Конспект урока географии по теме «Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком»
Урок географии в 6 классе
Тема: Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.
Цель: формирование у учащихся представления о многообразии полезных ископаемых.
Задачи:
1. Образовательная - обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», усвоить названия наиболее распространенных полезных ископаемых, внешний вид, их свойства.
2.Коррекционно - развивающая - создать условия для развития речи, умений работать в группе, проводить аналогию между предметами и обозначающими их символами
3.Воспитательная - способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Сегодня мы продолжим изучение неживой природы, но чтобы наш урок прошел успешно, надо следовать некоторым правилам. Что необходимо нам для успешной работы на уроке? |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся |
- Посмотрите на физическую карту? Что могут обозначать эти условные знаки? Как вы думаете? - Правильно, такими знаками на карте обозначают полезные ископаемые. |
||||||||||||||||||||||||
Целеполагание (постановка цели урока) |
- Подумайте и скажите, что нам предстоит изучить на данном уроке? Тема урока: Полезные ископаемые (Запишем в тетради) Какова цель нашего урока? С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? - Правильно. Мы узнаем, что относится к полезным ископаемым, рассмотрим свойства и условные обозначения различных полезных ископаемых. |
||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний Работа в группах |
Какие полезные ископаемые вы знаете? Что такое полезные ископаемые? - Полезные ископаемые –это горные породы, используемые человеком в хозяйстве (записать в тетрадь!) Сейчас мы познакомимся по порядку с некоторыми полезными ископаемыми. Делимся на 2 группы. (на столах у каждой группы образцы полезных ископаемых с номерами) Расскажите о свойствах некоторых полезных ископаемых и о том, где они используются. Показ на доске и рассказ учителя, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу рассказу учителя
1. Песок – это рыхлая порода, состоящая и минеральных частиц, размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает различного: чёрного, зелёного, красноватого, жёлтого , белого. Это зависит от того из какой породы он образовался. ( выбирают самостоятельно из образцов, объясняют свой выбор) 2. Поваренная соль - это вещество, которое мы употребляем в пищу. Трудно представить повседневную жизнь человека без соли. Её применяют в пищевой промышленности при изготовлении овощных и мясных консервов. 3.Глина – осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород и осаждается на дне морей и озёр. Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. 4.Торф – горючее полезное ископаемое чёрного цвета. Он образуется на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других растений. Торф – хорошее удобрение для растений .Его используют для улучшения состава почвы. 5.Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Верхняя часть земной коры сложена из гранита. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий. 6.Уголь образуется из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь. Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности
|
||||||||||||||||||||||||
Работа с картой (атласом) |
Ребята, а скажите, как вы думаете, как находят месторождения полезных ископаемых? (Учащиеся высказывают предположения) Конечно, разведка полезных ископаемых не так проста: приехал в горы, копнул лопатой и наткнулся на золотую жилу… Нет, поиск полезных ископаемых – дело сложное, при поиске необходимы знания особенностей рельефа, геологической истории территории, которые дают основание для предположений о том, могут ли в этом месте находиться полезные вещества или нет. Это процесс называют геологической разведкой Мы с вами тоже побудем разведчиками. Найдем на физической карте полезные ископаемые, но они зашифрованы определенными значками. Вам нужно их расшифровать. Учитель показывает значок, учащиеся находят в условных обозначениях название и затем находят в каких местах есть те или иные полезные ископаемые. - Какие полезные ископаемые добывают в Вологодской области?( песок, глина, торф, известняк) |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Давайте вернемся к теме урока. Что мы изучали на уроке? Сегодня на уроке я …. |