Задачи. Уточнить представления о птицах, их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями, пуховыми и маховыми). Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус). Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход занятия
Дети стоют в кругу.приветствие.
Доброе утро улыбчивым лицам !
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель.
Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо интересно от кого оно ? Прочитаем письмо? «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней. А еще вы умеете отгадывать загадки. Попробуйте их отгадать. До скорой встречи.» Старичок Лесовичок .Дети давайте отгадаем загадки.
Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые,
Даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет? (Птица)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица).
(дети садятся)
Воспитатель . Молодцы, отгадали все загадки. А каких птиц вы знаете?
А давайте вы не только назовуте птиц, но и покажуте их на картинках. ( Выполняют)
Воспитатель . Молодцы! Знаете много птиц. А что еще про них вы можете рассказать? ( Задает вопросы, дети отвечают на них)
Чем птицы отличаются от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела помогают им в полете? Какое тело у птицы – легкое или тяжелое? А почему оно легкое? Сколько едят птицы – много или мало? Что помогает птицам летать.
Познавательно- исследовательская деятельность.
Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги ,лежащие на столе.
Воспитатель.Возьмите один лист и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз) Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? ( Лист плавно опустился, лист летел…) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод из увиденного можно сделать? ( Бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.) Правильно, нескомканный лист – широкий. Он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит .Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? ( Сложены на туловище) А в воздухе? (Расправлены.)
Что же отличает птицу от других видов животных? ( Наличие перьев.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть перья, лежащие на подносе.
Воспитатель .Посмотрите, на подносе лежат перья. Одинаковые ли они? Давайте рассмотрим.
Чем различаются? (Размером, цветом, строением.) Какие перья обогревают птицу? Рассмотрите их и скажите: какие они? ( Меньше, чем маховые, мягкие, пушистые, стержень тоненький…)
(дети рассматривают)
Воспитатель. А как вы думаете где у птиц растут пуховые перья? (На спине, на туловище, голове, на лапах.) А какие перья помогают летать и называются маховыми?
Воспитатель. Покажите маховое перо.. Что можно сказать про маховое перо? ( Оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое.) А какой стержень у махового пера? ( Полый, пустой.) Почему он именно такой? ( Чтобы птица была легче, чтобы она могла летать.) А где у птиц расположены маховые перья? ( Ответы.)
Воспитатель. Послушайте ,я вам расскажу как летают птицы.
Крылья у птиц и хвост – это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда же крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность опоры уменьшается, и птица уже не летит.
Воспитатель. дети а вы можете летать?
Выходите из- за столов. Попробуйте взлететь. Не получается?
(Воспитатель предлагает поиграть.)
Ну- ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
Дети . Только птицы умеют летать.
Воспитатель. А это мы сейчас проверим. Попробуй отгадать мои загадки.
Эта птица- великан,
Бегает среди саванн.
Ноги быстры, шея- трос.
Из роскошных перьев хвост.
Эта птица не летает,
Трудной жизнь ее бывает.
Перья к шляпам - украшенье,
Только бег – ее спасенье. ( Страус)
Неуклюжий, черно- белый,
На коротких ножках тело.
Ловко в воду он ныряет,
Рыбу клювом добывает. ( Пингвин)
Воспитатель. Дети, а кто они? ( Птицы.)
Воспитатель. Бывают, птицы которые не летают. Эти птицы не летают из- за того, что у них очень маленькие крылья в сравнении с телом. Но это птицы. Страус очень быстро бегает. Это осторожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Живут страусы в сухих безлесых частях Африки. (Показывает картинки)
Где живут пингвины? (В Антарктиде.)
Пингвины летать не умеют, а что они хорошо делают? ( Они умеют плавать.) Зачем же им крылья? ( Ими они гребут как веслами.) Что любят пингвины? ( Рыбу, мелких рачков.)
Воспитатель. В воде пингвины проводят много времени. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода.
эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут!
Воспитатель. Все ли птицы летают? ( Ответы.)
Воспитатель . теперь вы знаете, что есть птицы, которые не умеют летать. Но одни из них быстро бегают, а другие хорошо плавают.
А вы знаете, что скоро в птичьих гнездах появятся яйца? Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко- желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой ,комариком или гусеницей.
Воспитатель. Дети, а как надо себя вести в весеннем лесу? ( Не бегать, не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку, слушать пение птиц, любоваться красотой весеннего леса.)
Птицы - наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь.
Воспитатель подводит итог занятия.