12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сугак Людмила Андреевна19

Урок № 27           9 класс       рус. язык                дата: _________

 

Тема:  Контрольное изложение № 2

Цель: 

Образовательная: проверить уровень сформированности умений учащихся 9 класса писать изложение;

Развивающая: развивать усидчивость, аккуратность в оформлении контрольных работ;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к матери.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний

Оборудование: текст изложения

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.
«Микрофон»

Что, по вашему мнению, означает выражение «Счастье матери, как маяк, освещает будущее, но отражается и на прошлом под видом воспоминаний» (Оноре де Бальзак)?

III. Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Учитель Изложение – традиционная форма учебной деятельности.

Популярность изложения объясняется, прежде всего, тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему.

В этом отношении изложение занимает как бы промежуточное положение между сочинением и диктантом, по отдельным позициям уступая им, но — как синтетическая форма — во многом их превосходя.

Во-первых, изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.

Во-вторых, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без всякого сомнения, способствует формированию определённых речевых навыков и — шире — того, что мы называем культурой речи.

IV. «Открытие нового знания»

Вступительное слово учителя

Чтение учителем текста изложения

Работа над содержанием текста.

3.1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

3.2. Разделите текст на части и озаглавьте их.

3.3. Частичный лингвистический и стилистический анализ текста

3.4. Прочитайте памятку «Как совершенствовать написанное».

Коллективная работа над составлением плана контрольного изложения.

Повторное чтение текста учителем. Написание изложения

 

Письменное изложение.

 

Накануне Рождества, перебирая старые мамины письма, я вспомнил одну историю, которую она мне время от времени рассказывала.

Я был желанным ребенком: дедушка с бабушкой, папа и даже сводная сестра не чаяли во мне души, а уж мама просто пылинки сдувала со своего единственного сына!

Мама начинала работать очень рано и перед работой должна была отвозить меня в детский сад «Дубки», расположенный недалеко от Тимирязевской академии. Чтобы успеть на работу, мама ездила на первых автобусах и трамваях, которыми, как правило, управляли одни и те же водители. Мы выходили с мамой из трамвая, она доводила меня до калитки детского сада, передавала воспитательнице, бежала к остановке и ... ждала следующего трамвая.

После нескольких опозданий ее предупредили об увольнении, а так как жили мы, как и все, очень скромно и на одну папину зарплату прожить не могли, то мама скрепя сердце придумала решение: выпускать меня одного, трехлетнего малыша, на остановке в надежде, что я сам дойду от трамвая до калитки детского садика.
У нас все получилось с первого раза, хотя эти секунды были для нее самыми длинными и ужасными в жизни. Она металась по полупустому трамваю, чтобы увидеть, вошел ли я в калитку или еще ползу, замотанный в шубку с шарфиком, валенки и шапку.

Через какое-то время мама вдруг заметила, что трамвай начал отходить от остановки очень медленно и набирать скорость только тогда, когда я скрывался за калиткой садика. Так продолжалось все три года, пока я ходил в детский сад. Мама не могла, да и не пыталась найти объяснение такой странной закономерности. Главное, что ее сердце было спокойно за меня.

Все прояснилось только через несколько лет, когда я начал ходить в школу. Мы с мамой поехали к ней на работу, и вдруг вагоновожатая окликнула меня: «Привет, малыш! Ты стал такой взрослый! Помнишь, как мы с твоей мамой провожали тебя до садика...?»

Прошло много лет, но каждый раз, проезжая мимо остановки «Дубки», я вспоминаю этот маленький эпизод своей жизни, и на сердце становится чуточку теплее от доброты этой женщины, которая ежедневно, абсолютно бескорыстно, совершала одно маленькое доброе дело, просто чуточку задерживая целый трамвай, ради спокойствия совершенно незнакомого ей человека!

V. Самопроверка.

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и цели».


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.