Конспект урока по русскому языку «Что мы знаем о буквах и звуках»

2
0
Материал опубликован 25 March 2020


что мы знаем о звуках и буквах?

Цели деятельности учителя: обеспечить условия для обучения школьников интеграции своих знаний из различных областей наук, развития критического мышления; конкретизировать знания о звуках и буквах; развивать орфографическую зоркость, навыки списывания с прописного (письменного) текста, самостоятельный творческий опыт учащихся; формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету; отличают текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Сценарий урока

I. Упражнение в чистописании.

Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей; приобретают мотивацию процесса становления каллиграфического навыка, умения речевого поступка.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: ориентируются в рабочей тетради; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую; умеют работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; учатся работать в паре; умеют высказывать личное отношение к рассматриваемой проблеме.

1. Рассматривание гостя-героя урока на с. 6 в тетради.

Что у Незнайки в руках?

Изменился наш Незнайка.

Как? Подумай! Отгадай-ка!

Он трудился, не ленился,

Писать красиво научился.

Ты ж теперь не удивляйся

И в тетради постарайся

Написать очень красиво,

Одноклассникам на диво.

Нарисуйте «перья» и «ручки» на первой строке.

Посмотрите и скажите, какую форму они имеют. (Овальную, вытянутую.)

Посмотрите, как пишется буква О, если дальше следует нижнее соединение, верхнее соединение (учитель показывает на доске).

Напишите по образцу. Какие из сочетаний являются словами?

Прочитайте слова, поставьте в них ударение, подчеркните безударные гласные.

Что объединяет первые три слова? (Сочетание -оло-.)

2. Самоконтроль, взаимоконтроль.

Покажите соседу по парте свои самые лучшие написания букв и слов. Он согласен с вашим выбором? А лучшие буквы и слова своего соседа вы тоже сочли таковыми?

II. Сообщение темы, постановка цели урока.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

III. Словарно-орфографическая работа.

Личностные УУД: осознают свои возможности в учении на основе сравнения «я» и «хороший ученик».

Регулятивные УУД: принятая операционная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; учатся работать по предложенному учителем плану; четко выполняют требования познавательной задачи.

Найдите ошибки в словарном диктанте, напишите эти слова правильно, расставьте ударение, выделите гласную, которую нельзя проверить, а нужно запомнить.

Робóта, герой, езык, Россия, карóва, титрадь, адежда.

Поставьте к словам вопросы кто? что?

Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто?

Определите количество букв и звуков в словах язык, тетрадь.

IV. Работа по таблице «Звуки и буквы».

Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с таблицей.

Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнения других участников образовательного процесса; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Звуки и буквы

t1585127413aa.png

Что зашифровано на схеме-опоре?

Учащиеся рассказывают, какие бывают звуки, буквы.

V. Формулирование вывода по опорным словам.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: умеют высказывать личное отношение к изучаемой проблеме, объясняя свою позицию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Составьте учебный текст по опорным словам о буквах и звуках.

t1585127413ab.png

Почему ваш ответ можно назвать текстом? (Предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.)

t1585127413ac.png

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Ещё раз повтори,

Сядь за парту и замри.

VI. Работа по учебнику.

Личностные УУД: приобретают личный опыт интегрированного обучения.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД: приобретают умения по разработке собственного алгоритма решения познавательных задач; ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; выразительно читают текст; умеют с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

1. Выполнение упражнения 11 по заданию, по «шагам» (с. 12).

2. Дополнительное задание.

Определите количество слогов в словах.

Как вы это делаете?

3. Беседа по рисунку (с. 12).

Какое задание получает Дракоша от учителя Карандаша? (Превратить галочки в печатные буквы: и, й, м, х.)

VII. Проверочная работа.

Личностные УУД: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану; решая новую задачу, пытаются оценить свои возможности, изменить при необходимости известные способы действия.

1. Списывание текста.

У Миши живут собака Лайка и кот Мурзик. Мальчик любит играть со своими друзьями.

2. Выполнение заданий по вариантам.

I вариант

II вариант

1. Подчеркнуть все гласные в первом предложении

1. Подчеркнуть все согласные в первом предложении

2. Записать буквы, которые всегда обозначают твёрдые согласные (ж, ш, ц)

2. Записать буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные (й’, ч’, щ’)

3. Рассмотреть звуковую запись слов (транскрипцию), сделать буквенную запись

[м’а ч’]

[й’ош]

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД: умеют использовать знания и личный опыт в конкретных учебных и жизненных ситуациях; приобретают опыт интегрированного обучения.

Регулятивные УУД: умеют самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой и планом действия; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и что предстоит усвоить.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; умеют создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, выбирать и применять нужные элементы информации.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; выразительно читают стихотворение; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения.

По какому принципу объединены буквы в тетради на с. 6? (Гласные, обозначающие мягкость согласных, согласные, обозначающие всегда мягкие и всегда твёрдые согласные.)

Вспомните стихотворение о звуках и буквах. В чем различие между буквами и звуками?

Прочтите стихотворение выразительно и постарайтесь использовать в своей практической деятельности ту информацию, которая содержится в тексте.

Буквы можем мы читать

И в тетради записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33.

Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Какие они разные:

Гласные, согласные!

Буквы разуму верны.

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

Я. Козловский



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.