Конспект урока по теме: «За открытием – открытие» («Классификация сложноподчинённых предложений»)

3
2
Материал опубликован 30 June

Тема урока: «За открытием – открытие» («Классификация сложноподчинённых предложений») 9 класс

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчинённых предложений и их видов.

Задачи:

Формировать умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части ССП, задавать вопрос, определять средства связи.

Продолжать формировать пунктуационные навыки.

Проверить умение определять грамматическую основу, повторить типы сказуемых, виды односоставных предложений, однородные члены предложения с целью подготовки к ОГЭ.

Тип урока: усвоение нового материала, урок-открытие.

Цели и планируемые результаты:

-повторение сложных предложений, средств связи предложений в тексте;

-совершенствование навыков анализа текста;

-расширение кругозора, знакомство с творчеством Я. П. Полонского;

- воспитание уважительного отношения к творческому человеку.

Оборудование: учебник, презентация, портрет Я. П. Полонского, выставка этюдов Я. П. Полонского, аудиозапись романсов на стихи Я. П. Полонского, карточки.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации

Слово учителя:

То в темную бездну, то в светлую бездну,
Крутясь, шар земли погружает меня:
Питают, пытают мой разум и веру
То призраки ночи, то призраки дня.

- И ваш разум сегодня будем питать и пытать. Обратите внимание на тему урока. Что вас сегодня ждёт? (Какие-то открытия)
- Но любые открытия опираются на базовые знания, на то, что уже известно. Итак, давайте разомнёмся. Вам предлагаются два задания ОГЭ. Работаем в парах.

3. Актуализация знаний. Работа с тестам в формате ОГЭ.

1. Прочитайте текст и выполните задание 1.

1) Яков Петрович Полонский - знаменитый русский поэт и публицист. 2) Его произведения ярко отображают внутренний мир России, самую суть русской души, без его поэзии наше искусство не было бы таким многогранным. 3) В 1887 году поэт был увенчан серебряным венком за литературные труды. 4) Его лирика отличалась цельностью и глубиной содержания, свободой и естественностью выражения, благородством и прямодушием - лучшим, что дал поэзии XIX век. 5) А в 1888 году на академической выставке выставлялись пейзажные полотна Полонского, за которые ему было присуждено звание «почётного вольного общника» Императорской Академии художеств.

1. Укажите варианты ответов, в которых определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Яков Петрович Полонский – поэт (предложение 1)

2) произведения ярко отображают (предложение 2)

3) поэт был увенчан (предложение 3)

4) дал поэзии (предложение 4)

5) ему было присуждено (предложение 5)

ОТВЕТЫ: 1) 13

Взаимопроверка по образцу

Работа над заданием идёт фронтально.

2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Простое предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2) Вторая часть сложного предложения 2 – односоставное безличное предложение.

3) В простом предложении 3 составное глагольное сказуемое.

4) Предложение 4 сложное с союзной подчинительной связью.

5) В сложном предложении 5 придаточное определительное предложение.

ОТВЕТЫ: 2) 145.
4. Подход к изучению новой темы:

А) - Скажите, что не изученное ещё встретилось вам в задании 2? (придаточное определительное предложение)

- А со словом «придаточное» встречались? Когда?

- Уточняем тему урока: «Классификация сложноподчинённых предложений».

- Какими будут цели урока?

Б) – А кому был посвящён текст, с которым вы работали? Что вы узнали о Я. П. Полонском?

- Посмотрите и послушайте. Как этот романс и эти репродукции связаны с текстом?

Звучит романс на стихи Я. П. Полонского.

(Стихи прекрасно ложатся на музыку, он писал прекрасные этюды)

- Почему вдруг сегодня мы заговорили о поэте Полонском? (18 декабря 2024 года исполняется 205 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского (1819–1898), одного из популярных русских поэтов послепушкинской эпохи).

- Какое-нибудь открытие уже совершили? (Узнали о Я. П. Полонском)

- А как может быть связана наша дальнейшая работа и творчество поэта? (Мы будем изучать новую тему на языковом материале из стихотворений Я. П. Полонского)

5. Этап построения проекта выхода из затруднений. Актуализация знаний.

А) - Что знаем о СПП?

- Чего не знаем?

Б) – Нам понадобятся кое-какие знания из области синтаксиса простого предложения.

1. Что вы знаете о второстепенных членах предложения? (Связный ответ обучающегося)

2. А какие виды обстоятельств вы знаете? (Связный ответ обучающегося)

3. Работа со схемами.

6. Этап реализации построенного проекта.

Раздаются карточки для анализа по рядам. Работа в парах.

Вид придаточного предложения: ___________________________________


Предложение


Вопрос от главного предложения к придаточному

От какой части речи задаётся вопрос

Средства связи

Заполняете прямо в таблицах. Подчёркиваете грамматические основы, задаёте вопросы, заполняете графы. Сделайте вывод о том, с каким второстепенным членом предложения можно соотнести ваши примеры.

4. Учитель сообщает о названиях видов придаточных.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Схему предлагается перечертить в тетрадь

Составить схему на доске:

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПРИДАТ. ОПРЕДЕЛИТ. ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТ. ПРИДАТОЧНЫЕ      ОБСТОЯТЕЛЬСТ.

какой? чей?                       падежные вопросы       вопросы обстоятельств

к конкретному слову     к конкретному слову        ко всему предложению

Обстоятельственные предложения отвечают на разные вопросы и соотносятся с видами обстоятельств в простом предложении. Но об этом речь пойдёт на последующих уроках.

    Итак, что мы узнали? Какие открытия совершили?

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Найдите сложноподчинённые предложения. Определите виды придаточных предложений. Списать в тетрадь. Вы можете выбрать текст, какой вам более интересен или успеть поработать с каждым из них.

Текст 1

ВЫЗОВ (Я. П. Полонский)

За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, мое мученье!
Ты не спишь, плутовка!


Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.


Ты не бойся, если звезды
Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!


Если сторож нас окликнет —
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
Отвечай, что с братом!


Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!

Текст 2

Признаться сказать, я забыл, господа,
Что думает алая роза, когда
Ей где-то во мраке поет соловей,
И даже не знаю, поет ли он ей.
Но знаю, что думает русский мужик,
Который и думать-то вовсе отвык… (Я. П. Полонский)

Текст 3.

Я вам признаюсь, что я знать не могу,
Что думает птица, когда на лугу
Холодный туман начинает бродить,
А солнце встает и не смеет светить.
Но знаю — ох, знаю, что мыслит поэт,
Когда для него гаснет солнечный свет.
Ведь я у цензуры слуга крепостной,
Так думает он — и, холодной рукой
Сдавя свою голову, тихо поет,
Когда его музу цензура сечет. (Я. П. Полонский)

Текст 4

То в темную бездну, то в светлую бездну,
Крутясь, шар земли погружает меня:
Питают, пытают мой разум и веру
То призраки ночи, то призраки дня.
Не верю я мраку, не верю и свету,—
Они — грезы духа, в них ложь и обман…
О, вечная правда, откройся поэту,
Отвей от него разноцветный туман,
Чтоб мог он, великий, в сознаньи обмана,
Ничтожный, как всплеск посреди океана,
Постичь, как сливаются вечность и миг,
И сердцем проникнуть в Святая Святых!
(Я. П. Полонский)

7. Проверка работы.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Д/з: найти текст стихотворений Полонского, выписать СПП с разными типами придаточных предложений.

Звучит песня на слова Я.П. Полонского «Затворница»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

1
1 July

Не нашла заявленной презентации

1
1 July