Урок экологии «Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ»

1
0
Материал опубликован 25 January 2018 в группе

Пособие практических работ по экологии

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- исследование, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма практико-ориентированная деятельность учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

 Приготовление модельных растворов и образцов

Мутность воды. Обучающимся раздают пробирки с водой различной мутности. Можно использовать воду с добавлением различных веществ (молока, почвы и т.д.). Обучающиеся должны научиться пользоваться мутномером и определять показатель мут­ности, пользуясь соответствующей картой-инструкцией.

Изучение запаха. Для приготовления растворов используют конические или плоскодонные колбы на 250 мл. Приготовленные растворы разливают в пронумерованные пробирки до половины высоты и закрывают пробками. Пробирки ставят в штативы.

Вода с временной жесткостью. В стакан с известковой во­дой пропускают углекислый газ из аппарата Киппа (или другого прибора) до появления осадка, а затем его растворения.

Вода с постоянной жесткостью. В колбе на 250-500 мл с дистиллированной или чистой кипяченой водой растворяют 1,0 г

хлорида кальция. Если останется осадок, то его надо отфильтро­вать либо декантировать (слить жидкость с отстоявшегося осадка).

Вода, загрязненная нефтепродуктом (жиром). В 0,5 л теп­лой или горячей воды наливают 1 чайную ложку растительного масла, интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, который может иметь масляную пленку. Аналогично можно при­готовить раствор из реального нефтепродукта, используя отрабо­танное карбюраторное масло, керосин и др. малолетучие нефте­продукты.

Вода, загрязненная механическими примесями. В 0,5 л воды помещают 1 чайную ложку измельченной почвы, строительного мусора, твердых атмосферных выпадений и т.п. Смесь интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, содержащий види­мые глазом взвешенные частицы.

Вода, содержащая ионы меди и железа. В колбу на 500 мл наливают дистиллированную или чистую кипяченую воду на 3/4 ее объема. Добавляют по 2-3 мл 5%-ных растворов солей сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа. Хорошо перемешивают содержимое.

Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ

Цель опыта: изучение загрязнений воды сточными водами

Информация. В наше время качество воды стало проблемой, волнующей всех. К сожалению, не все вещества, которые могут растворяться в воде, полезны или хотя бы безвредны для здоровья. Высокие концентрации веществ, содержащих железо, придают воде плохой вкус и вызывают нежелательные отложения в трубах. Соединения, содержащие серу, придают воде неприятный запах. Вещества, содержащие такие элементы, как ртуть, свинец, кадмий и мышьяк, могут растворяться в воде и даже в малых концентра­циях опасны для здоровья людей.

Даже солнечный свет может вызвать образование потенциаль­но вредных веществ при освещении хлорированной воды, если она содержит некоторые примеси

Модельные загрязнения (искусственно приготовленные об­разцы) воды моделируют сточные воды с их типичными загрязни­телями

Оборудование из комплекта: ложка, ножницы, пинцет, про­бирки (по числу загрязнений), штатив для пробирок, тест-системы для экспресс-анализа загрязненных вод.

Реактивы: растворимые химикаты для приготовления мо­дельных загрязнений воды - нитрат, соли железа, известь хлорная, соляная кислота, гидроксид натрия (в зависимости от применяемо­го теста), вода дистиллированная или чистая прокипяченная.

В данной работе также может использоваться оборудование, предусмотренное при выполнении количественного гидрохимического анализа

Ход работы

1.Налейте в пробирку около 5 мл воды.

2.Внесите в пробирку несколько кристалликов 5 мл какой-либо соли-загрязнителя.

3.Закройте пробирку пробкой, после чего содержимое пробирки перемешайте, покачивая и потряхивая ее до растворения соли

4.Поместите пробирку в штатив. Обратите внимание на внешний вид - цвет и мутность раствора, сравнивая его по внешнему виду с растворами в других пробирках (с другими модельными загрязнениями).

5.Отрежьте ножницами кусочек индикаторной полоски тест-системы размером не менее 5x5 мм.

6.Зажмите кусочек полоски пинцетом и опустите его в раствор.

7.Выдержите кусочек полоски в растворе в течение времени, указанного на этикетке тест-
системы.

8.Сравните окраску кусочка полоски с окраской контрольной шкалы цветных образцов на этикетке тест-системы, выбрав образец, ближайший по интенсивности и характеру окраски тестируемого кусочка. Определите ориентировочную величину концентрации загрязнителя в растворе.

Обработка результатов и выводы

Занесите полученные экспериментальные данные в таблицу по следующей форме:

Вид загряз­нителя

Концентрация загрязни­теля в сточной воде, мг/л (ориентировочно)

Количество чистой воды для разбавления, л

Значение ПДК, мг/л

       

Рассчитайте количество чистой воды, необходимое для разбавления загрязненной сточной воды до допустимых норм, и внесите полученные результаты
в таблицу.

Очистка сточных вод

 

 

 

Галилео - Очистка Воды

 

 

 

Очистка воды в домашних условиях

 

 

Ресурсы:

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.