Конспект урока по окружающему миру «Вода. Практическая работа: исследование свойств воды. Очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода»
Урок 7
Тема. Вода.
Практическая работа: исследование свойств воды. Очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра
Цель урока: показать значение воды для жизни на Земле , выяснить важнейшие свойства воды практическим путём, познакомить с простейшим способом очистки воды, способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширению их кругозора, словарного запаса, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: глобус, карточки для индивидуальной работы, материалы для опытов: стаканы с чистой водой, блюдце, чайные ложки, соль, , полоски цветной бумаги, бумажный фильтр, песок, толченый мел.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент . Проверка готовности к уроку.
Внимание, проверьте!
Готовы все к эксперименту?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания .
1.Тест
1.Какого газа в воздухе больше всего?
а) кислорода
б) водорода
в) углекислого газа
г) азота
2.При дыхании живые существа выделяют:
а) азот
б) кислород
в) углекислый газ
г) водород
3.Что при нагревании происходит с воздухом ?
а) он кипит
б) он расширяется
в) остаётся без изменений
г) он сжимается
4. Какое свойство воздуха указано неверно?
а) прозрачен
б) голубого цвета
в) не имеет запаха
г) бесцветен
5. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло;
г) воздух прозрачен.
6. Отчего загрязняется воздух?
а) водитель выключает мотор во время остановки;
б) школьники высаживают в парках деревья;
в) на фабриках и заводах ставят установки, улавливающие ядовитые газы и вредные вещества;
г) увеличивается количество автомобилей на Земле.
2. Фронтальный опрос
- Перечислите свойства воздуха.
- Отчего загрязняется воздух?
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
II. Самоопределение к деятельности
Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:
Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака)
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Приходил, стучал по крыше, уходил - никто не слышал. (Дождь)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
- Что общего имеют отгадки? Ответы учащихся.
Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды.
Тема нашего урока: «Вода». Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе и выясним важнейшие её свойства, полезные природе и человеку.
III. Работа над новым материалом
1. Беседа. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая.
- Если взглянуть на глобус, то какого цвета больше ? (Больше голубого и синего). Голубым цветом на нем изображают воду.
- Чего же больше на нашей планете - суши или воды? ( Воды больше, чем суши).
Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼. На глобусе есть и участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега. Значит, большую часть поверхности земного шара занимает вода.
Вода входит в состав любого организма. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину (70 %) состоит из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Даже в костях пятая часть – вода. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. В картофеле 77 %, в огурце целых 99 %, она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
Вода также является домом для множества растений и животных.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не больше 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
- Для чего её необходима вода? (Ответы детей)
Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят корабли и лодки. Именно поэтому, издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество. Вода – важный помощник человека.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Итак, мы можем сделать вывод, что вода – это жизнь!
Ничто на Земле не может жить без воды!
- Давайте подумаем, где она содержится? (В морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
Вода в океанах, морях не такая, как в реках. В реках, озерах вода без вкуса (если она чистая!). Она называется пресной. А в морях и океанах вода соленая. Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на земле намного больше, чем пресной.
Кажется, что воды на земле много, ее должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом чистой воды становится все меньше. В чем причина? (Люди загрязняют водоемы, не экономят воду.)
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз. Это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
2. Работа с учебником
Прочитайте статью “Вода и жизнь” на странице 51 и подумайте, какова главная мысль статьи.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
3. Практическая работа «Свойства воды»
Вода – это вещество. Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам в этом опыты. Результаты исследований запишем в тетради.
Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала). Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним. Перельём воду.
Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Она текуча.
Опыт 2. Рассмотрите воду в стакане. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт 3. Сравним цвет воды с полосками цветной и белой бумаги. Какого она цвета?
Вывод. Вода бесцветная. Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок.
Опыт 4. Исследования продолжаются. Вспомните запах апельсина. Понюхайте воду. Имеет ли вода запах?
Вывод. Вода без запаха.
Опыт 5. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? Соль, сахар растворились, вода стала соленой, сладкой.
А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете? Мел не растворяется. Вода стала мутной.
Вывод: вода может растворять некоторые вещества. Она - растворитель.
Опыт 6. А можно ли очистит мутную меловую воду или воду с примесями песка?
Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку и фильтр. Фильтр - приспособление для очистки воды. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделаем фильтр.
Пропускаем через фильтр загрязнённую воду с песком . Что наблюдаете?
Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая чистка называется фильтрованием. В быту используются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод. С помощью фильтра можно очистить эту воду.
Опыт 7. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
Вывод: при нагревании вода расширяется.
Опыт 8. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.
Вывод: при охлаждении вода сжимается.
Динамическая пауза
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем.
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
- Какое свойство воды используем
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником с.52-53.
Чтение и обсуждение проведенных опытов.
- Как объяснить, что вода при охлаждении расширяется ? Что происходит с частицами, из которых она состоит? ( Частицы начинают двигаться быстрее , и промежутки между ними увеличиваются).
- Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых она состоит? ( Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются).
2. Проверка знаний учащихся с помощью ключа.
Нужное подчеркнуть.
1. Что такое вода?
Жидкость, полезное ископаемое.
2.Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай?
Текучесть, растворитель
3.Свойство воды в жидком состоянии:
Без запаха, без цвета.
V. Подведение итога урока, выставление оценок. Рефлексия
- Какую роль играет вода в жизни организмов?
- Какую пользу человеку приносит вода?
–Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- Как можно очистить загрязнённую воду?
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
В. А. Андреев
VI. Домашнее задание
На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Вы дома прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задание.
Задание. Отмечайте в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделайте вывод.