляться нам дальше.

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль

Слайд 5

- Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

- Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым.

- Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

- Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

7. Кострома

Слайд 6

- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

- Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

- Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

 

Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде ­–__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

 

 

- Какая существует легенда о городе Костроме?

Раскрыть веер

- Вам захотелось побродить по улицам города?

- Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

- Вам нравится он?

- Что привлекло ваше внимание?

- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

- Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

- Делаем заметки.

9. Владимир

Слайд 7

- Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

- Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

- Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

- Возьмите зелёный конверт.

- Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

 

- Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

- Прочитайте правильно предложение.

- Так как нужно путешествовать?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

10. Закрепление изученного материала

Слайд 9

- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

- Так как расположены города?

- Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

- Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

- Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - на доске

- Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие?

- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

- Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

- Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

- А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

- Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

- Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

IV. Подведение итогов

- Каким было наше путешествие?

- Где мы с вами виртуально побывали?

- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.

- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

VI. Дифференцированное домашнее задание

- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

- Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?


Презентация к уроку "Золотое кольцо России", 3 класс
PPTX / 14.8 Мб


Приложение 1. Карта
JPG / 60.6 Кб

Приложение 2. Маршрутный лист
DOCX / 659.66 Кб

Приложение 3. Листок для заметок
DOCX / 12.24 Кб

Приложение 4. Города путешествия
DOCX / 12.54 Мб

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»

Комментарии (5)

Алина Яковлевна Корогод, 04.01.18 в 16:31 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный урок и богатый материал!
Наталья Николаевна, 07.01.18 в 10:48 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо ,урок замечательный.
Дарьещенкова Ольга Александровна, 07.01.18 в 16:34 0 Ответить Пожаловаться
Cпасибо за хорошие отзывы об уроке.
Понакшина Валентина Ивановна, 13.02.18 в 17:25 0 Ответить Пожаловаться
Ольга Александровна, спасибо за урок, мне очень нравится эта тема по окружающему миру, вот перейдём в 3 класс, будем путешествовать.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.