12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вяткина Светлана Николаевна305
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года. Высшая квалификационная категория. В своей работе предпочтение отдаю работе с детьми в области исследований и развитие творческих способностей своих учащихся.
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

Проектная задача по русскому языку «Родственные слова»

Предмет: русский язык

Тема: «Родственные слова»

Класс: 2

Время проведения 2 занятия

Вид задачи: предметная

Цель:

систематизировать знания учащихся по изученной теме;

совершенствовать совместную деятельность учащихся для подбора и образования родственных слов.

Задачи:

актуализировать знания учащихся по теме: «Родственные слова»;

показать на примерах однообразие написания корней в родственных словах; развитие речи, пополнение словарного запаса учащихся;

совершенствовать навыки групповой работы (распределять виды деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения); создание конечного продукта «Родные слова».

Планируемый педагогический результат в процессе работы учащиеся:

оценят свои знания и умения по изучаемой теме;

ликвидируют  пробелы в знаниях по изучаемой теме;

распределят виды деятельности в группе;

оценят работу в течение предлагаемого времени (2 занятия) по оценочному  листу;

каждая группа (4 человека, групп 4) изготовит «Словесное дерево»;

конечный продукт парк «Родные слова».

Подведение итоговой работы:

оцениваются знания программного материала по теме «Родственные слова»;

оценка результатов работы оценивается индивидуально и в группе;

работа по алгоритму;

оценка работы группы оформляется в виде оценочного листа для каждой группы

Описание проектной задачи.

1. «Мозговой штурм»

Проверка теоретических знаний учащихся.

Однажды корень вод пошёл искать родственников. Опустился он под воду и в водной глубине увидел подводную лодку. Рядом с лодкой работал водолаз. Понравилось корню под водой. Интересного много, да и родственников много нашёл.

1. Каких родственников нашел корень вод?

2. Как называются эти слова?

3. Синоним к слову родственные?

4. Корень слова это……….?

5. Найдите корень в данных словах?

Проверка: самоконтроль, самооценка, взаимооценка в группе, результат фиксируется в оценочном листе.

2. Игра «Исключи слово».

Запишите, исключая в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

1) белить, побелка, белый, беляк;

2) жалеть, жалко, жало, жалость;

3) лоскут, лось, лосёнок, лосиха;

4) водить, водичка, водный, вода.

Проверка: взаимоконтроль в группе, результат фиксируется в оценочном листе.

3. «Создаем группы»

Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Назовите группы, где все слова однокоренные

Светит, зима, водитель, вскрикивать, вода, крикливый, зимовье, светлый, крик, озимые, подводный, рассвет, зимовать, кричит, водный, светлячок,

Проверка: взаимоконтроль в группе, результат фиксируется в оценочном листе.

4. «Работаем с текстом»

Прочитайте текст. Найдите в нем родственные слова. Запишите их, выделяя графически корень слова.

За нашим селом растет берёзовый лес. Однажды отправились мы в густой березняк. Хороши молодые берёзки. Рядом берёзы постарше. Всюду радуют глаз грибы. Это братья – подберёзовики

Наступил декабрь. На улице сильный мороз. Речка за нашим селом замёрзла. В это время года часто бывают морозные дни. Закончились морозы. Наступила весна. Однако по утрам бывают заморозки.

3 слова

3 слова

4 слова

4 слова

5 слов

5 слов

Запись слов:

Запись слов:

Проверка: взаимооценка работы по группам, результат фиксируется в оценочном листе.

5. «Разнообразие слов»

Прочитайте слова. Распределите слова по группам и запишите их в таблицу.

Мороз, морозный, морозит, жаркий, зной, пекло.

Однокоренные слова

 

Синонимы

 

Антонимы

 

Проверка: самооценка работы в группе, результат фиксируется в оценочном листе.

6. Задание «Редактор».

Восстанови текст, добавляя однокоренные слова. Выдели корень.

У пня_________ нора. Там жила _______. Весной у _________ родились __________. ______________ были маленькие и слепые.

Слова для справок: лисья, лисята, лисы,

Лиса, лисятки.

Наступила весна. Хороша весенняя песня ____________. Люди любят слушать ___________. _________ и _____________вместе устраивают своё гнездо.

Слова для справок: скворцов, скворец, скворушки, скворчиха.

Проверка: взаимооценка работы в группе, результат фиксируется в оценочном листе.

7. «Удивительные рассказы»

Используя, опорные слова, составить небольшой рассказ на тему.

Листья.

Падают, листья, желтые, красные, ветер, листопад, начался, срывает, листочки.

Зима.

Снежок, повалил, закружились, легкий, снежок, появились, падают, на дороге.

Запись текста:

Запись текста:

Проверка: взаимооценка работы группы, результат фиксируется в оценочном листе.

8. Создание парка «Родные слова»

Оборудование: (приложение 1) рисунки деревьев, листья (для записи родственных слов), клей.

Задание для групп.

Составить и записать как можно больше слов с корнем

1 группа

нежн

 

2 группа

лес

 

4 группа

дом

 

4 группа

цвет

 

9. Рефлексия. «Кластер»

«Родственные слова»

Общая ___________________

Близкие__________________

__________ пишется ________________

Мороз _______________________________________________________________

Оценочные листы по окончанию занятия сдаются. (Приложение № 2)

Литература

1. Л.И. Тикунова, В.Г. Горецкий Проверочные работы по русскому языку и математике. Издательство «Просвещение», 1988 г

2. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс. Издательство «Владос»,1999 г

3. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс. Издательство «Просвещение», 2017 г

3. https://infourok.ru

4. https://nsportal.ru

(Приложение 1)

4 дерева для каждой группы, 4 вида листиков для каждой группы

 

(Приложение 2)

Оценочный лист (4 штуки)

 

Оцениваю сам

(4 бал. отметка)

Оценивает группа

(4 бал. отметка)

Оценивает учитель

(4 бал. отметка)

«Мозговой штурм»

     

«Исключи слово»

     

«Создаём группы»

     

«Работаем с текстом»

     

«Разнообразие слов»

     

«Редактор»

     

«Удивительные рассказы»

     

Парк «Родные слова»

     

Рефлексия «Кластер»

     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Вахрина Мария Ивановна, 13.11.18 в 07:55 0Ответить Пожаловаться
Задания замечательные) Здорово что дети учатся оценивать))) понимать что знают, что нет. Однако само занятие - это разве проектная задача?)
Вяткина Светлана Николаевна, 18.11.18 в 10:38 0Ответить Пожаловаться
Само занятие проектная задача, т. к. для решения задачи предлагаются все необходимые материалы для ее решения. Проектная задача отличается от проекта.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.