12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Гордеева Наталья Николаевна413
Россия, Рязанская обл.

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе.

Учитель Гордеева Наталья Николаевна

Место работы: филиал МБОУ Инякинская сош в с. Тырново

Учитель русского языка и литературы

Урок в 8 классе по теме «Однородные члены предложения» поможет учителю русского языка закрепить материал по данной теме. В уроке есть задания для подготовки к ГИА.

Тема урока: «Повторение по теме «Однородные члены предложения».

Цели:

    Повторить и обобщить материал по теме «Однородные члены предложения»;

    закрепить знания по теме;

    отрабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

    развивать устную и письменную речь;

    воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный материал (карточки, иллюстрации), демонстрационный материал, персональный компьютер.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята, гости, коллеги. Сегодня у нас урок – закрепления изученного материала. Наша задача – обобщить знания об однородных членах предложения и правила постановки знаков препинания при них.

    Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания.

Учитель: Давайте вспомним, что вы знаете об однородных членах предложения.

- Какие члены предложения называются однородными?

Блок – схема по теме «Однородные члены предложения».

Однородные члены предложения

, , , ,

Один и тот же вопрос

Одинако-вая синтакси-ческая роль

Повторяющиеся слова не являются однородными членами

За деревней леса, леса, леса

Могут быть распростра-нёнными и нераспространёнными

Одинаковые части речи

ОДНАКО:

Костёр горел шумно, дымно, в полную силу

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ




В [ ] может быть 1 или более рядов однородных членов


- Какие знаки препинания и когда мы употребляем при однородных членах?

(повторение по таблице)

Запятая ставится : O, но O. O, а O.

и O, и O, и O.

O, и O, и O.

O и O, O и O.

O, O, O.

Запятая не ставится: O и O.

- Какие слова в предложениях с однородными членами называются обобщающими?

    Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

    В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда.

    Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.

- Какие знаки препинания мы ставим при обобщающих словах?

(повторение по таблице)

    [ќ:,,].

    [,, - ќ].

    [ќ:,,-...].

    Разминка:

Спишите. Найдите в предложениях однородные члены, подчеркните, запишите схемы.

    Русский лес хорош зимой и летом. [O и O]

    Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. [O и O]; [O, O и O]

    Трава, земля, крыши домов - всё было покрыто белым налётом инея. [O,O,O - O] .

    Выборочный диктант.

Учитель: Ребята, дома я просила вас повторить тему «Чередующиеся гласные в корне слова».

Задание: выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова, графически обозначьте условия выбора. (ГИА)

    Обвевает,

    Очаровать,

    Поглощать,

    Вытирать.

    Облегчить,

    Поражать,

    Преклонение,

    Старожил.

    Умолять,

    Выскочит,

    Разредить,

    Утихать.

    Задрожать,

    Поплавок,

    Утешать,

    Пристежной.

    Прилагать,

    Рождённый,

    Уловить,

    Залезать.

    Умолять,

    Разбирать,

    Поласкать,

    Участь.

    Закрепление изученного материала.

Учитель: Какие союзы служат для выражения однородности?

- Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы.

1. Проверка знаний с помощью компьютерного теста.

(Учащиеся по очереди тестируются, остальные в это время работают по карточкам )

    Работа по карточкам.

2.1.На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то.

1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых.

2. Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

3. Если не через неделю, то немного позже я вам верну эту книгу.

      Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.

1.По сторонам дороги тянулись поля и луга.

2.Осенью дни короткие и пасмурные.

3.Разноцветные листья кружатся и летят над поляной.

4.Поля и луга опустели.

2.3. Дополните предложения однородными членами.

    Мчится поезд мимо лесов, полей, рек.

    При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.

    В зоопарке мы любовались обезьянами, львами, медведями, тиграми.

Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.

      Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. (устно)

ќ

Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми - обогащает и облагораживает человека.
ќ
Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов, без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще. (С.Бардин)

      Составьте предложения с однородными и неоднородными определениями.

    Составьте простые предложения с данными однородными определениями, объясните постановку запятой.

    розовые, лиловые, палевые сыроежки;

    красивые, стройные осины;

    умный, честный, смелый товарищ;

    холодная, ясная погода.

    Составьте простые предложения с данными неоднородными определениями, объясните постановку запятой.

    прозрачная хрустальная вода;

    ранние махровые розы;

    незнакомая красивая девушка;

    резиновые большие сапоги.

Работа со словарём :

Лиловые – цвета сирени или фиалки, фиолетовый.

Палевый - бледно – жёлтый с розоватым оттенком.

( Определения являются однородными, если они характеризуют один признак, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз И.

Определения являются неоднородными, если они характеризуют разные признаки.

Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, запятая ставится, а между неоднородными – не ставится. )

    Работа с учебником.

Упражнение 277.

    Работа с предложением. ГИА.

Учитель: Ребята, перед вами предложение с пронумерованными запятыми. Выпишите номер запятой, которая обозначает знак препинания при однородных членах.

По спокойной воде пруда медленно,1 лениво

покачиваются листья кувшинок,2 напоминающие

кораблики или маленькие плавающие2 острова.4

    Выполните синтаксический разбор данного предложения.

(Предложение повествовательное; невосклицательное; двусоставное; грамматическая основа ЛИСТЬЯ ПОКАЧИВАЮТСЯ; распространённое, осложнено однородными членами медленно, лениво; обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

    Верно ли моё утверждение, что в слове ЛИСТЬЯ звуков столько же, сколько букв. (Верно)

ЛИСТЬЯ - Л, И С, Т, Й, А

---------------------------------------

6 букв, 6 звуков

    Морфемный разбор.

П Л А В А Ю Щ И Е

    Сочинение – миниатюра «Зимний лес».

Учитель: Ребята, перед вами картина Грабаря «Февральская лазурь», фотографии и рисунки с изображением зимнего леса. Я предлагаю вам написать сочинение – миниатюру на тему «Зимний лес». Не забывайте использовать однородные члены предложения.

Образец сочинения

Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка.

Высокие, неподвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняет на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо и слушать. Только тогда откроется вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.

    Рефлексия.

    О чём говорили сегодня на уроке?

    Чему научились?

    Что понравилось на уроке?

    Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту. Упражнение 283.


Опубликовано

Комментарии (1)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 04.09.17 в 18:11 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.