Конспект урока "Проблемы загрязнения воды и ее очистка"

2
2
Материал опубликован 19 November

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе. УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Учитель: Казакова С.К.

Тема урока: Проблемы загрязнения воды и ее очистка. (Как очищают питьевую воду)

Цель:

Познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить их знания о методах очистки воды и необходимости бережного отношения к воде.

Задачи:

Сформировать знания о важном свойстве воде – способности растворять некоторые вещества;

Развивать умения моделировать, работать со схемами;

Продолжить формировать экспериментальные умения;

Расширить знания о методах очистки воды;

Воспитывать правила экологически грамотного поведения в природе и в быту.


Тип урока: Урок усвоения новых знаний ( урок исследование).

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, ИКТ.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать свойства воды, причины загрязнения воды и способы ее очистки в быту, уметь работать со справочной литературой

Личностные :

повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности, проявлять бережное и заботливое отношение к окружающей среде, анализировать и оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм


Метапредметные:

Познавательные УУД:

выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах; определять цель её создания; получать информацию из словарей о понятии «чудо»; моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения, обогащение словарного запаса

Регулятивные УУД: 

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, учиться владеть диалогической формой речи

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику, презентация к уроку«Проблемы загрязнения воды и ее очистка», видео «Самые грязные реки», учебник О.Т.Поглазова «Окружающий мир» 3кл. 1ч, рабочая тетрадь к учебнику О.Т.Поглазова «Окружающий мир» 3кл. 1ч, толковые словари, стаканы с водой, чистые стаканы, мука, растительное масло, речной песок, соль, вата, бланки с пошаговой инструкцией исследования, для рефлексии вырезанные капельки.

Интернет-ресурсы: сайт Гармония и электронные образовательные ресурсы сайта



Этапы урока и хронометраж:

Этапы урока.

Хронометраж

Организационный .

1мин

Мотивация к учебной деятельности

3мин

Формирование темы и целей урока

5мин

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

6мин

Первичное усвоение новых знаний. Практическая работа

10мин

Физкультминутка.

3мин

Первичное закрепление

10мин

Итог урока

4мин

Рефлексия.

3мин







Ход урока.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационый этап.

Цель: Создание эмоционального настроя учащихся.

Посмотрите друг на друга и  пожелайте мысленно всего самого доброго.

Мы  будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

(класс разделён на рабочие группы – исследовательские лаборатории)

Осуществляют самоконтроль, психологически настраиваются на совместную работу.


- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные УУД)

-Нацеливание на успешную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. (коммуникативные УУД)

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность

Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой на успех. 

Скажите, пожалуйста, в роли кого вы были на прошлом уроке? Что вы исследовали и какие открытия сделали?

- Вам понравилось быть исследователями? А хотите еще что-нибудь новое открыть и узнать?

-Что вы чувствуете, когда слышите шум прибоя, смотрите на журчащий ручеёк? (слышат «звуки природы – вода», на доске подборка иллюстраций с красивыми водными пейзажами) слайд1,2

- Вам нравится? Почему? Слайд3,4

Включаются в учебную деятельность,

отвечают на вопросы, рассуждают.


-Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу

- Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

(регулятивные УУД)

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)

- Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме .

- Допускать возможность существования у людей разных точек зрения

(познавательные и коммуникативные УУД)

3. Формирование темы и целей урока

Цель: формулирование темы и целей урока учащимися

Создаёт условия для формулирования темы и целей урока. Создаёт ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач урока.

Сейчас я прошу вас внимательно просмотреть следующий ряд изображений и попробовать дать ответ на вопрос, который ждет вас в конце просмотра.

- А что дальше будет? ( видео «Самые грязные реки» электронное приложение к учебнику)

Какие чувства вы испытали? Вам понравилось увиденное?

- Какую проблему вы видите? Обсудите в группе и решите, кто выскажет мнение всей команды.

- Можно ли употреблять такую воду человеку и живым существам?

- Что делать? Какой выход из этой проблемы вы видите?

- Кто догадался, какая будет тема урока?

-Какую цель себе поставим?

- Какие будут решаться на уроке задачи?

- Прочитайте тему урока и задачи урока в учебнике с.100. слайд5, 6.

Смотрят видеоролик из ЭОРа, отвечают на вопросы учителя.

выдвигают проблему экологии, связанную с загрязнением воды.


- Проблема загрязнения воды.

 

Высказывают свои предположения.

Решение проблемы – очистка воды.


С помощью учителя формулируют тему и цели урока.


Тема урока: «Проблемы загрязнения воды и ее очистка»

-Учить преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую )

-Учиться моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения (познавательные УУД)

- Учить использовать речь для регуляции своего действия. (коммуникативные УУД)

- Развитие умения определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД)

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)

4. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

Цель: создать проблемную ситуацию, фиксировать постановку учебной задачи



Создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает к анализу собственных действий.

- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но она соленая. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли столкнулась с проблемой нехватки пресной и чистой воды.

- Каковы же причины загрязнения воды? слайд7, 8, 9.

- Причин много. Но какая из этого вытекает новая проблема?

- Как решить проблему очистки воды? Пить хочется всем.слайд10

- Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?

- Сегодня мы попробуем узнать интересующую нас информацию с помощью книг, интернета, словарей, при помощи исследования и проведем опыты.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, делают выводы

Перечисляют причины загрязнения воды.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют проблему: как очистить воду?

Провести исследование и выяснить, как очищают питьевую воду в быту.

Высказывают гипотезы.

Ставить фильтры, кипятить воду …

- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)

-Учить планированию учебного сотрудничества с учителем

- Учить формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД)

- Учить осуществлять анализ объектов с выделением признаков

- Выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение необходимой информации, прогнозирование (познавательные УУД)

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (личностные УУД)


5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать усвоение учениками нового.























Практическая работа – исследование.
















Организует групповую работу. Осуществляет контроль работы в группе.

-Выберите правильный ответ (рабочая тетрадь с.32 №29)

а) чистая вода – это белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём;

б) чистая вода – это прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объём;

в) чистая вода – это голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму

- Ребята, поднимите руку, кто дома пьет воду из-под крана?

- А кто дома ее очищает? Как вы это делаете сами или чем-то? Как называется этот прибор?

- Сейчас промышленность выпускает много бытовых фильтров, вот один из них (показ).

- Каково значение слова фильтр?

- Чем мы можем воспользоваться? А давайте проверим по словарю. Какой словарь нам нужен?

- Прошу взять словари со стола и прочитать значение слова фильтр и дать ему толкование. слайд11

- А как вы понимаете выражение: фильтровать воду?

- Кто из вас умеет фильтровать воду? А хотите попробовать сами это сделать?

- Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Мы- начинающие учёные. Сейчас вы будете исследователями по очистке воды. Работаем по инструкции. Приложение1.Приготовьте ответ на вопрос:

1гр:Какие вещества растворяются в воде?

2гр: От каких веществ фильтр очистит воду?

3гр: Почему появилась проблема очистки воды?

4гр: Где берут воду для водопровода? Почему важно решать проблему очистки воды?

- Задача каждой группы провести исследование в соответствии с инструкцией. Приложение2.Сделать вывод о результатах работы по предложенному в карточках плану.

-Я прошу вас соблюдать осторожность при обращении с хрупкими предметами, не ронять их и помнить правила работы в группе.


- Итак, мы проверяем. Во время проверки одна группа отвечает, другие группы слушают и заполняют таблицу в соответствии с заданием. Даём слово 1 группе.

Закрепляют пройденный материал. Повторяют правила работы  в группе. Распределяют работу в группе. Знакомятся с инструкцией предстоящей работы. Выполняют задания. Работают в группе. Проводят исследования, делают вывод.

Работают со словарями.












1гр-опыт№1

Проводят опыт -вода-растворитель, наблюдают, делают выводы. Результаты фиксируют в ТПО в таблицу на с. 33

2гр-опыт №2

Проводят фильтрацию воды, наблюдают, делают выводы. Результаты фиксируют в ТПО в таблицу на с. 33 В воде растворяются не все вещества.

3гр и 4гр- работают с текстом, изучают информацию в учебнике с.100 и отвечают на свой вопрос.

- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу

- Учить проявлять инициативность и самостоятельность

- Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(регулятивные УУД)

- Учить планированию учебного сотрудничества со сверстниками и в группе

- Учить умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

(коммуникативные УУД)

-Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, памятка) (работа с информацией)

- Выбор и анализ информации из словарей

- Учить извлечению необходимой информации из текстов, опытов

- Учить анализировать и оценивать тексты учебника

- Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (личностные УУД и познавательные УУД)























6. Физминутка

Цель: смена видов деятельности

Организует проведение физминутки

Делают упражнения с учителем

-Управление своими эмоциями (регулятивные УУД)


7.Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания





Самостоятельная работа.


Организует фронтальную работу. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

-Зачем вы проводили эти исследования?

- К какому выводу вы пришли?

- Вода растворяет все вещества?

- Фильтр очищает воду от каких веществ, которые в ней растворились или не растворились?

- А как в наш дом приходит питьевая вода?

Прочитайте текст и расскажите по рисунку-схеме в учебнике Как приходит в наш дом питьевая вода. Слайд12.




Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

1.Берут воду в водохранилищах.

2.Устанавливают фильтры в трубах.

3.Строят очистные сооружения.

4.Добавляют хлор и происходит хлорирование воды от бактерий.

-Умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы

-Осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(личностные УУД)

-Осознание необходимости защиты природы от загрязнений,

установление причинно-

следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий,

- Учить анализировать и оценивать текст

(познавательные УУД)

- Учить развивать инициативность и самостоятельность

-Уметь аргументировать свою точку зрения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

-Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

-Учить планированию учебного сотрудничества

(коммуникативные УУД)

8. Итог. Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.









Домашнее задание.



 Организует подведение итога урока. Предлагает определить важность проделанной работы. Ставит перспективу перед детьми о необходимости приобретения новых знаний для того, чтобы в дальнейшем защищать планету от неблагоприятных воздействий.

Вернёмся к учебной задаче урока.

-Что вы скажете про проблему загрязнения воды?

-Как очистить питьевую воду в быту?

-Какой вывод сделали?

Наши гипотезы подтвердились. Исследование прошло успешно.

-Предлагаю проверить ваши новые знания с помощью теста. Перед каждым из вас лежит листочек с вопросами. Приложение3.

Организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дифференцированное задание:слайд14

1.Подготовить сообщение о природной очистке воды, используя дополнительную информацию из книг библиотеки , интернета ... После урока вы подойдёте, а я вам помогу выбрать тему.

2. Объединитесь в группы по желанию, изобразите источник загрязнения местного водоёма, нарисуйте плакаты, призывающие людей охранять чистоту водоёма.

3.А сладкую воду с помощью фильтра можно сделать пресной? Проверьте это.

Размышляют, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения.







Учащиеся отвечают на вопросы, выбранный ответ обводят в круг.

Самопроверка. Слайд13

Включаются в дальнейшую познавательную исследовательскую деятельность. Проводят исследования, делают вывод.


- Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)

- Учить осмысленному чтению,

- Выбирать и анализировать информацию из текста, умение определять цель её создания

-Выстраивать логическую цепочку с опорой на источник текста.

(познавательные УУД)

- Учить умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

(коммуникативные УУД)



9. Рефлексия

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности


Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. Благодарит ребят за работу.

- Оцените работу в группе «Наполним озеро чистой водой». На доске «озеро» из листа синего ватмана, у каждой группы 3 капельки (из белой бумаги) чистой воды. Каждая группа обсуждает и оценивает изложение материала трёх других групп по критериям:

а) если материал изложен чётко, доступно, интересно, понятно, полно – прикрепляют к озеру большую капельку;

б) материал изложен доступно, понятно, но неполно, прикрепляют среднюю капельку;

в) материал изложен непонятно, неполно – прикрепляют маленькую капельку;

- Какое чистое стало озеро! Давайте постараемся бережнее относиться к окружающей нас среде, ведь от её чистоты зависит наше здоровье!

- Вам понравился урок?

- В роли кого вы были сегодня?

- Какие открытия сделали?

- Что вам запомнилось из урока?

- Какими знаниями вы готовы поделиться дома? Слайд15

Оценивают деятельность с помощью капелек, выборочно учителю объясняют самооценку. Отвечают на вопросы учителя.

-Способность к оценке и самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

(личностные УУД)

- Учить умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

(коммуникативные УУД)

-Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные УУД)

















Приложение 1

Карточки с заданиями:

К. для I гр. Прочитайте задание, распределите роли.

Откройте рабочую тетрадь с. 33 №30, исследуйте информацию из опыта №1, приготовьте ответ на вопрос: Какие вещества растворяются в воде? Результаты занесите в таблицу, используя знаки «+» или «-».

Вещество

соль

мука

растительное масло

речной песок

Растворяется или нет

(+ или -)





Сделайте вывод: «Наша группа выполняла задание…Мы искали ответ на вопрос….В результате работы мы сделали вывод….»


К. для II гр. Прочитайте задание, распределите роли.

Откройте рабочую тетрадь с.33 №30. Изготовьте фильтры из ваты и салфеток, проверьте (опыт №2). Подготовьте ответ на вопрос: От каких веществ они очистят воду? Поученную информацию занесите в таблицу, используя знаки «+» или «-».

Вещество

соль

мука

растительное масло

речной песок

Фильтруется или нет

(+ или -)





Сделайте вывод: «Наша группа выполняла задание…Мы искали ответ на вопрос….В результате работы мы сделали вывод….»


К. для III гр. Прочитайте задание, распределите роли.

Обсудите вопрос: Почему, на ваш взгляд, появилась проблема очистки питьевой воды?

Изучите информацию в учебнике с. 100 и ответьте на вопрос Почему появилась проблема очистки питьевой воды?

Сделайте вывод «Наша группа выполняла задание…Мы искали информацию для ответа на вопрос….В результате работы мы сделали вывод….»


К. для IV гр. Прочитайте задание, распределите роли.

Обсудите вопрос: Где берут воду для водопровода? Почему важно решать проблему очистки воды?

Изучите информацию по данному вопросу в учебнике с.100.

Сделайте вывод «Наша группа выполняла задание…Мы искали ответ на вопрос….В результате работы мы сделали вывод….»


Один ученик из группы, которого выбрали сами ученики, делает вывод о результатах работы по предложенному в карточках плану.



Приложение2


1 группа. Инструкция.


1. Возьми муку и всыпь ее в стакан с водой и размешай,

2.Рассмотри содержимое стакана.

3.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)

4.Сделай вывод.

5. Проделай те же действия с солью, растительным малом и речным песком.




2 группа. Инструкция.


1. Возьми соль и всыпь её в стакан с водой и размешай.

2.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.

4.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)

5.Сделай вывод.

6. Проделай те же действия с мукой, растительным малом и речным песком.







3группа. Инструкция.


1.Внимательно прочитай текст учебника.

2.Ответь на вопрос: проблема очистки воды существует?

3.Выбери из текста информацию о причинах возникновения проблемы.

4. Сделай вывод.




4группа. Инструкция.


1.Внимательно прочитай текст учебника.

2.Ответь на вопрос: Где берут воду для водопровода?

3.Выбери из текста информацию о путешествии воды в наши дома.

4. Сделай вывод Почему важно решать проблему очистки воды?












Приложение3

Мы исследовали ________ и заметили – при очистке воды _______ остался (не

остался) на фильтре, а вода очистилась (не очистилась) от примесей________ .

Мы сделали вывод, что ___

Тестовая работа.


Ф И ученика ____________________________(зеленая карточка)

1.Проблему очистки воды вызвало:

А) недостаток питьевой воды;

Б) обилие солёной

2.Воду для городского водопровода берут:

А) из реки;

Б) из водохранилища.

3.Как можно очистить воду в быту:

А) фильтровать;

Б) переливать воду.

4.Для чего хлорируют водопроводную воду:

А) чтобы уничтожить болезнетворные бактерии;

Б) чтобы улучшить цвет.

5.Вода принимает форму сосуда:

А) нет;

Б) да.


Ф И ученика ____________________________ (жёлтая карточка)

1.Вода это:

А) прозрачная, бесцветная жидкость, без вкуса и запаха;

Б) голубая жидкость без запаха.

2.Какая вода нужна людям:

А) прозрачная;

Б) чистая.

3.Что значит фильтровать:

А) пропускать через фильтр;

Б) пропускать через воронку.

4.Очистные сооружения строят:

А) для архитектуры города;

Б) для очистки воды.

5.Одна из причин загрязнения воды:

А) бытовой мусор;

Б) опавшие листья деревьев


Ф И ученика ____________________________ (голубая карточка)

1.К какому веществу относится вода:

А) к твёрдому веществу;

Б) к жидкому веществу.

2.Какое из перечисленных веществ растворяется в воде:

А) сахар;

Б) глина.

3.С помощью чего можно очистить воду от загрязнения:

А) с помощью решета;

Б) с помощью фильтра.

4.Экологические катастрофы являются причиной загрязнения воды:

А) нет;

Б) да.

5.Фильтруется ли речной песок:

А) да;

Б) нет.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не нашла ссылку на презентацию (слайды)

20 November

Возможно, их необходимо было подгрузить картинками в документ урока.

22 November