Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие жизни в пресном водоёме» (4 класс)

20
0
Материал опубликован 27 February 2017 в группе

МКОУ «Павлохуторская СШ №12»

Открытый урок в 4 классе

по окружающему миру (по А.А.Плешакову)

по теме

Проведённый 26.11.2015 г.

Подготовила учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

с. Павло-Хутор,

2015 г.

Тема : « Разнообразие жизни в пресном водоёме»

Цели:

Цель урока: сформировать представления учащихся о жизни пресно­водного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, из­влекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятив­ные — действовать по плану, контролировать процесс и результа­ты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний опорных знаний (тест). 2. Тест

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы

в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка


 

- Вспомним, что называется водоемом?

 

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой.

водоем

2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.

 
 

3. Это хранилище воды.

- Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)

Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе, 
Узкий кончик - в роднике, 
А широкий - в море. (река, исток, устье)

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая. (озеро)

Какие бывают озера?

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

Й кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный... (водоем).

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимо­связи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искус­ственные. А еще пресные и соленые.)

— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.

3. Работа в группах

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Вы­полним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшин­ку в народе называют белой водяной лилией, она нуждает­ся в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кув­шинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

- Чем интересны кувшинки?

У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.

Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.

  Мы сегодня познакомились с растительным и животным миром пресного водоема.

- Когда приходишь к водоему в теплое время года, видишь только некоторых его обитателей.

Всех увидеть невозможно!

- А почему в водоеме много разнообразных обитателей? (многие могут найти себе пищу и убежище)

- А почему водоем называют природным сообществом? (в водоеме совместно обитают разнообразные живые существа, они связаны между собой)

Работа в группах.

- Перечислите, назовите растения водоема.

- Глядя на растения, вы сейчас должны найти отличие и общее сходство у этих растений.

название

сходство

различие

Рогоз

Тростник

(осока)

Камыш

Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, цветки невзрачные

Стебли с коричневатыми бархатистыми початками.

Листья острые, режущие.

Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.

отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут.

Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

VII. Включение нового знания в систему знаний

Работа с учебником.

- Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)

Между растениями и животными водоема существует тесная связь.

Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)

Животный мир водоема.

Догадайся по описанию, о ком идет речь?

По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

- Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка)

Какие улитки встречаются в водоеме?

- Чем защищено их тело?

- Какую пользу приносят улитки?

- Ребята, у кого дома есть аквариум?

Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)

Сформулируйте правила поведения у водоема.

 

Экологическая задача

1, 2 группы: - Почему помутнело озеро?

3, 4 группы: - Почему заболели рыбы?

- Ребята, вы молодцы! Это тоже могло быть причиной помутнения озера, но давайте откроем учебник и прочитаем правильный ответ.

— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие при­меры вы еще можете назвать?(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

— Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)

Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей.

Раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема.

Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло. Лягушка.

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

- Какую пользу приносят лягушки?

- Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

- Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники.

Сформулируйте правило поведения у водоема в соответствии с этим знаком.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми, головастиками.

4.. Первичное закрепление

Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

1. Моделирование Составьте 1-2 схему цепей питания, характерных для птиц (Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учеб­нике на с. 184).

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой.

3. Работа в парах

— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предло­женному плану на с. 165 учебника.(Заслушать 2-3 рассказа.)


 

 Укажи стрелочками, что к чему приводит:

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий.

а) начинают образовываться болота

2. Выловили двустворчатых моллюсков.

б) в воду поступает кислород для дыхания рыб

3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями.

в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные

4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду.

г) вода стала мутной в водоеме

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.


 

Администратор :______________(Подольская Т.А.)

Ассистенты :________________(Серёгина Л.И.)

________________(Гросу Н.Г.)


 

 

Самоанализ урока

На данный момент в классе учится 5человек. 2 девочки и 3 мальчика.

По предмету «Окружающий мир» средний уровень развития имеют 5 человек : 100%

Тема урока: Жизнь пресного водоема». Это 7-ой урок в разделе «Родной край – часть большой страны». Данный урок – открытие нового знания. Основная цель этого урока - сформировать представление о жизни пресного водоема. В своем уроке по теме “Жизнь пресного водоема” познакомила учащихся с разнообразием обитателей пресного водоема, мы рассматривали примеры нарушений сообщества водоема, формулировали правила, направленные на охрану его обитателей. Для активизации познавательной активности детей на уроке используются индивидуальные и групповые формы работы, методы эвристической беседы, решение проблемно-поисковых задач, инсценировки. Особое место на уроке занимает экологическая задача, решение которой вызывает у детей неподдельный интерес.

Форма урока : работа в творческих группах. Организационная форма работы- совместное выполнение заданий. Были использованы разнообразные виды работы: в группах, фронтальный( подводящий к теме диалога в начале урока. Работу в творческих группах считаю составляющим компонентом в системе креативного мышления и творческого потенциала детей, а также с целью создания ситуации успешности( поддержка товарищей стимулирует мотивацию работы на уроке, развитие умения самовыражения посредством вербального общения )

Для создания мотивации был задан проблемный вопрос.

На этапе открытия нового знания велась работа по формированию работы с текстом. При работе каждая группа самостоятельно искала ответы в учебнике, атласе –определители. При этом работа велась на высоком уровне самостоятельности. Ни одна группа не обратилась за помощью к учителю. В итоге были выделены растения и животные, живущие в водоеме, а также установлены экологические связи. Группы были сформированы так ,что в них были ребята разного уровня подготовки. Но каждый из них участвовал в работе.

На протяжении урока велась работа по развитию речи.

Все учащиеся работали активно. Некоторые ребята использовали в ответах свои личные наблюдения, знания полученные из книг телепередач. Считаю, что урок достиг своей цели, соответствует программным требованиям.

На уроке были заслушены ответы всех учеников группы.


 


 

Источники:

Плешаков А.А. , Крюкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2013 г.

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс

festival.1september.ru/articles/412049/

sibtaiga.ru/12/10/otkritij-urok-po-teme-zhizn-pres...ushij-mir-4-j-klass/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.