Конспект урока по русскому языку «Что мы знаем о буквах и звуках»
что мы знаем о звуках и буквах?
Цели деятельности учителя: обеспечить условия для обучения школьников интеграции своих знаний из различных областей наук, развития критического мышления; конкретизировать знания о звуках и буквах; развивать орфографическую зоркость, навыки списывания с прописного (письменного) текста, самостоятельный творческий опыт учащихся; формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.
Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету; отличают текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Сценарий урока
I. Упражнение в чистописании.
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей; приобретают мотивацию процесса становления каллиграфического навыка, умения речевого поступка.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: ориентируются в рабочей тетради; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую; умеют работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; учатся работать в паре; умеют высказывать личное отношение к рассматриваемой проблеме.
1. Рассматривание гостя-героя урока на с. 6 в тетради.
– Что у Незнайки в руках?
Изменился наш Незнайка.
Как? Подумай! Отгадай-ка!
Он трудился, не ленился,
Писать красиво научился.
Ты ж теперь не удивляйся
И в тетради постарайся
Написать очень красиво,
Одноклассникам на диво.
– Нарисуйте «перья» и «ручки» на первой строке.
– Посмотрите и скажите, какую форму они имеют. (Овальную, вытянутую.)
– Посмотрите, как пишется буква О, если дальше следует нижнее соединение, верхнее соединение (учитель показывает на доске).
– Напишите по образцу. Какие из сочетаний являются словами?
– Прочитайте слова, поставьте в них ударение, подчеркните безударные гласные.
– Что объединяет первые три слова? (Сочетание -оло-.)
2. Самоконтроль, взаимоконтроль.
– Покажите соседу по парте свои самые лучшие написания букв и слов. Он согласен с вашим выбором? А лучшие буквы и слова своего соседа вы тоже сочли таковыми?
II. Сообщение темы, постановка цели урока.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
III. Словарно-орфографическая работа.
Личностные УУД: осознают свои возможности в учении на основе сравнения «я» и «хороший ученик».
Регулятивные УУД: принятая операционная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; учатся работать по предложенному учителем плану; четко выполняют требования познавательной задачи.
– Найдите ошибки в словарном диктанте, напишите эти слова правильно, расставьте ударение, выделите гласную, которую нельзя проверить, а нужно запомнить.
Робóта, герой, езык, Россия, карóва, титрадь, адежда.
– Поставьте к словам вопросы кто? что?
– Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто?
– Определите количество букв и звуков в словах язык, тетрадь.
IV. Работа по таблице «Звуки и буквы».
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с таблицей.
Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнения других участников образовательного процесса; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Звуки и буквы
– Что зашифровано на схеме-опоре?
Учащиеся рассказывают, какие бывают звуки, буквы.
V. Формулирование вывода по опорным словам.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют высказывать личное отношение к изучаемой проблеме, объясняя свою позицию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
– Составьте учебный текст по опорным словам о буквах и звуках.
– Почему ваш ответ можно назвать текстом? (Предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.)
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Ещё раз повтори,
Сядь за парту и замри.
VI. Работа по учебнику.
Личностные УУД: приобретают личный опыт интегрированного обучения.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД: приобретают умения по разработке собственного алгоритма решения познавательных задач; ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; выразительно читают текст; умеют с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
1. Выполнение упражнения 11 по заданию, по «шагам» (с. 12).
2. Дополнительное задание.
– Определите количество слогов в словах.
– Как вы это делаете?
3. Беседа по рисунку (с. 12).
– Какое задание получает Дракоша от учителя Карандаша? (Превратить галочки в печатные буквы: и, й, м, х.)
VII. Проверочная работа.
Личностные УУД: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану; решая новую задачу, пытаются оценить свои возможности, изменить при необходимости известные способы действия.
1. Списывание текста.
У Миши живут собака Лайка и кот Мурзик. Мальчик любит играть со своими друзьями.
2. Выполнение заданий по вариантам.
I вариант | II вариант |
1. Подчеркнуть все гласные в первом предложении | 1. Подчеркнуть все согласные в первом предложении |
2. Записать буквы, которые всегда обозначают твёрдые согласные (ж, ш, ц) | 2. Записать буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные (й’, ч’, щ’) |
3. Рассмотреть звуковую запись слов (транскрипцию), сделать буквенную запись | |
[м’а ч’] | [й’ош] |
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: умеют использовать знания и личный опыт в конкретных учебных и жизненных ситуациях; приобретают опыт интегрированного обучения.
Регулятивные УУД: умеют самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой и планом действия; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и что предстоит усвоить.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; умеют создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, выбирать и применять нужные элементы информации.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; выразительно читают стихотворение; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения.
– По какому принципу объединены буквы в тетради на с. 6? (Гласные, обозначающие мягкость согласных, согласные, обозначающие всегда мягкие и всегда твёрдые согласные.)
– Вспомните стихотворение о звуках и буквах. В чем различие между буквами и звуками?
– Прочтите стихотворение выразительно и постарайтесь использовать в своей практической деятельности ту информацию, которая содержится в тексте.
Буквы можем мы читать
И в тетради записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.
Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Я. Козловский