Конспект урока окружающего мира «Водоёмы и их обитатели» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»
Ракитянского района Белгородской области
Методическая разработка
Урок окружающего мира 2 класс
Тема: «Водоёмы и их обитатели»
Пенская О.Н., учитель начальных классов
Ракитное, 2021
Тема «Водоёмы и их обитатели»
Цель: формирование представления об обитателях пресных водоёмов, их разнообразии; создание условий для развития УУД:
личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические, моделирование, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; расширять кругозор учащихся, развивать наблюдательность, критическое мышление.
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
регулятивных: формирование умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения; оценивать и контролировать свои действия;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, дополнительная литература (энциклопедия, атлас), макет, аквариум с рыбками.
Сценарий урока.
I. Организационно-мотивационный этап.
Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок.
Мне трудно предположить чего вы ожидаете от нашего урока:
- хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому;
- порадоваться успехам друзей;
- обменяться впечатлениями, информацией.
Пожалуйста, закройте глаза и проговорите свою цель, постарайтесь ее запомнить.
- Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться полученными знаниями, собирать информацию. Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы поделитесь занимательными фактами и интересными выводами.
Итак, мы начинаем.
II.Этап целеполагания.
- Для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, я предлагаю послушать стихотворение:
Посмотрите вот сюда
Тихо плещется вода.
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик;
Водомерка вот бежит,
Всюду бурно жизнь кипит.
- Подумайте, опираясь на свой жизненный опыт, можно ли утверждать, что речь идёт о пресном водоёме?
- Что хотели бы узнать нового?
- Послушайте разговор ребят и попробуйте определить тему урока.
(Проблемно – диалогическая технология)
Васятка спросил сестру:
- Кто живёт в пруду, в реке, в озере?
Даша ответила:
- Все кто живёт в воде, называются рыбами. Они не могут долго находиться на суше, потому что дышат жабрами.
Егор возразил Даше:
- В воде живут не только рыбы, но и другие животные. В воде живут жуки, раки. Лягушки и жабы тоже не могут жить без воды.
- Кто из детей ответил правильно на вопрос:
«Кто обитает в пресном водоёме?»
- Предположите, какой будет тема нашего урока.
- Совершенно верно. Тема нашего урока «Водоёмы и их обитатели»
- Исходя из темы, давайте сформулируем цель урока.
(Узнать, кто живёт в пресном водоёме, выяснить, как животные приспосабливаются к жизни в этой среде обитания)
III. Этап создания образовательной напряженности (постановка проблемы)
Послушайте такую историю:
Однажды папа показал детям рисунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это существо в пруду... Мне-то кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А вы как думаете?
- Части тела каких животных объединил папа на этом рисунке?
- К каким из известных нам групп относятся эти животные?
Создание кластера (работа в парах, самопроверка по слайду)
Животные
Млекопитающие Птицы Насекомые Рыбы
- Кого из животных папа мог увидеть в водоёме?
( В водоёмах обитают рыбы)
Таким образом, мы определили первое мнение:
- Все кто живёт в воде, называются рыбами.
- Есть ли другое мнение?
- В воде живут не только рыбы, но и другие животные
Давайте объединим два мнения в единую проблему:
«Какие животные приспосабливаются к жизни в пресных водоёмах»
Эту проблему мы будем решать на протяжении четырёх уроков.
А сегодня нам предстоит выяснить, как приспосабливаются к жизни в воде самые распространённые обитатели водоёмов.
Предположить, о чем пойдет разговор, поможет загадка.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком.
-Ваши мысли?
-Что в загадке указывает на ответ? (плавает, одежда из монеток)
- Что вам уже известно об этой группе животных?
(Работа с таблицей «ЗХУ» В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе изучения темы урока информацию).
- Перед вами таблица .
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Запишите все, что вы уже знаете о рыбах колонку «Знаю»
- А что вам хотелось бы узнать об этой группе животных? Теперь вернёмся снова к таблице и заполним колонку «Хочу узнать».
- Зачитайте, что у вас получилось.
(Дети предлагают свои варианты)
- Я рада, что вас многое интересует.
- Таким образом, в ходе урока мы получим ответы на следующие вопросы:
- Как рыбы приспосабливаются к жизни в воде?
- Чем рыбы отличаются от других животных?
- Какие рыбы обитают в пресных водоёмах?
- Посмотрите, как много надо узнать. А времени на это у нас немного.
Как поступить? (работать в группах)
IV. Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта
Помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща. Возьмитесь за руки, вспомните правила работы в группе.
1 группа:
- Исследуйте гипотезу: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».
Работа по плану с.90 учебника.
Наблюдение за жизнью рыб в аквариуме.
Цель наблюдения - определить, верно ли высказывание: «Рыбы — это животные, которые приспособлены к жизни в воде».
План наблюдения.
1.Каков внешний вид рыбы (форма и тела, его части, чем покрыто тело рыбы)? Как рыба двигается? Что помогает ей двигаться в воде? Как рыба отыскивает корм? Зачем рыбе жабры и где они расположены
2. Чем рыба отличается от других животных? Чем похожа на других животных?
Заполните «Лист наблюдений»
группа.
- Прочитайте и проанализируйте текст. Подготовьте рассказ об особенностях внешнего вида и жизни рыб на основе рисунка и текста учебника с. 91- 92 и разместите информацию в карточку «Помощник представления»
3 группа
Изготовление макета «Кто живет в пресном водоеме».
Используя разные источники информации (учебник. атлас – определитель, энциклопедию, презентацию), выберите изображения только тех рыб, которые обитают в пресных водоёмах
V. Демонстрация образовательной продукции
Ребята, слушайте внимательно и добавляйте те сведения, о которых вы узнали в таблицу (заполнение 3столбика таблицы)
1 группа доказывает истинность высказывания: «Рыбы — это животные, которые приспособлены к жизни в воде».
Лист наблюдений
Мы понаблюдали и увидели, что рыбы приспособились жить в воде, а что помогает им в этом?
Форма тела- ______________, цвет- _____________;
части тела - _____________________________________;
тело покрыто ___________________;
рыба в воде ______________, в этом ей помогают ___________ и __________;
рыбы дышат _______________, которые расположены на ________________;
как любые живые существа, рыбы ________________________________________________________________,
но в отличие от других живых существ рыбы живут _______________, дышат ___________, питаются __________________________.
- О чём не смогла узнать 1 группа с помощью наблюдений?
- Дополните их отчёт.
2 группа представляет:
-Рассказ об особенностях внешнего вида и жизни рыб.
«Помощник представления»:
1.Мы прочитали рассказ о том _________________________________________________________
2.Нам удалось выяснить, что ________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Оказывается, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Самым интересным в поведении рыб является, то, что ________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Мы сделали заключение, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3 группа представляет макет «Кто живет в пресном водоеме».
(- Используя разные источники информации мы выяснили, что в пресных водоёмах обитают следующие виды рыб: ____________________________)
- Можем ли мы утверждать, что водоём является домом лишь для рыб?
«Заселение» водоёма мы продолжим на следующих уроках.
VI. Этап подведения итогов учебного занятия
Какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы их?
Вспомните вопросы, возникшие в начале урока:
- Как рыбы приспосабливаются к жизни в воде?
- Чем рыбы отличается от других животных?
-Какие рыбы обитают в пресных водоёмах?
Мы нашли ответы на эти вопросы?
Кто не согласен? У кого есть вопросы?
Где могут пригодиться сегодняшние знания?
VII. Этап информации о домашнем задании
Мне бы хотелось предложить вам домашнее задание на выбор:
Пользуясь материалом учебника с. 93-94, дополнительными источниками информации, создать паспорт рыб
Название рыб |
|
Где живёт |
|
Особенности вида |
|
Чем питается |
|
Сочинить сказку на тему: «В подводном царстве пресного водоёма».
VIII. Этап рефлексивного осмысления результатов урока
В завершении нашей работы, давайте вернёмся к таблице «ЗХУ». Заполните, что вы узнали нового на уроке.
- Кто прочитает свой вариант ответа, что нового узнал об обитателях пресных водоёмов?
Взаимооценка и самооценка
- Закончите предложение:
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
( Разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)
Отлично Хорошо Не очень хорошо