Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие жизни в пресном водоёме» (4 класс)
МКОУ «Павлохуторская СШ №12»
Открытый урок в 4 классе
по окружающему миру (по А.А.Плешакову)
по теме
Проведённый 26.11.2015 г.
Подготовила учитель начальных классов
Домнина Валентина Владимировна
с. Павло-Хутор,
2015 г.
Тема : « Разнообразие жизни в пресном водоёме»
Цели:
Цель урока: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний опорных знаний (тест). 2. Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка
- Вспомним, что называется водоемом?
1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. |
|
водоем |
2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом. |
3. Это хранилище воды. |
- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)
Чуть дрожит на ветерке |
Посреди поля |
Какие бывают озера?
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
Й кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит —
Бурно жизнь кипит в нем.
Это пресный... (водоем).
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)
2. Работа в парах
— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.
3. Работа в группах
— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
- Чем интересны кувшинки?
У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.
Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.
Мы сегодня познакомились с растительным и животным миром пресного водоема.
- Когда приходишь к водоему в теплое время года, видишь только некоторых его обитателей.
Всех увидеть невозможно!
- А почему в водоеме много разнообразных обитателей? (многие могут найти себе пищу и убежище)
- А почему водоем называют природным сообществом? (в водоеме совместно обитают разнообразные живые существа, они связаны между собой)
Работа в группах.
- Перечислите, назовите растения водоема.
- Глядя на растения, вы сейчас должны найти отличие и общее сходство у этих растений.
название |
сходство |
различие |
Рогоз Тростник (осока) Камыш |
Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, цветки невзрачные |
Стебли с коричневатыми бархатистыми початками. Листья острые, режущие. |
- Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.
отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут.
Физкультминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!
VII. Включение нового знания в систему знаний
Работа с учебником.
- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)
Между растениями и животными водоема существует тесная связь.
- Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)
Животный мир водоема.
- Догадайся по описанию, о ком идет речь?
По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)
Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.
- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)
Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)
- Какие улитки встречаются в водоеме?
- Чем защищено их тело?
- Какую пользу приносят улитки?
- Ребята, у кого дома есть аквариум?
Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)
Сформулируйте правила поведения у водоема.
- Экологическая задача
1, 2 группы: - Почему помутнело озеро?
3, 4 группы: - Почему заболели рыбы?
- Ребята, вы молодцы! Это тоже могло быть причиной помутнения озера, но давайте откроем учебник и прочитаем правильный ответ.
— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать?(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)
— Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)
Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей.
Раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема.
Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло. Лягушка.
Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.
- Какую пользу приносят лягушки?
- Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.
- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники.
Сформулируйте правило поведения у водоема в соответствии с этим знаком.
У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми, головастиками.
4.. Первичное закрепление
Работа с загадками
Ползает наоборот —
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка.)
1. Моделирование Составьте 1-2 схему цепей питания, характерных для птиц (Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184).
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой.
3. Работа в парах
— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.(Заслушать 2-3 рассказа.)
Укажи стрелочками, что к чему приводит:
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. |
а) начинают образовываться болота |
2. Выловили двустворчатых моллюсков. |
б) в воду поступает кислород для дыхания рыб |
3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. |
в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные |
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. |
г) вода стала мутной в водоеме |
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.
Администратор :______________(Подольская Т.А.)
Ассистенты :________________(Серёгина Л.И.)
________________(Гросу Н.Г.)
Самоанализ урока
На данный момент в классе учится 5человек. 2 девочки и 3 мальчика.
По предмету «Окружающий мир» средний уровень развития имеют 5 человек : 100%
Тема урока: Жизнь пресного водоема». Это 7-ой урок в разделе «Родной край – часть большой страны». Данный урок – открытие нового знания. Основная цель этого урока - сформировать представление о жизни пресного водоема. В своем уроке по теме “Жизнь пресного водоема” познакомила учащихся с разнообразием обитателей пресного водоема, мы рассматривали примеры нарушений сообщества водоема, формулировали правила, направленные на охрану его обитателей. Для активизации познавательной активности детей на уроке используются индивидуальные и групповые формы работы, методы эвристической беседы, решение проблемно-поисковых задач, инсценировки. Особое место на уроке занимает экологическая задача, решение которой вызывает у детей неподдельный интерес.
Форма урока : работа в творческих группах. Организационная форма работы- совместное выполнение заданий. Были использованы разнообразные виды работы: в группах, фронтальный( подводящий к теме диалога в начале урока. Работу в творческих группах считаю составляющим компонентом в системе креативного мышления и творческого потенциала детей, а также с целью создания ситуации успешности( поддержка товарищей стимулирует мотивацию работы на уроке, развитие умения самовыражения посредством вербального общения )
Для создания мотивации был задан проблемный вопрос.
На этапе открытия нового знания велась работа по формированию работы с текстом. При работе каждая группа самостоятельно искала ответы в учебнике, атласе –определители. При этом работа велась на высоком уровне самостоятельности. Ни одна группа не обратилась за помощью к учителю. В итоге были выделены растения и животные, живущие в водоеме, а также установлены экологические связи. Группы были сформированы так ,что в них были ребята разного уровня подготовки. Но каждый из них участвовал в работе.
На протяжении урока велась работа по развитию речи.
Все учащиеся работали активно. Некоторые ребята использовали в ответах свои личные наблюдения, знания полученные из книг телепередач. Считаю, что урок достиг своей цели, соответствует программным требованиям.
На уроке были заслушены ответы всех учеников группы.
Источники:
Плешаков А.А. , Крюкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2013 г.
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс
festival.1september.ru/articles/412049/
sibtaiga.ru/12/10/otkritij-urok-po-teme-zhizn-pres...ushij-mir-4-j-klass/