Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Родственные слова»
Пояснительная записка к презентации
приложение 1
DOCX / 12.84 Кб
приложение 2
DOCX / 12.34 Кб
приложение 3
DOCX / 15.52 Кб
приложение 4
DOCX / 13.61 Кб
Тема: Родственные слова.
Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.
Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами.
2) Развивающая: развивать умение находить и выделять общую часть в словах, развивать мышление, речь;
3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .
Формирование УУД:
- Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения задания
.- Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга, договариваться , работая в паре, в группе
-Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза, доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде текста
Ход урока:
1. Орг. момент.
Цель – мотивация к учебной деятельности
- улыбнемся учителю, улыбнитесь друг другу, подарим свои улыбки нашим гостям. Я желаю успехов в работе.
2. Актуализация знаний.
-Итак, урок русского языка начинаем с чистописания. Запишите число и классная работа Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Минутка чистописания.
Прочитайте и запишите буквосочетания.
Сравните свою запись с образцом. Поставьте точку под самым красивым и правильным соединением. Оцените свою работу с помощью наших кружочков.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
- Расшифруйте ребус : 7 Я
- перечислите кто живёт в вашей семье? (мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка)
- Как одним словом можно назвать всех членов семьи ? (родственники)
- У каждого человека есть родственники. И у них обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство).
А как вы думаете, есть ли родственники у слов? (Дети высказывают свои мнения).
А есть ли в этом рассказе « родственники»?
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята .
- А ты кто ?
- А я ваша тётка – Гусеница.
- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?
(на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)
-Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?
- мы можем ответить на этот вопрос?
Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.
- по какой теме мы будем работать сегодня на уроке. (Родственные слова.)
- что мы должны узнать? На какие вопросы должны ответить?
( что такое родственные слова? Как их различать?)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.
- возвращаемся к нашим словам: гусь гусыня гусята гусеница
- Объясните значение слов. (слова, связанные по смыслу)
На доске появляется опорное слово
близкие по смыслу
Это первый секретик родственных слов.
Запишите родственные слова в тетрадь.
Что заметили в этих словах? (общая часть слова)
Это второй секретик родственных слов.
Общая часть слова
Вывод: родственные слова:
Близкие по смыслу
2)имеют общую часть
Физминутка с пальчиками.
Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.
- Поздоровались пальчики
- Потёрли каждый пальчик друг об друга.
- А теперь потёрли ладошки.
5. первичное закрепление
Словарная работа словарное слово -малина.
- Сколько слогов в слове малина ?
- Какой слог ударный?
- Какой безударный?
- малина - это словарное слово, его написание надо запомнить. Пропишите.
- Подберите родственные слова к нему?
Работа в группе: малинник- заросли кусты малины
Попробуем с вами вырастить малинник и понаблюдаем, какие слова на нём вырастут.
6. Включение нового знания в систему знаний
Работа в паре: найдите лишние слова, родственные слова запишите в тетрадь
- Для того, чтобы выяснить являются ли слова родственными нужно:
а) выяснить значение слов;
б) найти общую часть слов ;
в) если слова близки по значению и имеют одинаковую общую часть, такие слова являются родственными.
-Моряк, рыбак, море
Береза, березка, дерево
Сова, совушка, совет
Лошадь, лошадка, жеребёнок
Корова, телёнок, коровник
Морж, моржата, море
7. Итог урока.
Вспомните, на какие вопросы мы сегодня искали ответ?
- Дополните предложения.
В русском языке есть ________ (родственные) слова.
Родственные слова __________ (близкие) по смыслу.
У родственных слов есть _______ (общая часть ).
8. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке ягодками малины и прикрепите на кусты.
Если вам было всё понятно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите красную ягодку.
Если у вас возникали какие-то затруднения на уроке, были ошибки, то выберите жёлтую ягодку.
приложение 5
DOCX / 113.86 Кб
приложение 6
DOCX / 45.05 Кб
приложение 7
DOCX / 20.72 Кб
приложение 8
PPTX / 415.23 Кб