Конспект урока по природоведению в 6 классе «Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти»
Природоведение 6 класс
Тема урока: Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти.
Тип урока: изучение новой темы урока.
Цель урока: формирование знаний о нефти как о ценном полезном ископаемом.
Задачи урока:
Образовательная: изучить внешний вид, свойства нефти, сформировать знания о способах добычи нефти и продуктах ее переработки; познакомить с новыми понятиями и использовать их в речи.
Развивающая: развивать наблюдательность, умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать полученные результаты работы.
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.
Оборудование: карта России, ЕАО, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и проведения опыта по новой теме урока, образцы полезных ископаемых, ребус, лабораторное оборудование для каждого учащегося, текст учебника, видеофильм.
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа, использование видеофильма).
Время урока: 40 минут.
Методы и приемы:
Словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
Наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.
Передача информации с помощью практической деятельности.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии:
разноуровневого обучения.
проблемного обучения.
информационно-коммуникативные.
экологическое, патриотическое, нравственное воспитания.
здоровьесберегающие.
личностно-ориентированного обучения.
Ход урока.
Этапы работы | Конспект урока | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1 | I. Организационный момент. | Внимание! Проверь, дружок, * Проверка готовности к уроку. * Приветствие учеников. - А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку. * Психологический настрой. Чтоб природе другом стать, - Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится! -Ребята, у вас на партах находится лабораторное оборудование. Вспомните правила техники безопасности с ним. -Молодцы! Правильно! К работе с лабораторным оборудованием можно приступать только по инструкции учителя и внимательно, слушая, его указания к работе. | Цель: создание доброжелательной, положительно эмоциональной обстановки, психологического настроя на работу для хорошей работоспособности в течение урока. |
2 | II. Проверка домашнего задания. | - В каком разделе работали на прошлом уроке? - Что такое полезные ископаемые? - На какие группы делятся полезные ископаемые? - Какое домашнее задание выполняли дома? - К какой группе относится природный газ? - Почему? - У некоторых учащихся на партах карточки. Они выполняют задание самостоятельно. Остальные работают со мной. - Какие свойства имеет природный газ? - Какие способы добычи природного газа вы знаете? - Как люди используют природный газ? - Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание! А теперь проверим работу по карточкам, а все учащиеся следят за правильностью ответа и в случае ошибки, исправляют товарища: Карточка 1. Выделить полезные ископаемые, которые относятся к горючим: торф каменный уголь песок 4. природный газ Карточка 2. Горючие полезные ископаемые могут быть твердыми, жидкими, газообразными. Подчеркнуть правильный ответ: ДА НЕТ Карточка 3. Соединить стрелочками: Газ Каменный уголь -Молодцы! С заданием справились хорошо! Выставляются оценки с пояснением. Вывод: вы хорошо усвоили тему прошлого урока и ваши знания будут помогать при изучении новой темы. | Метод: словесный. Форма: фронтальная, индивидуальная. Цель: повторение ранее изученного материала для определения уровня усвоения материала предыдущего урока, подготовка к усвоению нового материала. |
3 | III. Изучение нового учебного материала. | 1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися. - Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус. Прочитайте слова: Глина – 4 Песок – 2 Торф – 4 Гранит – 6 Уголь – 5 - К какой группе можно объединить эти слова? - Правильно! Это полезные ископаемые. Задание: Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв слово. - Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких учащихся.) - Правильно! Тема урока: Нефть. Словарная работа. -Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на написание слова. - Откройте тетради и запишите число и тему урока. - Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети называют задачи: * познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами; * узнать, где и как добывают нефть; * польза нефти в жизни человека.) - Итак, цель урока ознакомление с внешним видом нефти и ее свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки. -А поможет ее выполнить план работы (на доску вывешивается план работы: 1. Внешний вид полезного ископаемого. 2. Свойства полезного ископаемого. 3. Добыча полезного ископаемого. 4. Польза полезного ископаемого для человека.) - Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель урока? - Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели необходимо отдохнуть. 2. Физминутка. 3. Практическая работа. -У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке? -Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети перечисляют.) -Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью. -Что еще находится на разносе? (карточка) -Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы будете вносить свои наблюдения. У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный. -Прочитайте вопросы в карточке.
-Как будете выполнять задание? -Какие тела природы вы знаете? -К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое, сыпучее). Почему? -Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку. -Посмотрите на вещество в пробирке. -Какого оно цвета? Запишите в карточку. -Как определить запах? -Как правильно нюхать вещества? -Какой имеет запах? Запишите в карточку. - Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли нефть в воде? -Итак, почему же нефть не тонет? -Что это значит? -Какой вывод можно сделать? Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац 1 предложение. Прочитайте. -Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос? -Запишите свои наблюдения в карточку. -Как проверить растворимость вещества в воде? -Чем будете размешивать смешанные вещества? -Проделайте опыт. -Что вы заметили? -Почему нефть не растворяется? Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац 1 предложение. Прочитайте. -Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос? -Запишите наблюдения в карточку. - Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть? -Как это можно проверить? -Я продемонстрирую этот опыт. -Если поджечь нефть, что вы наблюдаете? -Запишите наблюдения в карточку. Вывод: -А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске. Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после прочтения.): Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость, которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина. -Откройте учебник на стр. 94 и найдите, как обозначается нефть на карте. -Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть? Знак вывешивается на доску. -Зарисуйте его в тетради. -Найдите г. Хабаровск на карте. Посмотрите, есть ли нефть рядом с г.Хабаровском? *Связать с добычей нефти в ЕАО. -Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд. -Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделать ошибку? -Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится, поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле. -Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.) -Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь. -Проверьте правильность написанного предложения. -Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо! Прочитайте следующий пункт плана. -Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм. -Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра фильма? Просмотр видеофильма. -Как добывают нефть? Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским дном. (Повторяют несколько учащихся.) -Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма. Прочитайте следующий пункт плана. -Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113 абзац первый снизу. Словарная работа Мазут Керосин Смазочные материалы Пластмассовые изделия Вазелин -Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие продукты получают из нефти? Дети самостоятельно читают отрывок. -Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют продукты переработки нефти.) -Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное золото»? Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в которых имеются большие запасы нефти очень богаты. -Рассмотрите рисунок на стр. 113. -Назовите, где используют нефть? -Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной работой! | Методы: Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: использование карточек-опор, иллюстрации, фильм, текст учебника. Практические: исследование – наблюдение за веществом и выделение отличительных признаков от других полезных ископаемых. Работа с моделью предложения по результатам своего исследования. Формулирование выводов (познавательные): Создание проблемной ситуации, после решения которой делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается дополнение. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная Цель (для разных видов деятельности): организация деятельности учащихся по формированию знаний по данной теме, расширение словарного запаса и использование его в речи; совершенствование в умении работать самостоятельно с лабораторным оборудованием, наблюдать, выделять основные признаки вещества и делать выводы, сравнивая их с текстом учебника; самостоятельное добывание знаний из текста учебника; развитие навыков в умении правильно строить предложения; работать с картой. |
4 | IV. Закрепление учебного материала. | Игра «Горячо-холодно». -Я буду называть слова, а вы должны поднять сигнальную карточку, если это слово относится к нефти. Вывод: подвести итог игры. | Методы: Словесный (игра) Форма: фронтальная Цель: проверка усвоения учебного материала через игровую деятельность для мотивации работоспособности всех учащихся. |
5 | V. Итог урока. | -Как называлась тема урока? -Какую цель ставили в начале урока? -Достигли ли намеченной цели урока? Объясните. -Что нового узнали на уроке? -Продолжите предложение (карточка на доске): Я научился… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… -Как справились со своей задачей урока? -Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке! Выставляются отметки за урок с пояснением. | Методы: Словесный, наглядный Форма: фронтальная, индивидуальная Цель: развитие у учащихся умения формулировать выводы с целью контроля и самоконтороля. |
6 | VI. Домашнее задание. | Стр. 112-114. Прочитать текст и ответить на вопрос №5. -Прочитайте вопрос №5. (Почему так опасны аварии морских судов, которые перевозят нефть? Почему при разливе нефти в водоеме гибнут его обитатель?) -Всем ли понятно задание? -Молодцы ребята! Спасибо за урок! | Метод: практический Форма: индивидуальная Цель: активизация познавательной деятельности. |