Русский язык, 4 класс
Тема: «Изложение повествовательного текста».
Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике.
Цель: научить записывать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.
Задачи:
- образовательные: создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении, совершенствовать умение подразделять текст на микротемы;
- развивающие: способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста, дать возможность проявить творческие способности;
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, культуре родной речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).
Коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | – Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. | Садятся. |
Целеполагание | – Сегодня на уроке развития речи мы с вами будем писать изложение, а о ком оно будет, вы узнаете из загадки: Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это — … (кот). – Сегодня на уроке будем учиться писать подробное изложение по плану. Какую цель на урок для себя поставим? Что для этого будем делать? |
– Кот
- формулируют цель урока, под руководством учителя определяют задачи урока |
Работа по теме урока | Организует работу над текстом. Задает вопросы. – Евгений Иванович Чарушин написал рассказ о коте Епифане. Наша задача – проанализировать текст.
– Мы прочитали отрывок из рассказа Евгения Чарушина «Кот Епифан». Подберите заголовок. – Как вы думаете, какой это тип текста? – Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. Докажите, что это повествовательный текст.
– Верно, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга. - Определи тип текста, тему и главную мысль. - Что делал старик и кот Епифан? - Какой случай произошел с ними на рыбалке? - Куда исчез кот Епифан? - Как стали ловить рыбу старик и кот Епифан? | Дети выразительно воспроизводят текст, остальные следят. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и основную мысль текста. Подбирают заголовок. Указывают тип текста.
– «Необычная рыбалка», «Кот Епифан на рыбалке»
– это повествовательный текст – в тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, о последовательных событиях. К такому типу текста можно поставить вопрос: что происходит сначала, потом и в конце? |
Работа по составлению опорного плана для написания изложения | Работа по составлению плана текста. – Сколько частей (абзацев) в этом тексте? (Четыре абзаца.) – Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? – Определите мысль каждого абзаца. – Составьте план текста. – Предлагаю лучшие варианты пунктов плана вынести на доску.
Организую лексико-орфографическую работу по тексту изложения. – Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «кот», «старик». | Делят текст на части. Определяют микротему каждого абзаца. Составляют план текста, работая в парах и самостоятельно. Зачитывают варианты пунктов плана. Примерный план: 1. Рыбалка 2-3. Умный Епифан 4. Два рыбака
Объясняют написание изученных орфограмм, запоминают Подбирают синонимы к словам. Кот – Епифан, он, хитрец. Старик – рыбак, он. |
Пересказ всего текста | – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Давайте выберем опорные слова к каждой части плана.
– Перескажите текст по плану, используя опорные слова | Называют опорные слова по тексту. Удил рыбу, сидел рядом, выдернул из воды, далеко на плотах, лежит на бревне, опустил лапу, плывут стайкой, подцепил когтями, ловят врозь. Несколько учеников пересказывают текст изложения |
Письменное изложение текста. | – Закройте учебники. Перед вами карточки с опорными словами, слова на доске, не забудьте о 4-х красных строках и начинайте писать. | Самостоятельно записывают текст изложения в тетрадях |
Самопроверка по учебнику | – Откройте учебник и проверьте ваше изложение на ошибки. – Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа? – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать? - Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Было интересно… • Своей работой на уроке я… • Материал урока мне был… |
Итог урока. Рефлексия. | – Какой урок мы провели? – Что вы писали? - Молодцы, сдаем тетради, на следующем уроке я сообщу оценки по изложению. Спасибо за урок, до свидания! | – урок развития речи – изложение повествовательного текста
|