Календарно-тематическое планирование «Волшебница осень»
Тема недели «Волшебница осень (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственные промыслы)»
Цель: укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии; закрепить знания о наиболее типичных особенностях ранней осени, о явлениях осенней природы, сельскохозяйственных промыслах и осеннем урожае; вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту осенней природы
Итоговое мероприятие. Выставка поделок «Осень урожайная».
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Понедельник 18 сентября |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки». Коммуникативная д-ть. О праздновании юбилея города Томска в прошедшие выходные. Цель: воспитывать любовь к городу, в котором живем. Познавательно- исследовательская д-ть Рассказывание детям о ранней осени и сентябре — первом осеннем месяце: «Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг» |
Игровая д-ть. Экологическая игра «Детки на ветке» с детьми Дарьей Д. и Мишей Ж. |
Коммуникативная д-ть Упражнение «Найдите ошибку». (приметы ранней осени) Эл.быт.труд. Уборка игрушек на место после игр. ВХЛ Чтение отрывка из рассказа М. Пришвина «Золотые рощи» |
Коммуникативная д-ть Рассмотреть с детьми иллюстрации в книжном уголке с видами родного города (центр города, самые известные достопримечательности города Томска). Цель: воспитывать гордость за город, в котором живем. Игровая д-ть. Игры с мозаикой Цель: развивать мелкую моторику |
ННОД |
Физическое развитие. По плану инструктора по физическому воспитанию Социально-коммуникативное развитие |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за птицами. Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям). (картотека № 16 сентябрь). Обратить внимание на здание детского сада. Предложить детям найти окна своей группы, музыкального зала, кухни. Спросить, почему так много окон, дверей. ВХЛ. Разучивание с детьми народных примет, поговорок и пословиц: • Приметы: птицы запели в дождь — к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде. • Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта. |
Познавательно- исследовательская д-ть Уточнение знаний о временах года с Кирой Х., Викой Л. и Ярославом К. |
Игровая д-ть. Д/игра «Какое время года?». Двигательная д-ть. П/игра «Пчелки и ласточка» |
Эл.быт.труд. Помочь собрать игрушки детям младшей группы. Игровая д-ть. Игры с листочками |
|
Вечер |
Игровая д-ть. Упражнение «Скажите ласково». Пример: дождь - дождик, птица - птичка. Солнце- ... (солнышко), туча - ... (тучка), цветок - ... (цветочек), лист - ... (листочек). ВХЛ Чтение произведения Е.Чарушина «Лисята». Цель: познакомить с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных. |
Изобразительная д-ть Закрепление с детьми Ромой К. и Викой К. приема примакивания в рисовании листочков |
Коммуникативная д-ть Вопросы по содержанию: - Как звери будут спасаться от холода? - Что будут делать птицы в холода? - Чем будут питаться птицы, когда не будет насекомых? - Как звери и птицы преодолеют скуку? - Какие звери и птицы разговаривают с Вороном? - Как люди спасаются от холода? - Боятся ли люди мрачных туч, дождей? Почему? |
Музыкальная д-ть. Выполнение детьми движений с осенними листочками под звуки песни «Осень» (муз.Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина) (кружатся, садятся на корточки, поднимают листочки вверх и машут ими). |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за птицами. Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям). (картотека № 16 сентябрь). |
Познавательно- исследовательская д-ть Обучение нахождению растений по описанию детей Егора К., Макара К. и Светланы К. |
Игровая д-ть. Д/игра «Что это за птица?». (приложение) ВХЛ Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова |
Двигательная д-ть. Самостоятельные игры детей с мячом |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вторник 19 сентября |
Утро |
Двигательная д-ть Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки». Коммуникативная д-ть. Вопросы: «На улице сейчас жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Они стали одеваться теплее?» Игровая д-ть. Д/упражнение «Описание овощей». Цель: учить правильно описывать признаки овощей (форма, цвет, вкус, плотность) ВХЛ Чтение произведения Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных. |
Познавательно- исследовательская д-ть Обучение выкладыванию фигур из счетных палочек детей Федора К. и Ромы Л. Цель: развивать логическое мышление |
Игровая д-ть Игра «Отгадай» (овощи). Цель: учить описывать предмет не называя его. Двигательная д-ть Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот» Цель: формирование умения координировать речь и движение, развитие мелкой моторики пальцев рук. |
Изобразительная д-ть Лепка «Корзинка с овощами». Цель: развивать воображение и мелкую моторику рук. Игровая д-ть. Игры со строительным материалом «Кубики для всех» Цель: развивать умение называть игру, в которую играют. |
ННОД |
Познавательное развитие (развитие математических представлений). Художественно-эстетическое развитие (Музыкальное). По плану музыкального руководителя |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за растениями цветника. Цели: воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их; воспитывать добрые отношения к людям и желание делать им приятное. (картотека № 17 сентябрь). Двигательная д-ть. П/игра «Песенка стрекозы». Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений ВХЛ Разучивание с детьми народных примет: много ягод в сентябре на рябине - к лютой зиме; с сентября и лист на деревьях не держится Цель: учить соотносить факты с имеющимся жизненным опытом. |
Игровая д-ть. Игра «Найди, о чем расскажу» с детьми Олей П. и Настей Ч. Цель: развивать внимание. |
Эл.быт.труд. Сбор семян цветковых растений Цель: учить собирать аккуратно, не срывая само растение; Игровая д-ть. Д/игра «Загадай, мы отгадаем». (картотека) |
Игровая д-ть. Самостоятельные игры детей с игрушками (по выбору). Цель: учить вежливо общаться во время игры со сверстниками. |
|
ННОД |
Социально-коммуникативное развитие Тема «Теневой театр «Осторожно, ядовито!»» (СКР/РР) Задачи: развивать умение детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; формировать навык соблюдать осторожность, развивать любознательность. (В.К.Полынов ОБЖ, с.110) |
||||
Вечер |
Игровая д-ть Д/упражнение «Назовите одним словом» (приложение) Двигательная д-ть. Игра с песком «В саду ли, в огороде». Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. |
Коммуникативная д-ть Отработка навыков произношения звуков [з] и [з'] с детьми Дашей Ч. и Дмитрием С. Цель: помогать овладевать произношением трудных звуков |
ВХЛ Чтение стихов об осени: «Лес осенью» (А. Твардовский), «Падают, падают листья» (М. Ивенсен) Цель: учить слушать и слышать литературные произведения. |
Изобразительная д-ть Составление гербариев и коллажей из осенних листьев. Цель: учить самостоятельно отбирать средства выразительности. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за растениями цветника. Цели: воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их; воспитывать добрые отношения к людям и желание делать им приятное. (картотека № 17 сентябрь). Двигательная д-ть. П/игра «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами |
Игровая д-ть Математическая игра «Сходство - отличие» с детьми Артемом Т. и Макаром К. Цель: учить сравнивать, обобщать группы предметов. |
Игровая д-ть Д/игра «Найди ошибку». (приложение)
|
Изобразительная д-ть На песке палочкой по замыслу. Цель: учить уметь правильно использовать формообразующие движения. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среда 20 сентября |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки». Коммуникативная д-ть. О характере музыки (быстрая или медленная; ритмичная или плавная). Вопрос: «Какая осень в песне?». Цель: развивать умение общаться. ВХЛ Чтение произведения Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных. |
Игровая д-ть. Игровое упражнение «Части суток» с детьми Тимофеем П. и Евой Ш. Цель: знакомить с последовательностью частей суток |
Эл.быт.труд. Полив растений в группе Цель: Научить детей правильно поливать растения в группе. Игровая д-ть. Д/ упражнение «Исправь ошибки». Цель: закрепить знания о ранней осени Музыкальная д-ть. Слушание песни «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной). Цель: формировать начальные певческие навыки. |
Коммуникативная д-ть Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего сельскохозяйственного труда людей Цель: учить рассматривать и обсуждать изображение. |
ННОД |
Физическое развитие По плану инструктора по физическому воспитанию Речевое развитие |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Экскурсия «Люблю я пышное природы увяданье...» Цели: формировать навык различать виды деревьев и кустарников по форме и окраске листьев, наличию плодов; показать различие окраски деревьев (береза, осина, клен); расширить представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц; обратить внимание на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей. |
Познавательно- исследовательская д-ть Рассматривание листьев различных пород деревьев с Пашей М. и Остапом М. Цель: показать различие окраски деревьев. |
Игровая д-ть. Д/игра «Где детки с кленовой (рябиновой) ветки?»; Цель: знакомить с видами листьев. Двигательная д-ть. П/игра «Раз, два, три - к рябине (березе) беги!» Цель: учить различать виды деревьев и кустарников |
Эл.быт.труд. Сбор осенних букетов Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края |
|
Вечер |
Изобразительная д-ть. Лепка на тему «Осенний листок». Цель: закрепить умение отделять кусочек пластилина от целого куска путем ощипывания, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями между ладоней. ВХЛ Чтение отрывка стихотворения А. К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад». |
Коммуникативная д-ть Поговорить с детьми Викой К. и Макаром К., о том, какие растения им нравятся Цель: учить рассказывать своих чувствах. |
Игровая д-ть Игра с кеглями и мячом Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве. Двигательная д-ть. Физминутка «Осенние листочки» Цель: развивать у детей координацию движения. |
Эл.быт.труд. После игры расставить игрушки на свои места. Цель: радоваться чистоте и порядку в групповой комнате. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за растениями, изменением их окраски Цели: закрепить знания о растениях, их основных частях; воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям, расширять словарный запас. (картотека № 19 сентябрь). Двигательная д-ть. П/игра «Кот на крыше». Цели: развивать ритмичную, выразительную речь, координацию движений; автоматизировать звук [ш] в связном тексте |
Коммуникативная д-ть Речевая логическая игра «Когда это бывает?» с детьми Дашей Д. и Федором К. |
Коммуникативная д-ть Разучивание с детьми народных примет: чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если осиновые листья ложатся «лицом» вверх - зима будет холодной, изнанкой вверх - теплой. Цель: проявлять любознательность к образу жизни растений |
Двигательная д-ть. Самостоятельные игры детей с мячом. Цель: побуждать детей к самостоятельному использовать инвентарь. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Четверг 21 сентября |
Утро |
Двигательная д-ть.. Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки». Игровая д-ть Развивающая ситуация «У медведя во бору, грибы, ягоды беру...». Цели: закреплять знания о растениях леса: грибах и ягодах, о пользе природных витаминов для человека и животных. Познавательно- исследовательская д-ть Рассмотреть с детьми предметы в группе (игрушки, мебель, книги и т.д.). Цель: проверить знают ли дети, из каких материалов изготовлены они. |
Познавательно- исследовательская д-ть Закрепление с детьми названий деревьев Ромой К. и Светой К. Цель: развивать память. |
Игровая д-ть. Игра-ситуация «Осень - добрая волшебница». Цели: развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане ВХЛ Чтение произведения Е.Чарушина «Воробей». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных. |
Игровая д-ть Математическая игра «Луч», «Солнечные и несолнечные лучи». Цель: развивать логическое мышление |
ННОД |
Художественно-эстетическое развитие (Рисование). Художественно-эстетическое развитие (Музыкальное). По плану музыкального руководителя |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов). (картотека № 20 сентябрь). ВХЛ Чтение стихотворения С. Михалкова «Облака» Цель: учить слушать и слышать литературные произведения. Коммуникативная д-ть Обратить внимание на то, что в городе много улиц, каждая имеет свое название |
Познавательно- исследовательская д-ть. Закрепление с детьми знания цветов радуги, используя волшебное заклинание «Кохлеохле....» в игре «Геоконт» Артемом Т., Викой Л. и Настей Ч. |
Игровая д-ть. Д/упражнение «Закончи предложение»: - Летом дни длинные, а осенью - ... (короче)… Цель: развивать логику. Двигательная д-ть. Разучивание ритмической разминки: Мы стоим на огороде, Цель: развивать мелкую моторику рук. |
Эл.быт.труд. Сбор мусора и сухих листьев Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость Изодеятельность Рисование мелками на тему «Облачко» Цель: учить самостоятельно отбирать средства выразительности |
|
Вечер |
Двигательная д-ть. Игра «В саду ли, в огороде» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Познавательно- исследовательская д-ть. Развивающая ситуация «Что нам осень принесла». Цели: расширять представления детей об овощах и фруктах; закрепить знания о сезонных изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов. |
Игровая д-ть. Закрепление у детей Евой Ш. и Мишей Ж. технических приемов лепки (раскатывание, скатывание, прищипывание) |
Коммуникативная д-ть О приметах: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо - морозы наступят нескоро; пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпасть, оттепель его сгонит
|
Игровая д-ть Игра «Собери ручейки в речку». Цель: учить играть вместе, дружно. Изодеятельность Рисование и изготовление работ на выставку «Осень урожайная». |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов). (картотека № 20 сентябрь). Игровая д-ть. Д/игра «Третий лишний» (растения). Цель: закреплять знания детей о многообразии растений. |
Познавательно- исследовательская д-ть Закрепление представлений детей о количественных отношениях между числами Дмитрием С. и Олей П. |
Двигательная д-ть. Ходьба по ограниченной поверхности Цель: учить сохранять равновесие. ВХЛ Загадывание загадки: Много рук, а нога одна. (Дерево.) |
Игровая д-ть. Игры с песком. Цель: стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в совместной деятельности |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Самостоятельная деятельность |
||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пятница 22 сентября |
Утро |
Двигательная д-ть. Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки». Коммуникативная д-ть Упражнение «Какой фрукт я загадала»: Цель: развивать логику, умение отгадывать загадки. Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. (Яблоко.) - Продолговатый, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на дереве. (Лимон.) |
Коммуникативная д-ть Обучение детей подбору слов, сходных по звучанию Дашей Ч. и Кирой Х. Цель: развивать речь детей. |
ВХЛ Любимые животные Евгения Чарушина Цель: познакомить детей с новым литературным жанром - проза. Музыкальная д-ть Слушание песни «Сентябрь» муз. И.Якушенко, сл.З.Петровой. Цель: воспитание слушательской культуры детей. |
Игровая д-ть. Игры с деревянными игрушками. Цель: учить обследовать предметы и называть материал, из которого они изготовлены |
ННОД |
Познавательное развитие (Природный мир) Художественно-эстетическое развитие (Аппликация). Физическая культура. Занятие №2 (на прогулке) (ПР/ ФР/СКР) Задачи: упражнять в ходьбе и беге; учить метанию способом «от плеча»; развивать внимание, слуховое восприятие. (Е.И.Подольская, стр.28) |
||||
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть. Наблюдение за растениями, изменением их окраски. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; приучать наслаждаться красотой родной природы. (картотека № 18 сентябрь). Двигательная д- ть . П/игра «Зайцы и волк». Цель: развивать интерес к подвижным играм |
Познавательно- исследовательская д-ть Закрепление знаний о геометрических фигурах с детьми Ярославом К., Павлом М. и Остапом М. |
ВХЛ Загадывание загадки: Малые детки сидят на ветке, Как подрастут - на землю упадут. (Семена.) Цель: учить отгадывать предмет по признакам |
Эл.быт.труд. Сбор веточек и листвы Цель: дать возможность чувствовать свою умелость. Познавательно- исследовательская Опыт «Свойства мокрого песка». (приложение) |
|
Вечер |
Музыкальная д-ть. Игра «Репка». Цель: развивать умение детей пользоваться имеющимся у них средствами (голосом, телом) Игровая д-ть Д/игра «Бывает – не бывает» (с мячом). Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции |
Игровая д-ть Игра «Что изменилось?» с детьми Ромой Л. и Егором К. Цель: развивать наблюдательность. |
ВХЛ Чтение стихов об осени: «Зайчик» (А. Блок). «Осень» (А. Майков). Цель: расширение круга конкретных представлений в природе осенью. |
Изодеятельность Рисование на тему «Овощи созрели: пора собирать и на стол подавать» Цель: развивать эмоционально-эстетические способности от хорошо выполненной работы. |
|
Прогулка |
Познавательно- исследовательская д-ть Наблюдение за растениями, изменением их окраски. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; приучать наслаждаться красотой родной природы. (картотека № 18 сентябрь). ВХЛ Разучивание с детьми народных примет, пословиц и поговорок: • Приметы: осенью листопад пройдет скоро -ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз - к дождю. • Поговорки и пословицы: плод дерева ешь, а кору не снимай; яблоко от яблоньки недалеко откатится Цель: знакомить детей с народными приметами. |
Познавательно- исследовательская д-ть Игра-эксперимент «Какие бывают листья» с детьми Дашей Ч. и Тимофеем П. Цель: развивать любознательность. |
Игровая д-ть. Д/игра «Третий лишний» (растения). Цель: закреплять знания детей о многообразии растений. Двигательная д-ть. П/игра «Быстро в домик» Цель: развивать умение начинать бег по команде |
Изодеятельность Выкладывание камешками на песке различных линий Цель: развивать интерес с работой природными материалами. |
Взаимодействие с родителями
Предложение родителям составить с детьми короткий рассказ про осень и записать его на конкурс «Лучший осенний рассказ»
Предложение родителям разучить с детьми стихи об осени, изготовить с детьми поделки из природных материалов на тему «Осень»
Семейный фотоконкурс. Изготовление с родителями коллажа на тему «Осень в деревне» или фотовыставки «Экскурсия в деревню»
Родительское собрание №1 «Задачи развития и воспитания детей 4—5 лет»
Информационный стенд для родителей «Что рассказать ребенку об осени?»
Консультация для родителей, о том, что дети должны иметь в семье свои постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя равноправными членами семьи; спросить, какие именно обязанности выполняет ребенок в семье; посоветовать, что можно поручить ребенку. Особое внимание обратить на то, что ребенок должен выполнять не только какие-либо обязанности по самообслуживанию, но и поручения, касающиеся заботы обо всех членах семьи: накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить некоторые комнатные растения.