Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Обитатели пресных водоёмов»

2
0
Материал опубликован 20 May 2016

Урок-презентация по окружающему миру в 2-ом классе «Обитатели пресных водоемов».

Номер урока по теме: 2

Тема урока: Обитатели водоемов.

Цель урока: составить целостное представление об обитателях пресного водоема.

Задачи урока:

образовательная:

  • познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними;

развивающая:

  • развивать память, мышление, связанную речь учащихся;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах,дружеское отношение друг к другу.

Тип урока: Ознакомление учащихся с новым материалом.

Методы обучения:

рассказ,

беседа.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир: 2 класс» , Ч. 2/ Н.Ф.Виноградова.- М.: Вентана- Граф, 2012г., тетрадь «Учимся думать и…», ИКТ.

Оборудование: флеш-карта с презентацией, мультипроектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки.

Формы работы: коллективная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Вид урока: нестандартный, урок-путешествие, урок- презентация.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте. Слайд 2

 

2. Актуализация знаний.

Учитель:

«Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит». Слайд 2

Ребята, что изображено на слайде?

- Водоем.

- Что такое водоем? (Ответы детей)

- Какие водоемы бывают? (Ответы детей)

- Какие пресные водоемы вы знаете?

-Река, пруд, озеро. Слайд 3

-А какие водоемы есть у нас? Слайд 4

-Пруды, река Иргиз.

- Правильно.

-Что вы знаете об этой реке? (Ответы детей)

-Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных.

С растениями вы уже познакомились.

 

3. Постановка цели урока:

- Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

-Об обитателях водоемов.

Правильно. Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов»

 

4. Изучение нового материала.

Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем селе. Это река Иргиз.

Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

«Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй.» (Рак.) Слайд 5

«У родителей и деток

вся одежда из монеток.» (Рыбы.)

Каких речных рыб вы знаете?

-Ответы учеников

«На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.» (Сом.)

Слайд 6

«Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»(Ерш.)

«Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.» (Щука.)

-Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

- Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд 7

Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей)

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

 

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.

-Опираясь на схему, давайте исправим ошибки в наших тетрадях в упражнении 24 на странице 30.

- А вы знаете, как называются маленькие рыбки? (Ответы детей)

- Как они появляются на свет? (Ответы детей)

-Правильно. У большинства рыб потомство появляется из икринок, но есть и живородящие рыбы. Например, гуппи.

Икринки очень малы. Состоят они из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малек внутри икринки. Этого запаса хватает до тех пор, пока малек не подрастет.

Кроме рыб в водоемах обитают другие животные. И с ними мы также познакомимся.

Отгадайте загадки.

«У кого глаза на рогах,

а дом на спине?» (Улитка.)

«Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик. « (Стрекоза.)

(Ребята рассказывают о водомерке, улитке, раке, лягушке, стрекозе)

-Вот так, оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом “этаже

А теперь отдохнем немного, встанем из-за парт.

 

6. Физкультминутка.

«Мы немного отдохнём

И разминку проведём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.» (Слайд 16)

Учитель:

-Ну, это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы возвращаемся на урок

 

7. Закрепление изученного материала.

Работа в парах в ученических ноутбуках.(ПМК «Академия младшего школьника».)

Учитель:

Ребята, откройте ноутбуки, войдите в ПМК «Академия младшего школьника», найдите тесты по окружающему миру в разделе Пресные водоемы. Самостоятельно отвечайте на вопросы. А я посмотрю, как вы усвоили материал.

Ученики работают в ноутбуках.

- Как быстро и правильно вы ответили на вопросы. Теперь я уверенна, что вы многое узнали.

Учитель:

А какие птицы живут на пресных водоемах?

Рассказы учеников о птицах: утках, гусях, цаплях, аистах. (Слайд 17)

- Какие животные обитают в пресном водоёме.

Рассказы учеников о бобре и ондатре. (Слайд 19,20)

А ещё ребята в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, как они связаны между собой.

Зачитывание некоторых взаимосвязей из учебника с.95, с.97

-Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)

-Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод:

-Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

-Какие беды принёс человек водоёму?

- Реки загрязнены мусором.

- Что же делать, чтобы этого не было?

- Нельзя бросать в реки мусор.

- А как еще люди загрязняют воду?

- Моют машины, велосипеды.

- А это можно делать?

- Нет, мыть транспорт нельзя!

- Наши заводы сбрасывают в реки нечищеную воду. С полей во время обильных дождей в реку попадают химические удобрения.

Давайте прочитаем правила охраны рек. (Слайд 19)

 

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, о ком мы говорили сегодня на уроке?

- Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился?

- А еще о чем говорили?

- Почему мы должны охранять реки от загрязнения?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вам особенно запомнилось или понравилось?

Учитель:

Окончен урок и вас ждет перемена,

И шум в коридорах опять.

Но хочется мне успеть непременно

Вам доброе слово сказать!:

«Спасибо за работу!»

Комментарии
Комментариев пока нет.