Урок русского языка на тему «Синтаксис. Сложные предложения»
Тема урока: «Синтаксис. Сложные предложения»
Цель: обобщение и систематизация знаний о сложном предложении.
Задачи урока:
1. образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о сложном предложении;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
2. развивающая:
- содействовать развитию мыслительной деятельности обучающихся;
- развивать орфографические умения;
3. воспитательная:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: урок повторения.
Форма урока: дидактическая игра.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
Ход урока
I. Орг.момент.
Разминка
Бессмертие
По-русски г..ворим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обр..таем как наследство,
В с..янье пушкинских стихов.
Поэт не стал д..лекой тенью,
Св..тыней, отданной в музей.
Он шумно праз..нует рожденье
Среди бе..численных друзей.
Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.
Какова его основная мысль?
Чем дорог Пушкин для русского народа?
Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?
Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор орфограммы.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далекой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей.
Постановка темы и цели урока
Составь предложение, используя главные члены предложенных предложений.
Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)
Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)
На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)
Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. в вин. п. с предлогом на)
Фронтальный опрос:
- Что мы называем сложными предложениями? Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?
- Дайте определение сложноподчиненного предложения, сложносочиненного предложения?
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
Слово учителя: вы уже знаете такое понятие, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложных предложениях.
Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.
1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.
4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.
Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.
1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)
1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.
2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.
Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.
Это сложное предложение, состоит из двух частей.
3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.
Что? солнце, что сделает? пригреет – первая основа.
Дороги почернеют – вторая основа.
проталины обнажатся – третья основа.
Ручейки зажурчат – четвёртая основа.
Грачи пожалуют – пятая основа.
Это сложное предложение, состоит из пяти частей.
Понаблюдаем, с помощью чего соединяются части сложного предложения.
Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?
1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится.
Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.
2) Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.
3) Ветер затих , и погода улучшилась.
4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.
Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.
Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.
При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.
Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.
Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?
В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).
В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.
Помни!
1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.
2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.
Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что, - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.
Приведём примеры.
Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
Это сложное предложение, перед словом что ставится запятая.
Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. (К. Паустовский)
Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.
Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.
Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.
Показ видеороликов (теория: сложное предложение, ССП, СПП).
2. Закрепление изученного материала.
Задание. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Определите тему и идею текста. Найдите в тексте однородные члены предложения.
Карточка для слабых обучающихся
Спишите сложное предложение, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
Год за годом все меньше и меньше остаёт. . ся возле с. . лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече. . ые сучья. (Г. Скрибицкий)
Каждое лето под высоким к. . рнизом дома в котором проходило мое де. . ство бел. . грудые веселые ласточ. . ки л. . пили свои гнезда. (И. Соколов - Микитов)
Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв. . тущих одуван. . чиков. (М. Пришвин)
1 предложение – сложносочиненное (ССП)
2 предложение – сложноподчиненное (СПП)
3 предложение – бессоюзное сложное (БСП)
Задание. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.
1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.
2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)
3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)
4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)
Задание
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы.
С каждым ч..сомноч..холоде..т. К ра(с/сс)вету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. Полотнища палатки чуть - чуть провиса..т и трава седе..т от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже нал..вается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив уже меркнут звёзды.
Поэтическая пятиминутка
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
И.Бунин
Выпишите из текста словосочетания с эпитетами.
А есть ли в тексте метафоры. Назовите их.
Цифровой диктант
Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью.
Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили.
Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал.
Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью.
Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик.
После обеда затянулось небо(?) и был дождь.
Ответ: 1 - , 2 + , 3 - , 4 +- , 5 +, 6 -.
Работа за компьютером, тренажер по русскому языку.
Задание
Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы.
Осенью в городе.
Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собиралисьдачники группами. Их было видно издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало
густым ароматом осени падающими золотыми листьями.Была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето.
Трещали рассыпались в воздухе мелкие искры.
Синтаксический разбор предложений.
1) Многие считали, что прототипом Фамусова является дядя
Грибоедова, Алексей Федорович.
[...глаг.], (союз что...) - изъяснительное.
2) Однако характер Фамусова так типичен, что в нем узнавались
черты многих московских бар.
[… так + крат, прилаг.], (союз что...) - прид. степени.
3) Лицом, на которое указывали как прототип Чацкого, был Петр
Яковлевич Чаадаев.
[... сущ., (союзн. сл. которое...),...] -придат. опред.
4) Однажды в Москве Грибоедов сам попал в ситуацию, сходную
с той, которая изображена в пьесе.
[... сущ + указ сл.], (союзн. сл. которая...) - прид. опред.
5) По Москве быстро распространился слух, что Грибоедов
сошел с ума.
[... сущ], (союз что...) - прид. опред.
6) Встревоженные друзья поспешили его навестить, чтобы
проверить справедливость слуха.
[… глаг.], (союз чтобы...) - придат. цели.
Исследовательская работа по группам.
• Класс делится на 5 групп.
• Каждая группа анализирует текст на карточке.
• Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
• (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Тексты
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Примерный ответ:
• Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение ( на цыплёнка похож ), слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растёт ). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
• СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
• Схема: […глаг…], (будто…).
• СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).
• Схема: […кр.прил…], (когда…).
Официально-деловой стиль
Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.
6 октября 1998 г. Петров.
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой)
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого обучающегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский.
Задания:
• 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
• 2.Составьте схему 8 предложения.
• 3.Объясните значение слова бард.
• 4. Выпишите частицы из предложения №12.
• 5. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.
Домашнее задание.
Списать, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.
Марина Цв..таеваож..вила пис(?)менный стол сравнил… с деревом весной – с его живой корой со слезами см..лы с игрой л..ствы. Живое дерево самажиз(?)нь но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.
• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
Рефлексия.
Итог урока.
1. В чём же своеобразие ССП,СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки обучающимся за урок.
Дополнительные задания к уроку:
Определите виды придаточных
Предложения:
• Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Петухи дерутся, так что перья летят.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
• Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
• Мне грустно, потому что я тебя люблю.
• Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы.
1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играютсвирели. (В. Высоцкий, 1970г)
5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
Задание №2
1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?
5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
9. Отвечают на вопрос с какой целью?
10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
11. Присоединяются союзом так что.
12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)
13. Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они
Самостоятельная работа
Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.
Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
Место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило, называется _____________.
________ и __________- главный член предложения.
Они составляют____________ предложения.
Второстепенный член предложения, который обозначает ________, согласуется с подлежащим или дополнением и отвечает на вопросы ________, называется определением.
Обстоятельство – это ________член предложения, который обозначает, как, когда, где совершается действие, и отвечает на вопросы _______.
Обращения называют того, к кому ________.
В простом предложении_________ грамматическая __________.
В сложном предложении - _________,в отличие от простого.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Все хорошие фотографы и кин_операторызнают что сущ_ствует закон кадра.
Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредо-точ_(н,нн)ымвн_маниемвоспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.
Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находиться, тся) голуб_ватаяд_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_дла-га_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.
Но мы же и без того ею любу_емся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.
Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циальнопостро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.(В.СОЛОУХИН).
Выполните следующие задания.
I. Восприятие текста. 1. Выразительно прочитайте текст. 2. Определите стиль речи.
3. Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи? 4. Найдите тезис, его обоснование, вывод. II. Анализ языковых единиц.
1. Найдите в тексте слово, суффикс которого придает слову лексическое значение «немножко, слегка». Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова? 2. Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы. 3. Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются. Объясните их образование.
Океан удивительный. Он бывает и ласковым, и вкрадчивым, сердитым, гневным, капризным. Вот океан нежится на солнце. Океан ненадолго засыпает. Лёгкий ветер вспенивает поверхность воды, будит волны, рябит.
Вскоре всё затихает. Необозримая гладь дышит спокойно. Океан очаровывает, притягивает, манит, зовёт путешественников.
Задание № 1
Прочитайте предложения, выделите в них грамматическую основу.Чем в каждом предложении выражено подлежащее?
Окрасился месяц багрянцем.
Мы радуемся утру и солнцу веселому.
Жить – Родине служить.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря.
Задание № 2
Прочитайте текст. Выпишите грамматическую основу предложений.
Чем выражены в предложениях подлежащие?
Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.
(поК.Паустовскому)
котова татьяна михайловна