12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каримуллина Эндже Наилевна60

Учитель: Каримуллина Эндже Наилевна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема: Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. закрепить полученные знания о СПП;

    тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

    обучать школьников анализу текста.

    формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

    развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

    воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

    воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал , презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения», карточки для приложения Plickers, тестирование в приложение Plickers, созданное учителем к этому уроку.

План урока:

Организационный момент

Постановка темы и цели урока

Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое

Работа с текстом

Тестовая работа

Домашнее задание.

Рефлексия.


 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок у нас отличается от других, так как на нем присутствуют гости. Поэтому прошу вас настроиться на серьезный лад, на хорошую работу.

- Начать урок я хочу словами известного литературного критика XIX века Николая Добролюбова.

«Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им».

- Нельзя не согласиться с высказыванием этого выдающегося человека о значении русского языка. Как вы понимаете значение слова «сокровища»?

По словарю С.И. Ожегова – драгоценность, дорогая вещь. В высказывании употреблено в значении нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь.

- Как вы понимаете это высказывание? (Богатство русского языка заключается в его многообразии, красоте звучания. Но для того чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно изучать его, уметь владеть им. Знание родного языка – неотъемлемая часть нашей жизни).

- Давайте запишем это высказывание, которое станет эпиграфом нашего урока. Запишите число, классная работа.

- Какое это предложение по структуре? (СПП)

- Найдем главную часть. Придаточную. Зададим вопрос. Определите вид придаточного. Объясним запятые.

- Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как СПП. На предыдущих уроках мы учились определять виды придаточных предложений, также тренировались в расстановке знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Сегодня мы должны повторить все, что знаем СПП. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока.

(Ответы детей)

3. Повторение изученного.

а) теоретическое

- Чем различаются ССП и СПП?

- Из каких частей состоит СПП?

- Как связаны главное и придаточное предложение? Какие средства связи в СПП вы знаете?

- Какое место по отношению к главному предложению в СПП могут занимать придаточное?

Подведем итоги вышесказанного с помощью приема «Дырявый текст», дать определение СПП, вставив необходимые слова в пропуски. Карточка №1.

СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _____________________и_ ______________, которые находятся ____________________________.

б) практическое повторение

Выполним тестовую работу по вопросам, ответами на которые может быть только слова «да» и «нет» в приложении “Plickers”. Приготовьте карточки.

Тест.

Союзы что, если, где подчинительные?

От придаточного предложения задаем вопрос к главному?

Предложение – это синтаксическая единица?

Придаточное цели отвечает на вопросы с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы?

Союз однако подчинительный?

Придаточное изъяснительное отвечает на вопросы косвенных падежей?

Предложение…

(Выполняем с помощью приложения Пликерс)


 

Спасибо, скажите, пожалуйста, с чем можно соотнести виды придаточных предложений? Какие виды придаточных помните?

- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений? (По средству связи и вопросу)

- Возьмите теперь карточку с номером два, соедините придаточные предложения с главными, запишите получившиеся предложения, расставьте недостающие запятые, определите вид придаточных.

Карточка №2

Соедините предложения, запишите их в тетрадь, поставьте необходимые знаки препинания, определите вид придаточного.


 

Кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы

то никакие подвиги не принесут пользы.

Надо уметь любить людей

которые тебя окружают.

Я хочу сказать

чтобы люди никогда не болели этой болезнью.

Если не позаботиться

что в один прекрасный день ты можешь совершить подвиг.


 

- ПРОВЕРКА. (Перекрестная)

- Мы с вами записали СПП с одним придаточным. А может ли в СПП быть несколько придаточных.

- Какие виды подчинения вы знаете? (Схемы вывесить на доску)

Задания для сильных учащихся: задание 13 ОГЭ с. 51, 64, 152 сборника.

Задания для слабых учащихся: даны 5 предложений, найти СПП с разными видами подчинения, 2 лишних).

1. Мне показалось, что, когда мы расставались, от вас веяло холодом.

2. Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.

3. Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.

4. Она показала патрульным свои документы, сказала, что её муж проезжает через Москву, что сейчас он на Белорусском вокзале и она должна его увидеть.

5. Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность.


 

4. Работа с текстом

- Открываем учебник на стр. 120, упр. 183.

Прочитаем вслух.

Какая тема объединяет тексты?

Что такое подвиг?

Чего не хватает в тексте?

Тренироваться в постановке запятых в этих и других предложениях мы будем с помощью тестов в приложении Пликерс.

5. Тестовая работав приложении “Plickers

Раздать карточки. Итоги тестирования. Оценки.

6. Домашнее задание.

Ребята, запишите ваше домашнее задание на следующий урок.

А) Упр. 184. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», используя материал сегодняшнего урока, с помощью текстов 9-12 вариантов сборника.

Б) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями». Можете использовать тексты 9-12 вариантов сборника.

7. Рефлексия

Спасибо, ребята, за ответы, за работу. Прежде чем с вами проститься хочу завершить урок одним афоризмом «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами».

Список использованной литературы

1.     ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018.

 2.     Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и другие. – М.: Просвещение, 2013.

Опубликовано


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 11:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, полезная разработка.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.