Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Изложение повествовательного текста»

7
2
Материал опубликован 10 July 2017 в группе

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России». 

Тема: Изложение повествовательного текста.

Тип урока: Урок развития речи.

Цель урока: Образовательная. Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания; знать письменное изложение повествовательного текста-образца по составленному плану; уметь  составить план текста,  подбирать заголовок к тексту; научить писать изложение, проверять написанное.

Воспитательная. Воспитывать желание уважать подвиг солдата, понимать и принимать всё живое в любых условиях.

Развивающая. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, умение передавать последовательность событий.

Предметные понятия (в соответствии с ФГОС): Текст. Главная мысль. Части текста. План текста.

Материал к уроку: учебник В.П. Кананкиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс, часть 2, с. 133.

Ход урока

Организация класса. Эмоциональный настрой на урок. 

Здравствуйте ребята! Наш урок я начну со стихотворения Натальи Багрянской,

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!

- Ребята, чем вам понравилось стихотворение? (ответы детей)

- К чему призывает нас автор? (ответы детей)

- Кого мы считаем добрым? (ответы детей)

 - Какими качествами должен обладать добрый человек? (ответы детей)

2. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, были ли добрыми эти люди:

(показываются фотографии солдат Отечественной войны.. автомат, ручной пулемёт)

- Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.

- Как вы думаете, возможно ли в такое тяжелое и страшное время не потерять добрых душевных качеств? Об этом мы сегодня прочитаем…

3.Чтение текста учащимися. Дети, откройте 133 страницу учебника и прочитайте про себя текст (упр. 242.)

4. Оценка первичного восприятия и содержательный анализ текста.

– Чем понравился текст?

- Почему упало гнездышко?

- Что сделал с гнездышком солдат? Почему он это сделал?

- Куда отправился солдат после того, как прикрепил гнездышко?

- Что вы можете сказать об этом солдате? Какой он человек? Обратите внимание, что даже в таких жестоких и тяжёлых условиях он не потерял самого главного – человечности и доброты, способности сопереживать и помогать всему живому. Он сохранил жизнь…

- О чем этот текст? Озаглавьте его.

5. Целеполагание.

- Какие речевые умения мы можем совершенствовать, работая с текстом. Определите цели работы

6.Анализ текста (структуры и языка)

- Какой тип текста? (Перед нами текст-повествование.) Докажите.

- Если это текст-повествование, то сколько в нем частей?

- Прочитайте вступление

- Из чего стрелял солдат?

- Что значит ручной пулемёт? (Его носят в руках. Он тяжел.)

- Как помогает себе солдат – пулемётчик в бою? Что он делает с пулемётом? Запишем: приложил к берёзе

Почему солдат приложил пулемёт к березе? (Потому что держать его в руках было тяжело).

Озаглавьте первую часть и расскажите её.

Прочитайте основную часть.

- Почему мина сбила гнездышко?

- Кого она могла убить?

- Что стало толчком для сокрушительной силы мины? В чем состоит сокрушительная сила мины? (разрывается на осколки. Каждый осколок смертелен для человека. Запишем – разорвалась мина.

- Какой вред нанесла мина? Запишем: осколком отбило ветку

- Кто от этого пострадал?

- Докажите, что соловушка очень переживала за деток.

- Почему бой утихал? Я сказала утихал, а как сказано в тексте?

Запишем слова – отдалялся.

- Зачем солдат прикрепил гнёздышко к другой ветке?

Озаглавьте эту часть и расскажите её, пользуясь опорными словами.

- Чем заканчивается текст?

- Зачем солдат пошел туда, где шёл бой.

Озаглавьте и эту часть. Расскажите её.

Учитель на доске чертит вспомогательную таблицу:


 

1.


 

Шёл бой


 

приложил пулемёт;


 

2.


 

Проявление доброты


 

разорвалась мина; осколком отбило ветку; кружилась над птенчиками; бой отдалялся, прикрепил к другой ветке


 

3.


 

Солдат ушёл


 

ушёл туда, где гремел бой;


 

7.Орфографическая подготовка

- Ребята, прочитайте ещё раз текст, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом орфограммы. Объясните их. Найдите среди них слова с безударными гласными в корне и объясните их написание(молодой, солдат, недалеко, разорвалась, осколок, соловьиный, отдалялся, прикрепил, гремел) .

Найдите слова с приставками (приложил, разорвалась, отбило, отступил, отдалялся, подошёл, поднял, прикрепил). Объясните написание приставок

Слова с суффиксами (гнездышко, птенчики, тревожно). Объясните их написание.

8. Чтение текста учителем.

9. Изложение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Текст хороший, для воспитательных целей!!!

10 July 2017

Интересный материал.Спасибо

20 July 2017

Похожие публикации