Конспект урока по русскому языку на тему "Синтаксис. Синтаксический разбор"

1
0
Материал опубликован 26 November

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор.

Этапы урока.

I этап. Постановка проблемной ситуации.

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Как найти грамматическую основу предложения?

- Из чего состоит грамматическая основа предложения?

- В данном предложении есть подлежащее и сказуемое?

Осенние листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую землю



- Что будет являться грамматической основой предложения?

- Из чего состоит грамматическая основа предложения?

- Как называется предложение, которое имеет два сказуемых?

- Как называются члены предложения, которые относятся к одной части речи и отвечают на один вопрос?

- В данной грамматической основе есть однородные члены предложения?

- Сколько грамматических основ в этом предложении?

- Являются ли однородные члены предложения разными грамматическими основами?

- Как называются предложения с одной грамматической основой?

- Меняют ли предложения однородные члены?

- Есть ли в этом предложении другие слова? Как они относятся к грамматической основе?



















II этап. Наглядное составление схемы.

Грамматическая основа предложения.


ЧТО?

Лt1732607707aa.gif истья



КАКИЕ?

Осенние


ЧТО ДЕЛАЛИ?

Лt1732607707ab.gift1732607707ac.gif етели и ложились



ГДЕ?

По ветру КУДА?

t1732607707ad.gif

КАК? На землю


То косо, то отвесно





- Прочитайте предложение ещё раз. Подумайте, важен ли порядок слов в предложении?

- Влияет ли порядок слов в предложении на грамматическую основу?



































III. Закрепление материала при помощи заданий (с использованием схемы).

1. Какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях. Найдите грамматическую основу предложений.

Учить — ум точить. (Пословица).

Учитесь выразительно читать вслух.

Желание говорить правду похвально.

Все стали весело смеяться.

Пойдём на реку купаться.

(1 — подлежащее и сказуемое; 2 — сказуемое и дополнение; 3 — определение; 4 — входит в состав глагольного сказуемого; 5 — обстоятельство цели).

2. Допишите предложения дважды так, чтобы в одном из них союз и связывал однородные сказуемые, в другом – части сложного предложения. Грамматические основы предложений подчеркните.
1. Прошел дождь и _________. – Прошел дождь, и ___________.

2. Набежали легкие облака и ___________. – Набежали легкие облака, и __________.

3. Костер неожиданно разгорелся и _________. – Костер неожиданно разгорелся, и ____________.





























IV. Комментированное выполнение упражнений (при помощи учителя).

1. Дополните грамматическую основу прошёл дождь до распространённого предложения. Можете воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

проливной дождь

прошёл вчера

прошёл над городом

над нашим городом

1.1 Выполните синтаксический разбор получившегося предложения.

2. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями. Найти и подчеркнуть грамматическую основу, обозначить второстепенные члены.









































V. Модули.

а) Базовый уровень.

1. Ответьте на вопросы.

- Что изучает синтаксис?

- Назовите известные вам единицы синтаксиса.

- Что не будет являться грамматической основой предложения?

2. Перепишите предложения-загадки, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Напишите отгадки. 

1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели. 

2) Ах не трогай меня обожгу и без огня. 

3) В слове альфа заменим одну букву да прибавим трос сразу птицу получаем. Что за птица вот вопрос. 

4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок? 

5) Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает?

6) Узнать его нам просто узнать его легко высокого он роста и видит далеко.

7) Что все мы носим много лет хоть счёту им не знаем?

8) Ах люблю я прямоту и сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю. 

9) Я как зонт не промокаю от дождя вас защищаю и от ветра укрываю. 

10) Ночью каждое оконце освещает тускло...  

11) Скачет наш котёнок ловко очень любит он...

12) Мышь считает дырки в сыре три плюс две всего...

б) Повышенный уровень.

1. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложения. Докажите связь грамматической основы с остальными членами предложения.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)

3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)

4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)

5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)

6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)

7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

2. Запишите предложения и выделите в них грамматические основы. Порассуждайте о том, какие слова связывают то, о чём говорится в предложении, с самим говорящим. Составьте схему предложения.

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.)

2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.)

3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.)

4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.)

5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)

в) Творческий уровень.

1. 1. От данных глаголов образуйте все возможные формы наклонений и составьте с ними предложения, употребив эти формы в роли сказуемых. Проследите, как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого.

Разбудить, выяснять, выяснить, употребить, употреблять.

2. Составьте предложения по данным схемам.t1732607707ae.png











6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.