12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Николаевна122
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Разработка урока химии


Ф.И.О. Шарафутдинова Ольга Николаевна
Предмет: химия
Класс: 10
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Тема

 Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти.

Цель

Ознакомить учащихся с составом нефти и способами ее переработки. Изучить развитие нефтеперерабатывающей отрасли в городе Нижнекамске.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с составом нефти как природной смеси углеводородов; изучить способы переработки нефти; характеризовать основные продукты переработки нефти и области их применения
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение выявлять сущность наблюдаемых процессов; получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения. Воспитательные: формировать умение работать в парах и индивидуально; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе; ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Основные понятия

Состав нефти, переработка нефти (перегонка, крекинг, риформинг), октановое число бензина, профессии работников нефтеперерабатывающих производств.

Межпредметные связи

 Экология, география, геология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

Маршрутный лист урока для учащихся, пробирки с нефтью для демонстрации, схема ректификационной колонны, карта полезных ископаемых РФ

Мультимедийный проектор.

Форма урока

Урок-семинарское занятие.

Технология

Проблемное обучение 

Форма контроля

Тестирование

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организаци-онный

1 мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает девиз урока "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения..." М.В.Ломоносов

Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

2.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 7мин.

Давайте вспомним всем известные строки из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

А чем можно заниматься в нашем регионе после окончания института? Какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент

(идет демонстрация видеоролика про Танеко) (Приложение 2

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Записывает тему урока на доске.

Включаются в беседу с учителем.

Просматривают ролик, анализируют увиденное.

Предлагают тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока

3.Изучение нового материала

20 мин.

Предлагает ответить на вводные вопросы:

Что такое нефть?

Какие нефтеносные районы вы знаете на территории России и Татарстана?

Почему нефть требует переработки?

Поясните фразу Д.И.Менделеева: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями»

Какие способы разделения смесей вы знаете?

Напоминает, что ученикам заранее были розданы темы для подготовки выступлений по теме урока.

Предоставляет слово учащимся с докладами:

Перегонка нефти как начальная стадия нефтепереработки.

Крекинг нефтепродуктов.

Нефть и экология: проблемы и пути решения

Профессии работников нефтехимических производств.

После дискуссий предлагает просмотр ролика «Ректификация» (Приложение 3)

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Ставят баллы за правильные ответы

Слушают выступление учащихся, активно участвуют в обсуждении ситуаций, предложенных в выступлениях.

Задают вопросы по теме выступления.

Смотрят ролик. Затем выписывают в тетрадь термины и отвечают (задание3 и 4 по маршрутному листу).

4.Закрепление

10мин.

Давайте проверим, что вы сегодня на уроке узнали.

Предлагаю составить предложения согласно схеме (можно использовать только прямые, включая диагональ)

нефть

смесь

вещество

углеводороды

фракции

образование

переработка нефти

Температура кипения

энергия

источник

природа

ценный

топливо

человек

Окружающая среда

биогенная гипотеза

источник

экология

загрязнение

проблема

Составляют предложения по теме урока

5.Рефлексия.

Подведение итогов

5 мин.

Подведем итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели?

Суммируйте свои баллы,

оцените свою деятельность на уроке.

Если вы набрали мало баллов, поработайте над собой, будьте более активны.

– Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

– Сегодня я…

– Мне было легко…

– Мне было сложно…

– О том, что я узнал(а), я расскажу…

Подводят итоги. Подсчитывают баллы.

6.Домашнее задание

2 мин.

Обеспечивает понимание содержания домашнего задания.

Записывает домашнее задание на доске.

Благодарит за урок

Записывают домашнее задание в дневник.


 

 

Приложения

Приложение 1.

Маршрутный лист урока

№ п/п

Изучаемый вопрос

Количество баллов

max

факт

1

Определение нефти

3

 

2

Географическое положение месторождений нефти на территории РФ

4

 

3

Состав нефти

8

 

4

Переработка нефти

10

 

5

Экологические проблемы переработки нефти

9

 

6

Профессии работников нефтехимических производств

9

 
   

43

 


 

Задание 1. Дайте определение нефти.

Нефть – это _____________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте описание физических свойств нефти

Агрегатное состояние

 

Цвет

 

Запах

 

Вязкость

 

Растворимость в воде

 

 

Задание 3.

Используя свои географические знания и карту России, опишите, где находятся месторождения нефти. Какие нефтеносные районы есть на территории Республики Татарстан? На сколько лет ориентировочно хватит запасов нефти?

Задание 4.

Дайте определения терминам:

Перегонка - ____________________________

Фракция - ______________________________

Ректификация - _________________________

Крекинг- _______________________________

Пиролиз - _______________________________

Риформинг - _____________________________

Детонация - _____________________________

Задание 5.

Назовите экологические проблемы добычи и транспортировки нефти. Предложите пути решения проблемы.

Задание 6.

Перечислите профессии работников нефтехимического производства.

Приложение 2.

Приложение 3.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.