12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна85
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
2

Конспект урока по природоведению 6 класс "Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти".

Природоведение 6 класс

Тема урока: Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти.

Тип урока: изучение новой темы урока.

Цель урока: формирование знаний о нефти как о ценном полезном ископаемом.

Задачи урока:

Образовательная: изучить внешний вид, свойства нефти, сформировать знания о способах добычи нефти и продуктах ее переработки; познакомить с новыми понятиями и использовать их в речи.

Развивающая: развивать наблюдательность, умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать полученные результаты работы.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.

Оборудование: карта России, ЕАО, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и проведения опыта по новой теме урока, образцы полезных ископаемых, ребус, лабораторное оборудование для каждого учащегося, текст учебника, видеофильм.

Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа, использование видеофильма).

Время урока: 40 минут.

Методы и приемы:

Словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Передача информации с помощью практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

разноуровневого обучения.

проблемного обучения.

информационно-коммуникативные.

экологическое, патриотическое, нравственное воспитания.

здоровьесберегающие.

личностно-ориентированного обучения.


Ход урока.

Этапы работы

Конспект урока

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1


I. Организационный момент.


Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

* Проверка готовности к уроку.

* Приветствие учеников.

- А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку.

* Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится!

-Ребята, у вас на партах находится лабораторное оборудование. Вспомните правила техники безопасности с ним.

-Молодцы! Правильно! К работе с лабораторным оборудованием можно приступать только по инструкции учителя и внимательно, слушая, его указания к работе.

Цель: создание доброжелательной, положительно эмоциональной обстановки, психологического настроя на работу для хорошей работоспособности в течение урока.

2

II. Проверка домашнего задания.


- В каком разделе работали на прошлом уроке?

- Что такое полезные ископаемые?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Какое домашнее задание выполняли дома?

- К какой группе относится природный газ?

- Почему?

- У некоторых учащихся на партах карточки. Они выполняют задание самостоятельно. Остальные работают со мной.

- Какие свойства имеет природный газ?

- Какие способы добычи природного газа вы знаете?

- Как люди используют природный газ?

- Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание! А теперь проверим работу по карточкам, а все учащиеся следят за правильностью ответа и в случае ошибки, исправляют товарища:

Карточка 1.

Выделить полезные ископаемые, которые относятся к горючим:

торф

каменный уголь

песок

4. природный газ


Карточка 2.

Горючие полезные ископаемые могут быть твердыми, жидкими, газообразными.


Подчеркнуть правильный ответ:

ДА НЕТ


Карточка 3.

Соединить стрелочками:

t1676991223aa.gifГаз

t1676991223ab.gifКаменный уголь



-Молодцы! С заданием справились хорошо!

Выставляются оценки с пояснением.

Вывод: вы хорошо усвоили тему прошлого урока и ваши знания будут помогать при изучении новой темы.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель: повторение ранее изученного материала для определения уровня усвоения материала предыдущего урока, подготовка к усвоению нового материала.


3

III. Изучение нового учебного материала.


1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.

- Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.

Прочитайте слова:

Глина – 4

Песок – 2

Торф – 4

Гранит – 6

Уголь – 5

- К какой группе можно объединить эти слова?

- Правильно! Это полезные ископаемые.

Задание:

Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв слово.

- Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких учащихся.)

- Правильно! Тема урока: Нефть.

Словарная работа.

-Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на написание слова.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

- Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети называют задачи:

* познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами;

* узнать, где и как добывают нефть;

* польза нефти в жизни человека.)

- Итак, цель урока ознакомление с внешним видом нефти и ее свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки.

-А поможет ее выполнить план работы (на доску вывешивается план работы:

1. Внешний вид полезного ископаемого.

2. Свойства полезного ископаемого.

3. Добыча полезного ископаемого.

4. Польза полезного ископаемого для человека.)

- Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель урока?

- Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели необходимо отдохнуть.

2. Физминутка.

3. Практическая работа.

-У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке?

-Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети перечисляют.)

-Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью.

-Что еще находится на разносе? (карточка)

-Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы будете вносить свои наблюдения.

У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный.

-Прочитайте вопросы в карточке.

Вопросы

Ответы

1. Какое тело природы?


2. Какой имеет цвет?


3. Какой имеет запах?


4. Тонет ли в воде?


5. Растворяется ли в воде?


6. К какой группе полезных ископаемых относится?


-Как будете выполнять задание?

-Какие тела природы вы знаете?

-К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое, сыпучее). Почему?

-Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку.

-Посмотрите на вещество в пробирке.

-Какого оно цвета? Запишите в карточку.

-Как определить запах?

-Как правильно нюхать вещества?

-Какой имеет запах? Запишите в карточку.

- Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли нефть в воде?

-Итак, почему же нефть не тонет?

-Что это значит?

-Какой вывод можно сделать?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац 1 предложение. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос?

-Запишите свои наблюдения в карточку.

-Как проверить растворимость вещества в воде?

-Чем будете размешивать смешанные вещества?

-Проделайте опыт.

-Что вы заметили?

-Почему нефть не растворяется?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац 1 предложение. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос?

-Запишите наблюдения в карточку.

- Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть?

-Как это можно проверить?

-Я продемонстрирую этот опыт.

-Если поджечь нефть, что вы наблюдаете?

-Запишите наблюдения в карточку.

Вывод:

-А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске. Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после прочтения.):

Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость, которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина.

-Откройте учебник на стр. 94 и найдите, как обозначается нефть на карте.

-Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть?

Знак вывешивается на доску.

-Зарисуйте его в тетради.

-Найдите г. Хабаровск на карте. Посмотрите, есть ли нефть рядом с г.Хабаровском?

*Связать с добычей нефти в ЕАО.

-Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд.

-Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделать ошибку?

-Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится, поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле.

-Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.)

-Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь.

-Проверьте правильность написанного предложения.

-Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо!


Прочитайте следующий пункт плана.

-Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм.

-Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра фильма?

Просмотр видеофильма.

-Как добывают нефть?

Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским дном. (Повторяют несколько учащихся.)

-Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма.

Прочитайте следующий пункт плана.

-Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113 абзац первый снизу.

Словарная работа

Мазут

Керосин

Смазочные материалы

Пластмассовые изделия

Вазелин

-Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие продукты получают из нефти?

Дети самостоятельно читают отрывок.

-Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют продукты переработки нефти.)

-Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное золото»?

Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в которых имеются большие запасы нефти очень богаты.

-Рассмотрите рисунок на стр. 113.

-Назовите, где используют нефть?

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной работой!

Методы:

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: использование карточек-опор, иллюстрации, фильм, текст учебника.

Практические: исследование – наблюдение за веществом и выделение отличительных признаков от других полезных ископаемых. Работа с моделью предложения по результатам своего исследования.


Формулирование выводов (познавательные): Создание проблемной ситуации, после решения которой делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается дополнение.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная


Цель (для разных видов деятельности): организация деятельности учащихся по формированию знаний по данной теме, расширение словарного запаса и использование его в речи; совершенствование в умении работать самостоятельно с лабораторным оборудованием, наблюдать, выделять основные признаки вещества и делать выводы, сравнивая их с текстом учебника; самостоятельное добывание знаний из текста учебника; развитие навыков в умении правильно строить предложения; работать с картой.




4

IV. Закрепление учебного материала.


Игра «Горячо-холодно».

-Я буду называть слова, а вы должны поднять сигнальную карточку, если это слово относится к нефти.

Вывод: подвести итог игры.



Методы:

Словесный (игра)

Форма: фронтальная

Цель: проверка усвоения учебного материала через игровую деятельность для мотивации работоспособности всех учащихся.

5

V. Итог урока.


-Как называлась тема урока?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли ли намеченной цели урока? Объясните.

-Что нового узнали на уроке?

-Продолжите предложение (карточка на доске):

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

-Как справились со своей задачей урока?

-Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

Выставляются отметки за урок с пояснением.

Методы:

Словесный, наглядный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Цель: развитие у учащихся умения формулировать выводы с целью контроля и самоконтороля.

6

VI. Домашнее задание.


Стр. 112-114. Прочитать текст и ответить на вопрос №5.

-Прочитайте вопрос №5. (Почему так опасны аварии морских судов, которые перевозят нефть? Почему при разливе нефти в водоеме гибнут его обитатель?)

-Всем ли понятно задание?

-Молодцы ребята! Спасибо за урок!

Метод: практический

Форма: индивидуальная

Цель: активизация познавательной деятельности.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.