12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирносова Ольга Ивановна19

Конспект урока: «Волшебница ОСЕНЬ»

Цели:

Показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, умения употреблять прилагательные в речи, формировать навыки правописания падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование: иллюстрации на тему осени (на доске), альбом П.И. Чайковского « Времена года»

Ход урока

Есть в осени первоначальной                                                                                      Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

 

(Ф. Тютчев)

Организационный момент.

 

- Улыбнемся друг другу, начинаем урок.

 

Целевая установка. Сообщение темы урока.

 

Слово учителя.

 

- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

 

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ...

(Осень)

 

( Открыть запись на доске)

 

Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.

 

Слово учителя.

- Молодцы ребята, на уроке мы будем говорить об осени. Понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вы напишите сочинение-описание « В чем красота русской осени». А чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.

 

- Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату.

 

- На доске записаны предложения, прочтите их.

 

 

Пришла осень. Моросят дожди. Подули ветры. Ветер срывает листья с деревьев.

 

- Удачные записаны предложения на доске?

- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?

 

- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись.

 

Можете использовать рабочие материалы к сочинению.

 

- Какой текст у вас получился? Зачитайте.(2-3 пары.)

 

- У кого интереснее и почему?

 

Вывод. Благодаря прилагательным возможны различные варианты предложений.

 

- Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

 

- Запишите предложения по членам предложения и по частям речи (работа у доски)

 

Осенью лес сияет яркими красками.

 

С берез падают легкие золотые листья.

 

Как красив осенью русский лес!

 

Вывод. Имена прилагательные в предложении могут быть и определениями, и сказуемыми.

 

4. Работа над содержанием стихотворения Б.Л. Пастернака « Золотая осень».

 

-Богатство и разнообразие прилагательных помогают писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Стихотворение Б. Пастернака « Золотая осень»

Завораживает читателя. В нем поэт делится своими впечатлениями. ( Иллюстрация.)

Ребята, я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.

Чтение стихотворения « Золотая осень» учителем.

Словарная работа.

Чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», « сокровищ каталог»

- О чем рассказал Б. Пастернак в своем произведении?

- Что так сильно поразило поэта?

- Какое у вас было ощущение?

Физкультминутка

Выборочное чтение.

 

- Прочитайте, как изменились деревья с приходом осени.

- Как преобразился этот уголок природы описанный поэтом?

- Какую словесную картину можно нарисовать?

- Как вы думаете, нравится ли Б. Пастернаку осень?

- Найдите имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?

Беседа о золотой осени.

Еще встречаются в поле красные головки клевера и белые венчики ромашки, а в садах и скверах – хризантемы, маргаритки, отцветают георгины. Вся природа готовится к холодному времени года – зиме. Но пока на улице осень со своей неповторимой красотой. И такую красоту мы можем видеть именно осенью.

- Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осенней природы.

Сентябрь.
Сыплет дождик большие горошины, 
Рвется ветер, и даль нечиста. 
Закрывается тополь взъерошенный 
Серебристой изнанкой листа…

(Н. Заболоцкий)
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

( Ф.Тютчев)

Осень только взялась за работу...
Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?

М. Алигер)

-А сейчас прослушайте запись пьесы П.И. Чайковского « Октябрь»

- Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?

5. Работа над текстом сочинения.

Учитель.

- Закройте глаза и попытайтесь представить представить себе картину золотой осени.

- Запишите тему сочинения.

-Перед нами стоит задача – описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в сочинении?

Что можно сказать:

А )об осени;

б) о небе;

в) о листьях;

г) о ветре, о воздухе, о дожде?

- Что вам нравится в ясную погоду?

- Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?

- Из каких частей должно состоять сочинение? (ответы уч-ся)

- О чем вы напишите в 1 части ? Как можно ее назвать?

- О чем вы напишите во 2 части? Как ее озаглавить?

- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?

Физкультминутка

- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. /Зачитать/

Обратите внимание на место и запись эпиграфа.

 

- Я вам рекомендую свой план , но вы можете его изменить.

 

План

 

Вот и осень пришла.

 

Красота осени.

 

а) Небо.

б) Ковер из листьев.

в)Лес осенью.

 

За что я люблю осень.

 

Итог урока.

Слово учителя.

- Так в чем же красота «золотой осени»? Слова какой речи помогли вам выразить эту красоту? (ответы уч-ся)

- Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.

Молодцы ребята!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.