План урока по окружающему миру «Обитатели почв»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Обитатели почв.
Цель: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с обитателями почвы.
Коррекционно-развивающие:
Развить самостоятельность на уроке, развивать речь, память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь, тестовые задания.
Ход урока.
Орг.момент.
А) Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гостья, давайте поприветствуем гостью. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью смайлика. У вас они лежат на столах.
-Попробуйте определить какое у вас настроение?
- Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.
-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю смайлик)
-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок.
Б) Задание на внимание.
Что изменилось? Слайд 1
2.Проверка д/з.
1. Фронтальный опрос
-Ребята, какое природное сообщество мы изучаем? (природное сообщество луг)
-С какими обитателями луга мы познакомились на прошлом уроке? ( с насекомыми луга)
-Чем «слушают» кузнечики? (ногами)
-Чем питается шмель?(соком и пыльцой цветков)
-Почему ловить шмелей опасно? (могут больно укусить)
-Назовите мелкое насекомое, питающееся соками растений. (тля)
2.Индивидуальная работа по карточкам. (см. Приложение №1)
3.Введение в тему.
Слайд2
1) По верхним точкам прочитайте тему нашего урока.
. . . . . . . . . . . . .
ОИБТИТЛАСТВЕПЛСИ ПСОТЧАВ
-Тема нашего урока «Обитателями почв».
-Откройте тетради и запишите тему нашего урока.
СЛАЙД 3
Встреча вас сегодня ждёт.
С теми, кто в почве живёт.
-На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.
4.Объяснение нового материала.
Почву населяют множество живых существ. Этот скрытый мир от нас выполняет в природе очень важную роль. Здесь, в почве, безжизненные горные породы превращаются в среду обитания живых организмов. Этот переход неживого в живое происходит в почве при участии всех её больших и малых обитателей.
Рыхлые и хорошо увлажненные почвы луга - это прекрасная среда для развития многочисленных почвенных животных. Самые мелкие из них видны только при большом увеличении. Это микроорганизмы-бактерии, грибы, простейшие животные.
В процессе образования почв важное место занимают мелкие бескрылые насекомые. Большинство их живет в верхнем слое почвы и питается грибами, водорослями, остатками животных.
Характерными представителями бескрылых насекомых являются ногохвостики СЛАЙД4 (запишите в тетради)
На заднем конце их тела имеется похожая на ногу «Прыгательная вилка». Обычно она находится под брюшком. Распрямляя «вилку», ногохвостки отталкиваются от поверхности и прыгают. Количество ногохвосток в почве огромно.
Слайд 5 ЗАГАДКА
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы
(Дождевой червь запишите в тетради)
Большую роль в формировании почвы играют черви. Самый известный - дождевой червь-всю жизнь обрабатывает и улучшает почву. Он пропускает богатую перегноем почву через свой кишечник и извлекает из неё питательные вещества. Остатки пищи - земляные шнурочки, комки и шарики- он выбрасывает на поверхность. Листья растений тоже служат ему пищей. Червь затаскивает их глубоко в почву и поедает. При этом земля из нижнего слоя почвы выносится наверх, разрыхляется и перемешивается. Увидеть этого червя можно после дождя. За что он и получил своё название получил.
5.Физкультминутка.
СЛАЙД6 (человечек)
6. Продолжение изучения нового материала
Слайд7 (Медведка запишем в тетради)
Её тело длинной около 5 мм, темно-бурого цвета. У медведки есть крылья. Передняя пара конечностей является превосходным инструментом для рытья почвы. Насекомое ведёт преимущественно подземный образ жизни, однако хорошо летает, бегает по земле и плавает. Питается в основном подземными животными: насекомыми, червями, личинками.
Медведка -вредитель полевых и овощных культур, ведь она часто подгрызает корни культурных растений при прокладке туннелей. Однако, медведка, прокладывая ходы в почве, рыхлит землю.
Слайд 8 (Клещ-краснотелка, запишите в тетради)
Почва и её поверхность богата многочисленными хищниками. Клещ-краснотелка является одним из них. Обитает в верхнем слое почвы и хорошо заметен по ярко-красной окраске тела. Достигают размеров 3-5 мм. Он похож на крохотного паучка. Несмотря на свои размеры, клещ нападает на многих мелких насекомых и на их яйца.
7.Закрепление пройденного материала.
СЛАЙД9
-ВОПРОС. А каких ещё насекомых можно обнаружить в почве?
-.Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике (стр.124)
(Один из учеников читает ответ)
Запишите в тетради (Жуки, бабочки, муравьи)
Физкультминутка
(БАБОЧКА)
СЛАЙД10 (схема)
Проверим записи в тетради «Обитатели почв»
Задание «Найди домик». Учащиеся выходят к доске и определяют «Обитателей почв» и «Насекомых луга»
(См. Приложение №2)
8.Итог. Рефлексия.
-Давайте поведём итог нашего урока.
- О ком мы говорили на уроке?
-С какими обитателями почв мы познакомились?
А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже.
10.Д/З. стр.123-124, Илья и Кристина ещё стр.125-126.
-Ребята понравился сегодняшний урок?
-Что нового вы узнали?
- Мне тоже понравилось с вами работать.
Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Спасибо за урок.
СЛАЙД11 Молодцы!
Выставление оценок.
Используемая литература.
О.А. Хлебосолоа и Е.И. Хлебосолов «Природоведение» учебник для 5 класса специальной /коррекционной/ школы VIII вида.
А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Индивидульные карточки для проверки д/з
1.Подпиши названия насекомых
______________ _______________ _______________
2.Кто из этих насекомых «слушает ногами»?
1.Подпеши названия насекомых
_____________ _____________ _____________
2.Кто из этих насекомых «слушает ногами»?
ПРИЛОЖЕНИЯ №2
НОГОХВОСТИКИ
ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ
БОЖЬЯ КОРОВКА
КРОТ
ОБИТАТЕЛИ ПОЧВ
НАСЕКОМЫЕ ЛУГА
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454346157.ppt (Презентация к уроку "Обитатели почв")
Романова Ольга Дмитриевна
Венедиктова Елена Сергеевна