Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Изложение повествовательного текста»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России».
Тема: Изложение повествовательного текста.
Тип урока: Урок развития речи.
Цель урока: Образовательная. Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания; знать письменное изложение повествовательного текста-образца по составленному плану; уметь составить план текста, подбирать заголовок к тексту; научить писать изложение, проверять написанное.
Воспитательная. Воспитывать желание уважать подвиг солдата, понимать и принимать всё живое в любых условиях.
Развивающая. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, умение передавать последовательность событий.
Предметные понятия (в соответствии с ФГОС): Текст. Главная мысль. Части текста. План текста.
Материал к уроку: учебник В.П. Кананкиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс, часть 2, с. 133.
Ход урока
Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте ребята! Наш урок я начну со стихотворения Натальи Багрянской,
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
- Ребята, чем вам понравилось стихотворение? (ответы детей)
- К чему призывает нас автор? (ответы детей)
- Кого мы считаем добрым? (ответы детей)
- Какими качествами должен обладать добрый человек? (ответы детей)
2. Вступительная беседа.
- Как вы думаете, были ли добрыми эти люди:
(показываются фотографии солдат Отечественной войны.. автомат, ручной пулемёт)
- Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.
- Как вы думаете, возможно ли в такое тяжелое и страшное время не потерять добрых душевных качеств? Об этом мы сегодня прочитаем…
3.Чтение текста учащимися. Дети, откройте 133 страницу учебника и прочитайте про себя текст (упр. 242.)
4. Оценка первичного восприятия и содержательный анализ текста.
– Чем понравился текст?
- Почему упало гнездышко?
- Что сделал с гнездышком солдат? Почему он это сделал?
- Куда отправился солдат после того, как прикрепил гнездышко?
- Что вы можете сказать об этом солдате? Какой он человек? Обратите внимание, что даже в таких жестоких и тяжёлых условиях он не потерял самого главного – человечности и доброты, способности сопереживать и помогать всему живому. Он сохранил жизнь…
- О чем этот текст? Озаглавьте его.
5. Целеполагание.
- Какие речевые умения мы можем совершенствовать, работая с текстом. Определите цели работы
6.Анализ текста (структуры и языка)
- Какой тип текста? (Перед нами текст-повествование.) Докажите.
- Если это текст-повествование, то сколько в нем частей?
- Прочитайте вступление
- Из чего стрелял солдат?
- Что значит ручной пулемёт? (Его носят в руках. Он тяжел.)
- Как помогает себе солдат – пулемётчик в бою? Что он делает с пулемётом? Запишем: приложил к берёзе
Почему солдат приложил пулемёт к березе? (Потому что держать его в руках было тяжело).
Озаглавьте первую часть и расскажите её.
Прочитайте основную часть.
- Почему мина сбила гнездышко?
- Кого она могла убить?
- Что стало толчком для сокрушительной силы мины? В чем состоит сокрушительная сила мины? (разрывается на осколки. Каждый осколок смертелен для человека. Запишем – разорвалась мина.
- Какой вред нанесла мина? Запишем: осколком отбило ветку
- Кто от этого пострадал?
- Докажите, что соловушка очень переживала за деток.
- Почему бой утихал? Я сказала утихал, а как сказано в тексте?
Запишем слова – отдалялся.
- Зачем солдат прикрепил гнёздышко к другой ветке?
Озаглавьте эту часть и расскажите её, пользуясь опорными словами.
- Чем заканчивается текст?
- Зачем солдат пошел туда, где шёл бой.
Озаглавьте и эту часть. Расскажите её.
Учитель на доске чертит вспомогательную таблицу:
1. |
Шёл бой |
приложил пулемёт; |
2. |
Проявление доброты |
разорвалась мина; осколком отбило ветку; кружилась над птенчиками; бой отдалялся, прикрепил к другой ветке |
3. |
Солдат ушёл |
ушёл туда, где гремел бой; |
7.Орфографическая подготовка
- Ребята, прочитайте ещё раз текст, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом орфограммы. Объясните их. Найдите среди них слова с безударными гласными в корне и объясните их написание(молодой, солдат, недалеко, разорвалась, осколок, соловьиный, отдалялся, прикрепил, гремел) .
Найдите слова с приставками (приложил, разорвалась, отбило, отступил, отдалялся, подошёл, поднял, прикрепил). Объясните написание приставок
Слова с суффиксами (гнездышко, птенчики, тревожно). Объясните их написание.
8. Чтение текста учителем.
9. Изложение.
Кадырова Ольга Игоревна
Адамова Нарема Семедовна