Урок русского языка в 4 классе на тему «Синтаксический разбор предложений»
Тема: Синтаксический разбор предложений .
Цель: формирование умений выполнять синтаксический разбор предложения.
Задачи: 1) Закрепить умения находить грамматическую основу, однородные члены предложения, графически их обозначать.
2) Развивать умение применять полученные знания на практике.
3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Личностные: Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практический деятельности; вырабатывают адекватную позицию самооценку; проявляют интерес к учебному материалу, освоению новых действий.
УУД:
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных ,несущественных).
Регулятивные: осмысливают учебный материал; учитывают выделенные учителем ориентиры действий; работают по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывают свою учебную деятельность.
Коммуникативные: оперируют монологической и диалогической формой речи; осуществляют отбор соответствующих языковых средств при сравнении отличительных признаков объектов; соблюдают орфографические нормы написания.
Тип урока: закрепление полученных знаний
Оборудование:
Компьютер, презентация к уроку.
Карточки-задания для индивидуальной, самостоятельной работы и работы в группах.
Осенние листочки , осеннее дерево для рефлексии.
Ход урока
Орг.момент. (1 мин.)
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, вы любите преодолевать трудности?
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А какое настроение у вас сейчас?
-Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение.
- Вижу, что настроение у вас отличное.. (хорошее) и все готовы к работе.
-Откройте пожалуйста рабочие тетради и запишите число, классная работа.
Минутка чистописания (4 мин.)
-Спишите предложение каллиграфический вставьте пропущенные буквы и объясните.
-Что значит каллиграфически?
Ветер н…сёт опавшие лист…я по тр…пинкам и доро…кам.
-Проверим….Внимание на экран.
-О каком времени года говорится в предложении?
- Кто из поэтов очень сильно любил осень?
- Как он говорил о ней в своем стихотворении? (Но мне она мила, читатель дорогой. Из годовых времён я рад лишь ей одной).
- Почему листья осенью опадают? (Потому что, в листьях накапливаются вредные вещества. Сбрасывая их, дерево избавляется от загрязнений, чтобы весной вырастить новые, чистые и здоровые листики).
Оцените пожалуйста на полях свою работу….
Словарная работа. (5 мин.)
-Раз мы говорим о осени, значит сегодня на уроке мы будем путешествовать с осенью.
- Ветер разбросал по классу словарные слова, вам надо их собрать. Откройте пожалуйста свои словарики и запишите...
1 группа собирает существительные 1 склонения,
2 группа существительные 2 склонения,
3 группа существительные 3 склонения.
-Та группа которая будет готова, покажите свою готовность.
-Оцените пожалуйста свою работу. Если вы записали все словарные слова и подчеркнули орфограммы, и у вас все правильно, поднимите зеленые листики, если есть ошибки, поднимите желтые листочки….
Формулирование темы и цели урока (5 мин.)
- Что вы видите на доске?
Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми листочками.
-Что можно сделать из этих слов?
-Составьте предложение.
-Запишите!
-Что мы можем сделать с этим предложением? (разобрать и дать характеристику).
-Какие бывают предложения? ( повествовательные, побудительные и вопросительные).
- А какие по интонации бывают слова?(восклицательные и невосклицательные)
-А сейчас ребята мы поработаем в группах. Внимание на доску. Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий.
-Какая команда выполнит, покажите свою готовность.
-Какое предложение у вас получилось?
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги искверы.
- Кто может дать характеристику предложению?(повествовательное,невосклицательное)
- Так чем мы будем заниматься на уроке?(выполнять синтакс.разбор).
-Значит тема нашего урока?(синт.разбор пред)
-Что бы правильно выполнить синтаксический разбор,что мы должны знать?(виды предложений,главные и второстепенные члены предложений,находить грамматическую основу)
-Какие цели мы поставим перед собой?
Физминутка (1 мин.)
-Отгадайте загадку.
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок
Щеки набивает так
Это делает ……
4. Работа по теме.(12 мин.)
- Давайте вспомним алгоритм синтаксического разбора предложений.
-А, что же такое алгоритм?(порядок действия выполнения заданий).
-Памятка у вас на столах.
- У вас на столе лежат карточки, определите цель высказывания и интонацию предложений.
-Работаем в группах, та группа которая будет готова, покажите свою готовность.
- Я предлагаю поставить знаки препинания в конце предложения и плюсиком отметить какое это предложение по цели высказывания.
.
-А сейчас откройте пожалуйста учебники. Урок 27 упр1.
-Прочитайте задание.
-Запишите предложения и разберите их по членам предложения.
-Поменяйтесь тетрадками и оцените работу соседа,поставьте карандашом отметку.
Домашня работа.(Придумайте 3 предложения и сделайте «Синтак.разбор предл.)Пользуясь алгоритмом.
6.Рефлексия
- Какая тема была у нас сегодня на уроке?
-Какие цели мы преследовали?
-Что вы можете сказать о своей работе?
7. Итог.
- Кому тема показалась понятной, повесите на дерево зеленый листок, кто испытывал небольшие трудности желтый, а кто ничего не понял красный.