Конспект урока по русскому языку «Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»» (9 класс)
Учитель: Каримуллина Эндже Наилевна
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
-
закрепить полученные знания о СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
обучать школьников анализу текста.
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал , презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения», карточки для приложения Plickers, тестирование в приложение Plickers, созданное учителем к этому уроку.
План урока:
Организационный момент
Постановка темы и цели урока
Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое
Работа с текстом
Тестовая работа
Домашнее задание.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок у нас отличается от других, так как на нем присутствуют гости. Поэтому прошу вас настроиться на серьезный лад, на хорошую работу.
- Начать урок я хочу словами известного литературного критика XIX века Николая Добролюбова.
«Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им».
- Нельзя не согласиться с высказыванием этого выдающегося человека о значении русского языка. Как вы понимаете значение слова «сокровища»?
По словарю С.И. Ожегова – драгоценность, дорогая вещь. В высказывании употреблено в значении нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь.
- Как вы понимаете это высказывание? (Богатство русского языка заключается в его многообразии, красоте звучания. Но для того чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно изучать его, уметь владеть им. Знание родного языка – неотъемлемая часть нашей жизни).
- Давайте запишем это высказывание, которое станет эпиграфом нашего урока. Запишите число, классная работа.
- Какое это предложение по структуре? (СПП)
- Найдем главную часть. Придаточную. Зададим вопрос. Определите вид придаточного. Объясним запятые.
- Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как СПП. На предыдущих уроках мы учились определять виды придаточных предложений, также тренировались в расстановке знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Сегодня мы должны повторить все, что знаем СПП. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока.
(Ответы детей)
3. Повторение изученного.
а) теоретическое
- Чем различаются ССП и СПП?
- Из каких частей состоит СПП?
- Как связаны главное и придаточное предложение? Какие средства связи в СПП вы знаете?
- Какое место по отношению к главному предложению в СПП могут занимать придаточное?
Подведем итоги вышесказанного с помощью приема «Дырявый текст», дать определение СПП, вставив необходимые слова в пропуски. Карточка №1.
СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _____________________и_ ______________, которые находятся ____________________________.
б) практическое повторение
Выполним тестовую работу по вопросам, ответами на которые может быть только слова «да» и «нет» в приложении “Plickers”. Приготовьте карточки.
Тест.
Союзы что, если, где подчинительные?
От придаточного предложения задаем вопрос к главному?
Предложение – это синтаксическая единица?
Придаточное цели отвечает на вопросы с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы?
Союз однако подчинительный?
Придаточное изъяснительное отвечает на вопросы косвенных падежей?
Предложение…
(Выполняем с помощью приложения Пликерс)
Спасибо, скажите, пожалуйста, с чем можно соотнести виды придаточных предложений? Какие виды придаточных помните?
- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений? (По средству связи и вопросу)
- Возьмите теперь карточку с номером два, соедините придаточные предложения с главными, запишите получившиеся предложения, расставьте недостающие запятые, определите вид придаточных.
Карточка №2
Соедините предложения, запишите их в тетрадь, поставьте необходимые знаки препинания, определите вид придаточного.
Кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы |
то никакие подвиги не принесут пользы. |
Надо уметь любить людей |
которые тебя окружают. |
Я хочу сказать |
чтобы люди никогда не болели этой болезнью. |
Если не позаботиться |
что в один прекрасный день ты можешь совершить подвиг. |
- ПРОВЕРКА. (Перекрестная)
- Мы с вами записали СПП с одним придаточным. А может ли в СПП быть несколько придаточных.
- Какие виды подчинения вы знаете? (Схемы вывесить на доску)
Задания для сильных учащихся: задание 13 ОГЭ с. 51, 64, 152 сборника.
Задания для слабых учащихся: даны 5 предложений, найти СПП с разными видами подчинения, 2 лишних).
1. Мне показалось, что, когда мы расставались, от вас веяло холодом.
2. Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
3. Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.
4. Она показала патрульным свои документы, сказала, что её муж проезжает через Москву, что сейчас он на Белорусском вокзале и она должна его увидеть.
5. Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность.
4. Работа с текстом
- Открываем учебник на стр. 120, упр. 183.
Прочитаем вслух.
Какая тема объединяет тексты?
Что такое подвиг?
Чего не хватает в тексте?
Тренироваться в постановке запятых в этих и других предложениях мы будем с помощью тестов в приложении Пликерс.
5. Тестовая работав приложении “Plickers”
Раздать карточки. Итоги тестирования. Оценки.
6. Домашнее задание.
Ребята, запишите ваше домашнее задание на следующий урок.
А) Упр. 184. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», используя материал сегодняшнего урока, с помощью текстов 9-12 вариантов сборника.
Б) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями». Можете использовать тексты 9-12 вариантов сборника.
7. Рефлексия
Спасибо, ребята, за ответы, за работу. Прежде чем с вами проститься хочу завершить урок одним афоризмом «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами».
Список использованной литературы
1. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018.
2. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и другие. – М.: Просвещение, 2013.
Сафонова Елена Валерьевна