Конспект урока на тему «Проверка деления с остатком» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 4 March

Тема: Проверка деления с остатком

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: способствовать развитию умений осуществлять проверку деления с остатком, решать составные задачи, чертить квадрат заданной площади.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять проверку примеров на деление с остатком.

Развивающие: развивать умение проводить самоанализ; развивать логическое мышление, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, аккуратность к оформлению работы, самостоятельность, воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком, научить применять правило и проверку деления с остатком.

Метапредметные: 

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; умение извлекать и анализировать информацию из текста учебника.

Регулятивные УУД: применять и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать грамматические нормы устной речи. 

Личностные: проявлять внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; оценивать свою активность в деятельности, выражать готовность к сотрудничеству; Умение слушать и понимать других

Оборудование: учебник (Моро, 2 часть), тетради, письменные принадлежности, распечатка с примерами, лист А3 с ребусом, мел, доска.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. 

Сядьте ровно. Проверьте, чтобы между партой и вами помещался ваш кулачок. Спина должна полностью касаться спинки стула. У вас на парте должны быть письменные принадлежности, учебник и тетрадь. Уберите лишнее с парт и проверьте всё ли у вас есть.

Устный счёт.

Охарактеризуйте число 97. (Оно нечетное, двухзначное. Чтобы его записать понадобится две цифры: 9, 7.) Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых. (97 = 90 + 7.) Сколько единиц в этом числе? (7 единиц) Десятков? (9 десятков)

Посмотрите на доску (на доску вывешивается распечатка с примерами). Устно решите примеры и найдите правильный.

25:3=8 (ост.2)

25:3=7 (ост.2)

25:3=8 (ост.1)

Какие допущены в двух других примерах ошибки? (в первом неверный остаток, во втором подобрано не ближайшее число до 25, которое делится без остатка на 3)

Актуализация знаний.

Над какой темой вы работали на прошлом уроке? (Деление с остатком.)

Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное.)

Как найти неизвестное делимое? (Надо делитель умножить на частное.)

Что вы знаете про остаток?  (Остаток всегда меньше, чем делитель.)

Посмотри на доску (на доску вывешивается ребус) Решите примеры устно. (учащиеся готовят ответ, учитель записывает) Теперь нам нужно соотнести букву с числом. Какое слово у нас получилось? (Это слово «Проверка».)

Р

8*4= (32)

 

Е

48:6= (8)

 

В

7*3= (21)

У

57-29= (28)

 

П

7*5= (35)

 

Н

36:4= (9)

Н

10*4= (40)

 

Г

78-36= (42)

 

А

66-50= (16)

К

37+35= (72)

 

О

63:9= (7)

 

Ч

81:9= (9)

 

35

32

7

21

8

32

72

16

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей и задач урока.

Проверка – это один из важных этапов любой деятельности.

Давайте вернёмся к примерам, которые мы решили ранее. (25:3=8 (ост.2), 25:3=7 (ост.2), 25:3=8 (ост.1)) Скажите ещё раз какие были допущены ошибки в перовом и во втором примерах. (в первом неверный остаток, во втором подобрано не ближайшее число до 25, которое делится без остатка на 3)

Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения? (Надо выполнить проверку деления.)

Я думаю, что вы уже догадались какая тема нашего урока. Кто сможет сформулировать тему? (проверка деления с остатком)

Сегодня мы учимся проверять решение примеров на деление с остатком.

Открытие нового.

Вспомните, как выполняется проверка деления. (Проверка деления выполняется умножением. Надо частное умножить на делитель, если получится делимое, то деление выполнено верно.) Совершенно верно.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запишите пример: 85:15= (5 (10 ост.))

Кто же догадался, как выполнить проверку? (предположения учащихся) В чем нужно сначала убедиться? (Что остаток меньше делителя) Это и будет первым шагом. (на доску вывешивается распечатка с первым этапом проверки)

Как найти делимое? (Нужно делитель умножить на частное) Это второй наш шаг. (на доску вывешивается распечатка со вторым этапом проверки)

Что у нас еще осталось? (Остаток) Как вы думаете, что мы будем с ним делать? (Прибавим) Хорошо, это третий шаг. (на доску вывешивается распечатка с третьим этапом проверки)

Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? (Что пример решен верно)

Ребята, алгоритм проверки вам нужно будет запомнить. Давайте его еще раз с вами прочитаем. (один учащийся читает этапы проверки деления с остатком)

В случае деления, когда делимое меньше делителя, действуем так же.

Запишите пример: 19:20= (0 (19 ост.))

Физкультминутка.

Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
А теперь прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А сейчас пора учиться.
Да прилежно, не лениться

Молодцы! Садитесь на свои места. Продолжаем работу.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь откройте учебники на стр. 32 и найдите № 1.

Сейчас вы по одному будете выходить к доске, чтобы решить 1 пример и выполнить проверку. Остальные работают самостоятельно в тетрадях и сверяют решение с доской.

50:15= 3 (5 ост.)

Проверка: 5<10, 15*3+5=45+5=50

18:27= 0 (18 ост.)

Проверка: 18<27, 27*0+18=18

89:22= 4 (1 ост.)

Проверка: 1<22, 22*4+1=88+1=89

75:18= 4 (3 ост.)

Проверка: 3<18, 18*4+3=72+3=75

100:30= 3 (10 ост.)

Проверка: 10<30, 30*3+10=90+10=100

76:20= 3 (16 ост.)

Проверка: 16<20, 20*3+16=60+16=76

57:42= 1 (15 ост.)

Проверка: 15<42, 42*1+15=42+15=57

28:17= 1 (11 ост.)

Проверка: 11<17, 17*1+11=17+11=29

25:26= 0 (25 ост.)

Проверка: 25<26, 26*0+25=25

9:13= 0 (9 ост.)

Проверка: 9<13, 13*0+9=9

Молодцы!

Кто хочет прочитать задачу под №3 на этой же странице. (один учащийся читает задачу)

Что нам известно? (что на полпути мальчик затратил 15 минут, а на остальной путь на 6 минут больше) Что нам необходимо найти? (Сколько времени он затратил на весь путь) Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (не можем, так как не знаем сколько времени он потратил на вторую половину пути)

Давайте составим схему к задаче и решим её. Один ученик выходит к доске для составления схемы, второй ученик решает задачу у доски.

t1709570004aa.png t1709570004aa.png

1 способ.

15+6=21 (мин) мальчик затратил на оставшийся путь.

21+15=36 (мин)

Ответ: 36 мин мальчик потратил на весь путь.

2 способ.

15*2=30 (мин)

30+6=36 (мин)

Ответ: 36 мин мальчик потратил на весь путь.

Прочитайте задание под №4. (один учащийся читает задание)

Какую фигуру нам нужно начертить? (квадрат) Что мы знаем про квадрат? (все стороны квадрата равны) Чему равна площадь квадрата, который нам нужно начертить? (4 см в кв.) Как мы находим площадь? (длину умножаем на ширину) Чтобы найти площадь нам нужно перемножить две стороны, а если мы знаем, что у квадрата стороны равны, и площадь нашего квадрата 4 см в кв., то какие два одинаковых числа мы должны перемножать? (мы должны умножить 2 на 2) Значит, чему будут равны стороны нашего квадрата? (стороны квадрата будут равны 2 см) Начертите квадрат со сторонами 2 см. (учащиеся выполняют чертёж в тетрадях)

Теперь нам нужно раскрасить четвёртую часть нашего квадрата. Как нам найти четвёртую часть квадрата? (разделить квадрат на 4 равные части) раскрась четвёртую часть квадрата любым способом.

t1709570004ab.png

Сколько квадратных сантиметров закрашено? (закрашен 1 см в кв., т.к. мы закрасили четвёртую часть всего квадрата, а его площадь равно 4 см в кв.)

Как узнать, чему равна площадь нераскрашенной части? (чтобы узнать площадь нераскрашенной части, нужно из всей площади (4 см в кв.) вычесть площадь раскрашенной части (1 см в кв.): 4-1=3, получается 3 см в кв.)

Рефлексия.

Что мы делали сегодня на уроке?

Как выполнить проверку деления с остатком?

Можем ли мы выполнять проверку, если остаток больше делителя?

Какое задание было самым интересным?

Что вызвало затруднение на уроке?

Что было легко?

Спасибо за хорошую работу на уроке. Вы все большие молодцы. Наш урок окончен. До свидания.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации