Конспект урока по русскому языку «Волшебница Осень»
Конспект урока: «Волшебница ОСЕНЬ»
Цели:
Показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, умения употреблять прилагательные в речи, формировать навыки правописания падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе и бережного к ней отношения.
Оборудование: иллюстрации на тему осени (на доске), альбом П.И. Чайковского « Времена года»
Ход урока
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
(Ф. Тютчев)
Организационный момент.
- Улыбнемся друг другу, начинаем урок.
Целевая установка. Сообщение темы урока.
Слово учителя.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...
(Осень)
( Открыть запись на доске)
Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.
Слово учителя.
- Молодцы ребята, на уроке мы будем говорить об осени. Понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вы напишите сочинение-описание « В чем красота русской осени». А чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.
- Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату.
- На доске записаны предложения, прочтите их.
Пришла осень. Моросят дожди. Подули ветры. Ветер срывает листья с деревьев.
- Удачные записаны предложения на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?
- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись.
Можете использовать рабочие материалы к сочинению.
- Какой текст у вас получился? Зачитайте.(2-3 пары.)
- У кого интереснее и почему?
Вывод. Благодаря прилагательным возможны различные варианты предложений.
- Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
- Запишите предложения по членам предложения и по частям речи (работа у доски)
Осенью лес сияет яркими красками.
С берез падают легкие золотые листья.
Как красив осенью русский лес!
Вывод. Имена прилагательные в предложении могут быть и определениями, и сказуемыми.
4. Работа над содержанием стихотворения Б.Л. Пастернака « Золотая осень».
-Богатство и разнообразие прилагательных помогают писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Стихотворение Б. Пастернака « Золотая осень»
Завораживает читателя. В нем поэт делится своими впечатлениями. ( Иллюстрация.)
Ребята, я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.
Чтение стихотворения « Золотая осень» учителем.
Словарная работа.
Чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», « сокровищ каталог»
- О чем рассказал Б. Пастернак в своем произведении?
- Что так сильно поразило поэта?
- Какое у вас было ощущение?
Физкультминутка
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как изменились деревья с приходом осени.
- Как преобразился этот уголок природы описанный поэтом?
- Какую словесную картину можно нарисовать?
- Как вы думаете, нравится ли Б. Пастернаку осень?
- Найдите имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?
Беседа о золотой осени.
Еще встречаются в поле красные головки клевера и белые венчики ромашки, а в садах и скверах – хризантемы, маргаритки, отцветают георгины. Вся природа готовится к холодному времени года – зиме. Но пока на улице осень со своей неповторимой красотой. И такую красоту мы можем видеть именно осенью.
- Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осенней природы.
Сентябрь.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа…
(Н. Заболоцкий)
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
( Ф.Тютчев)
Осень только взялась за работу...
Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
М. Алигер)
-А сейчас прослушайте запись пьесы П.И. Чайковского « Октябрь»
- Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?
5. Работа над текстом сочинения.
Учитель.
- Закройте глаза и попытайтесь представить представить себе картину золотой осени.
- Запишите тему сочинения.
-Перед нами стоит задача – описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в сочинении?
Что можно сказать:
А )об осени;
б) о небе;
в) о листьях;
г) о ветре, о воздухе, о дожде?
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?
- Из каких частей должно состоять сочинение? (ответы уч-ся)
- О чем вы напишите в 1 части ? Как можно ее назвать?
- О чем вы напишите во 2 части? Как ее озаглавить?
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?
Физкультминутка
- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. /Зачитать/
Обратите внимание на место и запись эпиграфа.
- Я вам рекомендую свой план , но вы можете его изменить.
План
Вот и осень пришла.
Красота осени.
а) Небо.
б) Ковер из листьев.
в)Лес осенью.
За что я люблю осень.
Итог урока.
Слово учителя.
- Так в чем же красота «золотой осени»? Слова какой речи помогли вам выразить эту красоту? (ответы уч-ся)
- Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.
Молодцы ребята!