12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Венедиктова Елена Сергеевна1459
Учитель биологии, математики и физической культуры. Педагогический стаж-15 лет.
Россия, Тверская обл., п. Плоскошь
3

Конспект урока "Обитатели почв"



Тема: Обитатели почв.

Цель: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений

Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с обитателями почвы.

    Коррекционно-развивающие:

    Развить самостоятельность на уроке, развивать речь, память.

    Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь, тестовые задания.



Ход урока.

    Орг.момент.

А) Рабочий и психологический настрой.

Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гостья, давайте поприветствуем гостью. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

- На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью смайлика. У вас они лежат на столах.

-Попробуйте определить какое у вас настроение?

- Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.

-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю смайлик)

-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок.

Б) Задание на внимание.

Что изменилось? Слайд 1

2.Проверка д/з.

1. Фронтальный опрос

-Ребята, какое природное сообщество мы изучаем? (природное сообщество луг)

-С какими обитателями луга мы познакомились на прошлом уроке? ( с насекомыми луга)

-Чем «слушают» кузнечики? (ногами)

-Чем питается шмель?(соком и пыльцой цветков)

-Почему ловить шмелей опасно? (могут больно укусить)

-Назовите мелкое насекомое, питающееся соками растений. (тля)

2.Индивидуальная работа по карточкам. (см. Приложение №1)

3.Введение в тему.

Слайд2

1) По верхним точкам прочитайте тему нашего урока.

 .    .   . .    .   .    .    .    . .     .    .  .

ОИБТИТЛАСТВЕПЛСИ ПСОТЧАВ

-Тема нашего урока «Обитателями почв».

-Откройте тетради и запишите тему нашего урока.
СЛАЙД 3

Встреча вас сегодня ждёт.

С теми, кто в почве живёт. 

-На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений. 

4.Объяснение нового материала.

Почву населяют множество живых существ. Этот скрытый мир от нас выполняет в природе очень важную роль. Здесь, в почве, безжизненные горные породы превращаются в среду обитания живых организмов. Этот переход неживого в живое происходит в почве при участии всех её больших и малых обитателей.

Рыхлые и хорошо увлажненные почвы луга - это прекрасная среда для развития многочисленных почвенных животных. Самые мелкие из них видны только при большом увеличении. Это микроорганизмы-бактерии, грибы, простейшие животные.

В процессе образования почв важное место занимают мелкие бескрылые насекомые. Большинство их живет в верхнем слое почвы и питается грибами, водорослями, остатками животных.

Характерными представителями бескрылых насекомых являются ногохвостики СЛАЙД4 (запишите в тетради)

На заднем конце их тела имеется похожая на ногу «Прыгательная вилка». Обычно она находится под брюшком. Распрямляя «вилку», ногохвостки отталкиваются от поверхности и прыгают. Количество ногохвосток в почве огромно.

Слайд 5 ЗАГАДКА

Мой хвост не отличишь от головы, 
Меня всегда в земле найдёте вы

(Дождевой червь запишите в тетради)

Большую роль в формировании почвы играют черви. Самый известный - дождевой червь-всю жизнь обрабатывает и улучшает почву. Он пропускает богатую перегноем почву через свой кишечник и извлекает из неё питательные вещества. Остатки пищи - земляные шнурочки, комки и шарики- он выбрасывает на поверхность. Листья растений тоже служат ему пищей. Червь затаскивает их глубоко в почву и поедает. При этом земля из нижнего слоя почвы выносится наверх, разрыхляется и перемешивается. Увидеть этого червя можно после дождя. За что он и получил своё название получил.

5.Физкультминутка.

СЛАЙД6 (человечек)

6. Продолжение изучения нового материала

Слайд7 (Медведка запишем в тетради)

Её тело длинной около 5 мм, темно-бурого цвета. У медведки есть крылья. Передняя пара конечностей является превосходным инструментом для рытья почвы. Насекомое ведёт преимущественно подземный образ жизни, однако хорошо летает, бегает по земле и плавает. Питается в основном подземными животными: насекомыми, червями, личинками.

Медведка -вредитель полевых и овощных культур, ведь она часто подгрызает корни культурных растений при прокладке туннелей. Однако, медведка, прокладывая ходы в почве, рыхлит землю.

Слайд 8 (Клещ-краснотелка, запишите в тетради)

Почва и её поверхность богата многочисленными хищниками. Клещ-краснотелка является одним из них. Обитает в верхнем слое почвы и хорошо заметен по ярко-красной окраске тела. Достигают размеров 3-5 мм. Он похож на крохотного паучка. Несмотря на свои размеры, клещ нападает на многих мелких насекомых и на их яйца.

7.Закрепление пройденного материала.

СЛАЙД9

-ВОПРОС. А каких ещё насекомых можно обнаружить в почве?

-.Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике (стр.124)

(Один из учеников читает ответ)

Запишите в тетради (Жуки, бабочки, муравьи)

Физкультминутка

(БАБОЧКА)

СЛАЙД10 (схема)

    Проверим записи в тетради «Обитатели почв»

    Задание «Найди домик». Учащиеся выходят к доске и определяют «Обитателей почв» и «Насекомых луга»

(См. Приложение №2)

8.Итог. Рефлексия.

-Давайте поведём итог нашего урока.

- О ком мы говорили на уроке?

-С какими обитателями почв мы познакомились?

А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже.

10.Д/З. стр.123-124, Илья и Кристина ещё стр.125-126.

-Ребята понравился сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали?

- Мне тоже понравилось с вами работать.

Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.

Спасибо за урок.

СЛАЙД11 Молодцы!

Выставление оценок.

Используемая литература.

    О.А. Хлебосолоа и Е.И. Хлебосолов «Природоведение» учебник для 5 класса специальной /коррекционной/ школы VIII вида.

    А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.

    О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Индивидульные карточки для проверки д/з

1.Подпиши названия насекомых

______________ _______________ _______________

2.Кто из этих насекомых «слушает ногами»?

1.Подпеши названия насекомых






_____________ _____________ _____________



2.Кто из этих насекомых «слушает ногами»?





ПРИЛОЖЕНИЯ №2





НОГОХВОСТИКИ

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

БОЖЬЯ КОРОВКА

КРОТ

ОБИТАТЕЛИ ПОЧВ



НАСЕКОМЫЕ ЛУГА



Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454346157.ppt (Презентация к уроку "Обитатели почв")



Опубликовано в группе «Особенности работы в коррекционной школе VIII вида»


Комментарии (2)

Романова Ольга Дмитриевна, 14.02.16 в 23:19 2 Ответить Пожаловаться
В индивидуальных заданиях слово "подпЕши" ... Мне всегда казалось, что оно через "И" пишется...
Венедиктова Елена Сергеевна, 31.03.16 в 19:01 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, что указали на опечатку
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.