Конспект урока по русскому языку на тему "Синтаксис. Синтаксический разбор"
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор.
Этапы урока.
I этап. Постановка проблемной ситуации.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Как найти грамматическую основу предложения?
- Из чего состоит грамматическая основа предложения?
- В данном предложении есть подлежащее и сказуемое?
Осенние листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую землю
- Что будет являться грамматической основой предложения?
- Из чего состоит грамматическая основа предложения?
- Как называется предложение, которое имеет два сказуемых?
- Как называются члены предложения, которые относятся к одной части речи и отвечают на один вопрос?
- В данной грамматической основе есть однородные члены предложения?
- Сколько грамматических основ в этом предложении?
- Являются ли однородные члены предложения разными грамматическими основами?
- Как называются предложения с одной грамматической основой?
- Меняют ли предложения однородные члены?
- Есть ли в этом предложении другие слова? Как они относятся к грамматической основе?
II этап. Наглядное составление схемы.
Грамматическая основа предложения.
ЧТО? Л истья КАКИЕ? Осенние | ЧТО ДЕЛАЛИ? Л етели и ложились ГДЕ? По ветру КУДА?
КАК? На землю То косо, то отвесно |
- Прочитайте предложение ещё раз. Подумайте, важен ли порядок слов в предложении?
- Влияет ли порядок слов в предложении на грамматическую основу?
III. Закрепление материала при помощи заданий (с использованием схемы).
1. Какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях. Найдите грамматическую основу предложений.
Учить — ум точить. (Пословица).
Учитесь выразительно читать вслух.
Желание говорить правду похвально.
Все стали весело смеяться.
Пойдём на реку купаться.
(1 — подлежащее и сказуемое; 2 — сказуемое и дополнение; 3 — определение; 4 — входит в состав глагольного сказуемого; 5 — обстоятельство цели).
2. Допишите предложения дважды так, чтобы в одном из них союз и связывал однородные сказуемые, в другом – части сложного предложения. Грамматические основы предложений подчеркните.
1. Прошел дождь и _________. – Прошел дождь, и ___________.
2. Набежали легкие облака и ___________. – Набежали легкие облака, и __________.
3. Костер неожиданно разгорелся и _________. – Костер неожиданно разгорелся, и ____________.
IV. Комментированное выполнение упражнений (при помощи учителя).
1. Дополните грамматическую основу прошёл дождь до распространённого предложения. Можете воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:
•проливной дождь
•прошёл вчера
•прошёл над городом
•над нашим городом
1.1 Выполните синтаксический разбор получившегося предложения.
2. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями. Найти и подчеркнуть грамматическую основу, обозначить второстепенные члены.
V. Модули.
а) Базовый уровень.
1. Ответьте на вопросы.
- Что изучает синтаксис?
- Назовите известные вам единицы синтаксиса.
- Что не будет являться грамматической основой предложения?
2. Перепишите предложения-загадки, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Напишите отгадки.
1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели.
2) Ах не трогай меня обожгу и без огня.
3) В слове альфа заменим одну букву да прибавим трос сразу птицу получаем. Что за птица вот вопрос.
4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок?
5) Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает?
6) Узнать его нам просто узнать его легко высокого он роста и видит далеко.
7) Что все мы носим много лет хоть счёту им не знаем?
8) Ах люблю я прямоту и сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю.
9) Я как зонт не промокаю от дождя вас защищаю и от ветра укрываю.
10) Ночью каждое оконце освещает тускло...
11) Скачет наш котёнок ловко очень любит он...
12) Мышь считает дырки в сыре три плюс две всего...
б) Повышенный уровень.
1. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложения. Докажите связь грамматической основы с остальными членами предложения.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)
3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)
4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)
5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)
6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)
7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
2. Запишите предложения и выделите в них грамматические основы. Порассуждайте о том, какие слова связывают то, о чём говорится в предложении, с самим говорящим. Составьте схему предложения.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.)
2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.)
3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.)
4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.)
5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
в) Творческий уровень.
1. 1. От данных глаголов образуйте все возможные формы наклонений и составьте с ними предложения, употребив эти формы в роли сказуемых. Проследите, как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого.
Разбудить, выяснять, выяснить, употребить, употреблять.
2. Составьте предложения по данным схемам.
6