12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Николаевна122 Россия, Татарстан респ., Нижнекамск Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Разработка урока химии по теме «Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти»
Разработка урока химии
Ф.И.О. Шарафутдинова Ольга Николаевна
Предмет: химия
Класс: 10
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Тема | Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти. |
Цель | Ознакомить учащихся с составом нефти и способами ее переработки. Изучить развитие нефтеперерабатывающей отрасли в городе Нижнекамске. |
Задачи | Образовательные: ознакомить учащихся с составом нефти как природной смеси углеводородов; изучить способы переработки нефти; характеризовать основные продукты переработки нефти и области их применения |
Основные понятия | Состав нефти, переработка нефти (перегонка, крекинг, риформинг), октановое число бензина, профессии работников нефтеперерабатывающих производств. |
Межпредметные связи | Экология, география, геология, литература |
Ресурсы: основные дополнительные | Маршрутный лист урока для учащихся, пробирки с нефтью для демонстрации, схема ректификационной колонны, карта полезных ископаемых РФ Мультимедийный проектор. |
Форма урока | Урок-семинарское занятие. |
Технология | Проблемное обучение |
Форма контроля | Тестирование |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
1.Организаци-онный 1 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Озвучивает девиз урока "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения..." М.В.Ломоносов | Приветствуют учителя, настраиваются на учебу. | ||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 7мин. | Давайте вспомним всем известные строки из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» У меня растут года, А чем можно заниматься в нашем регионе после окончания института? Какие промышленные предприятия есть в нашем городе? Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент (идет демонстрация видеоролика про Танеко) (Приложение 2 Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Записывает тему урока на доске. | Включаются в беседу с учителем. Просматривают ролик, анализируют увиденное. Предлагают тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока | ||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала 20 мин. | Предлагает ответить на вводные вопросы: Что такое нефть? Какие нефтеносные районы вы знаете на территории России и Татарстана? Почему нефть требует переработки? Поясните фразу Д.И.Менделеева: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями» Какие способы разделения смесей вы знаете? Напоминает, что ученикам заранее были розданы темы для подготовки выступлений по теме урока. Предоставляет слово учащимся с докладами: Перегонка нефти как начальная стадия нефтепереработки. Крекинг нефтепродуктов. Нефть и экология: проблемы и пути решения Профессии работников нефтехимических производств. После дискуссий предлагает просмотр ролика «Ректификация» (Приложение 3) | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Ставят баллы за правильные ответы Слушают выступление учащихся, активно участвуют в обсуждении ситуаций, предложенных в выступлениях. Задают вопросы по теме выступления. Смотрят ролик. Затем выписывают в тетрадь термины и отвечают (задание3 и 4 по маршрутному листу). | ||||||||||||||||||||
4.Закрепление 10мин. | Давайте проверим, что вы сегодня на уроке узнали. Предлагаю составить предложения согласно схеме (можно использовать только прямые, включая диагональ)
| Составляют предложения по теме урока | ||||||||||||||||||||
5.Рефлексия. Подведение итогов 5 мин. | Подведем итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели? Суммируйте свои баллы, оцените свою деятельность на уроке. Если вы набрали мало баллов, поработайте над собой, будьте более активны. – Знания, полученные на уроке, мне пригодятся… – Сегодня я… – Мне было легко… – Мне было сложно… – О том, что я узнал(а), я расскажу… | Подводят итоги. Подсчитывают баллы. | ||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание 2 мин. | Обеспечивает понимание содержания домашнего задания. Записывает домашнее задание на доске. Благодарит за урок | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложения
Приложение 1.
Маршрутный лист урока
№ п/п | Изучаемый вопрос | Количество баллов | |
max | факт | ||
1 | Определение нефти | 3 | |
2 | Географическое положение месторождений нефти на территории РФ | 4 | |
3 | Состав нефти | 8 | |
4 | Переработка нефти | 10 | |
5 | Экологические проблемы переработки нефти | 9 | |
6 | Профессии работников нефтехимических производств | 9 | |
43 |
Задание 1. Дайте определение нефти.
Нефть – это _____________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте описание физических свойств нефти
Агрегатное состояние | |
Цвет | |
Запах | |
Вязкость | |
Растворимость в воде |
Задание 3.
Используя свои географические знания и карту России, опишите, где находятся месторождения нефти. Какие нефтеносные районы есть на территории Республики Татарстан? На сколько лет ориентировочно хватит запасов нефти?
Задание 4.
Дайте определения терминам:
Перегонка - ____________________________
Фракция - ______________________________
Ректификация - _________________________
Крекинг- _______________________________
Пиролиз - _______________________________
Риформинг - _____________________________
Детонация - _____________________________
Задание 5.
Назовите экологические проблемы добычи и транспортировки нефти. Предложите пути решения проблемы.
Задание 6.
Перечислите профессии работников нефтехимического производства.
Приложение 2.
Приложение 3.